ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-8538/20 от 24.12.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А63-8538/2020

30.12.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2020

Полный текст постановления изготовлен 30.12.2020

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» – ФИО1 (доверенность от 01.11.2020) и представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – ФИО2 (доверенность от 09.01.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020 по делу № А63-8538/2020,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее – общество, заявитель) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Северо-Кавказское МРУ Росприроднадзора) об отмене постановления от 02.06.2020 по делу об административном правонарушении № 20-241/П/1-038/3, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3, о привлечении ООО «Экосервис» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Заявление мотивировано отсутствием в действиях ООО «Экосервис» состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 8.2 КоАП РФ и в случае установления судом состава административного правонарушения, снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.

Решением от 28.10.2020 изменено постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.06.2020 № 20-241/П/1-038/3 о признании общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, размер штрафа снижен до 150 000 рублей..

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда от 28.10.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Управление представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.

Представитель общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель управления возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020, в порядке ч.5 ст. 268 АПК РФ проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.

Из материалов дела усматривается.

Управлением на основании приказа от 05.03.2020 № 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Экосервис», по результатам которой выявлены следующие нарушения.

В ходе проверки управлением установлено, что ООО «Экосервис» осуществляет размещение (захоронение) отхода 4 класса опасности «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104», образованного в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) - в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт.

Заинтересованное лицо, усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, уведомлением от 12.05.2020 № 20-241/П/25 известило заявителя о необходимости явки 19.05.2020 в 15:00 в Северо-Кавказское МРУ Росприроднадзора для составления протокола об административном правонарушении (12.05.2020 уведомление получено нарочно директором общества ФИО4, что подтверждается его подписью).

Старшим государственным инспектором управления ФИО3 при участии директора общества ФИО4 в отношении общества 19 мая 2020 года составлен протокол об административном правонарушении № 20-241/П/1-038/1 по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Определением от 19.05.2020 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - 02.06.2020 в 14:00 в Северо-Кавказском МРУ Росприроднадзора (19.05.2020 уведомление получено нарочно директором общества ФИО4, что подтверждается его подписью).

Старшим государственным инспектором управления ФИО3 в отношении ООО «Экосервис» (в отсутствие его законного представителя, надлежащим образом извещенного) 02 июня 2020 года вынесено постановление № 20-241/П/1 -038/3, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Также обществу выдано предписание от 02.06.2020 № 20-241/П/1 -038/4, в соответствии с которым заявителю необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и в течение одного месяца со дня получения представления представить в управление информацию о принятых мерах.

Общество, не согласившись с постановлением управления от 02.06.2020 № 20-241/П/1-038/3, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, сославшись на положения части 4, части 6 и части 7 статьи 210 АПК РФ, а так же на положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации указал, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

На основании части 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно части 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В ходе выездной проверки в отношении ООО «Экосервис», на основании приказа от 05.03.2020 № 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020, Управлением выявлены следующие нарушения.

Общество осуществляет деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов) через нагнетательную скважину «Люминофор № 1» на глубину 1650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.

ООО «Экосервис», с целью осуществления указанной деятельности эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для наземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт: для хранения жидких отходов - шламонакопители № 2, № 3, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010410:137; для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт-нагнетательную (поглощающую) скважину «Люминофор №1», расположенную на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010410:125.

Обществу указанные объекты и скважина принадлежат на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права 28.09.2011 № 15-A3 570988 (скважина №1 «Люминофор»), свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 № 26-A3 478020 (шламонакопитель № 2), свидетельство о государственной регистрации права от 07.07.2011 № 26-АЗ 478110 (шламонакопитель № 3)). Земельные участки под указанными объектами представлены обществу в аренду администрацией г. Ставрополя (договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 26.03.201 2 № 248, срок аренды до 11.12.2021 (под шламонакопителями № 2, № 3,кадастровый номер 26:12:010410:137), договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 № 9060, срок аренды до 11.12.2021 (под скважиной «Люминофор № 1», кадастровый номер 26:12:01 0410:125).

Шламонакопитель жидких отходов № 2 введен в эксплуатацию в 1989 г.; проектная мощность 77 тыс. куб.м; площадь объекта размещения отходов: 18 314 кв.м. Объект размещения отходов (ОРО) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) - номер объекта в ГРОРО: 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 г.

Шламонакопитель жидких отходов № 3 введен в эксплуатацию 1979 г.; проектная мощность 90 тыс. куб.м; площадь ОРО: 28 800 кв.м; включен в ГРОРО - номер объекта в ГРОРО: 26-00023-Х-00645-031015.

Шламонакопители № 2 и № 3 являются гидротехническими сооружениями, на которые разработана декларация безопасности гидротехнических сооружений, регистрационный номер 20-20(03)0002-09-ХИМ, утвержденная 17.01.2020 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (срок действия 4 года).

Шламонакопители № 2 и № 3 представляют собой герметичный котлован, состоящий из ограждающей дамбы насыпной грунтовой, из местных суглинков с уплотнением. По дну и откосам шламонакопителей устроен противофильтрационный экран из глины толщиной 1,5 м., укрепленный защитным слоем из щебня, предназначенный для исключения попадания вредных веществ в грунтовые воды и недопущения опасных фильтрационных деформаций грунта ограждающей дамбы и ее основания. Дренажные системы не предусмотрены. В состав ГТС шламонакопителей входят: подводящие трубопроводы стальные по 2 нитки, отводящие трубопроводы стальные по 1 нитке, насосы производительностью 50 куб.м.

Общество в шламонакопителях № 2, № 3 осуществляет сбор и размещение (хранение) следующих видов отходов 4 классов опасности (промстоки): «отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104», «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104»-, «смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104» (далее - жидкие отходы 4 класса гласности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки), с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения через нагнетательную скважину «Люминофор № 1» на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га.

Пользование участком недр осуществляется на основании лицензии от 10.08.2001 серия СТВ номер 00584, вид лицензии ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, выданной Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд), на основании проектной документации Проект подземного захоронения промстоков ОАО «Люминофор» в палеоценовый водоносный горизонт 1998 г.» (разработчик документации: ОАО «СевКавНИПИгаз», г. Ставрополь), получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 06.04.2000, утвержденное приказом государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 № Э-61/2. Срок окончания действия лицензии 01.04.2024 (Приложение № 17 к лицензии СТВ №00584 ЗЭ).

Участок по захоронению жидких отходов состоит из одной поглощающей нагнетательной) скважины № 1 Люминофор, трех глубоких скважин № 2, № 3 Люминофор, № 2 Ставропольская, а также двух мелких наблюдательных скважин № 1Н, № 2Н, предназначенных для контроля за захоронением промстоков.

Скважина № 1Л введена в эксплуатацию 1991 г. и принадлежит обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права 28.09.2011 № 26-АЗ 570988); земельный участок под скважиной предоставлен обществу администрацией г. Ставрополя на праве аренды (договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 № 9060 (под скважиной «Люминофор № 1», кадастровый номер 26:12:010410:125), срок аренды установлен до 11.12.2021. Земельный участок под скважиной № 1 Л относится к категории земель «Земли населённых пунктов», разрешенное использование «Для размещения промышленных объектов», по документу «Под объектом производственного назначения», площадь: 732 кв.м.

Подземная часть подземного хранилища стоков (жидких отходов) включает в себя пласт-коллектор, подстилающий и перекрывающий водоупоры, «буферные» водоносные горизонты, контрольный водоносный горизонт и систему скважин различного назначения.

Технологическая схема (технология) подземного захоронения промстоков в палиоценновый водоносный горизонт изложенна в «Проекте подземного захоронения промстоков ОАО «Люминофор» в палеоценовый водоносный горизонт» 1998 г. (разработчик документации: ОАО «СевКавНИПИгаз» г. Ставрополь), который получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Проекта подземного захоронения промстоков ОАО «Люминофор» в палеоценовый водоносный горизонт» от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 № Э-61/2.

Обществом принимаются промышленные стоки (отходы) на размещение (хранение) на шламонакопителях № 2, № 3 от предприятий ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ЗАО НПФ «Люминофор», ООО НПФ «ЛЮМ», расположенных на промплощадке ЭАО «Люминофор» в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании заключенных договоров: с ЗАО «Сезар плюс» - договор от 01.03.2018 № 1/18-отх/эко на прием химических отходов; с ООО «СЗСП» - договор от 01.03.2017 № 8/БЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; с ЗАО НПФ «Люминофор» - договор от 30.12.2011 № 4/12-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков; с ООО НПФ «ЛЮМ» - договор от 01.02.2015 № 7/15-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промтоков.

В соответствии со справкой ООО «Экосервис» от 18.03.2020 № 29/ЭКО, имеющимся актам выполненных работ за 2018, 2019 гг., отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 г., статистической отчетности № 2-ТП (отходы) за 2017, 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО «Экосервис» принято и размещено на шламонакопителях № 2 и № 3 жидких отходов 4 класса опасности (промышленные стоки) от указанных предприятий, всего в 2017 г. - 51,0 тонну, в 2018 г. - 10 391 куб.м (в шламонакопитель №2-5 615 куб.м, в шламонакопитель №3-4 776 куб.м), в 2019 г. - 8 953 куб.м (в шламонакопитель № 2-3 711 куб.м, в шлаонакопитель № 3 - 5 242 куб.м), в том числе:

1)от ООО «Сезар Плюс»:

- всего в 2018 г. - 7 450 куб.м (акт от декабря 2018 г. - 670 куб.м, от ноября 2018 г. -880 куб.м, от октября 2018 г. - 0 куб.м, от сентября 2018 г. - 500 куб.м, от августа 2018 г -625 куб.м, от июля 2018 г. - 685 куб.м, от июня 2018 г. - 680 куб.м, от мая 2018 г. -780 куб.м, от апреля 2018г. - 585 куб.м, от марта 2018г. - 610 куб.м, от февраля 2018г. - 735 куб.м, от января 2018г.-700 куб.м);

- всего в 2019 г. - 7 002 куб.м (акт от декабря 2019 г. - 620 куб.м, от ноября 2019 г. - 770 куб.м, от октября 2019 г. - 802 куб.м, от сентября 2019 г. - 673 куб.м, от августа 2019 г. - 623 куб.м, от июля 2019 г. - 506 куб.м, от июня 2019 г. - 739 куб.м, от мая 2019 г. -671 куб.м, от апреля 2019 г. - 605 куб.м, от марта 2019 г. - 696 куб.м, от февраля 2019 г. -297 куб.м);

2) от ООО «СЗСП»:

- всего в 2018 г. - 2 614 куб.м (акт от декабря 2018 г. - 112 куб.м, от ноября 2018 г. - 120 куб.м, от октября 2018 г. - 113 куб.м, от сентября 2018 г. - 223 куб.м, от августа 2018 г. - 276 куб.м, от июля 2018 г. - 253 куб.м, от июня 2018 г. - 225 куб.м, от мая 2018 г. - 259 куб.м, от апреля 2018 г. - 256 куб.м, от марта 2018 г. - 280 куб.м, от февраля 2018 г. - 227 куб.м, от января 2018 г.- 270 куб.м);

- всего в 2019 г. - 1 691 куб.м (акт от декабря 2019 г. - 198 куб.м, от ноября 2019 г. - 135 куб.м, от октября 2019 г. - 41 куб.м, от сентября 2019 г. - 335 куб.м, от августа 2019 г. -101 куб.м, от июля 2019 г. - 128 куб.м, от июня 2019 г. - 128 куб.м, от мая 2019 г. - 137 куб.м, от апреля 2019 г. - 110 куб.м, от марта 2019 г. - 98 куб.м, от февраля 2019 г. - 93 куб.м, от января2019 г. - 87 куб.м);

3) от ООО НПФ «ЛЮМ»:

- всего в 2018 г. - 325 куб.м (акт от декабря 2018 г. - 34 куб.м, от ноября 2018 г. - 47 куб.м от октября 2018 г. - 32 куб.м, от сентября 2018 г. - 23 куб.м, от августа 2018 г. - 34 куб.м, от июля 2018г. - 33 куб.м, от июня 2018г. - 27 куб.м, от мая 2018г. - 17 куб.м, от апреля 2018г. - 20 куб.м, от марта 2018 г. - 24 куб.м, от февраля 2018г. - 16 куб.м, от января 2018 г.- 18 куб.м);

- всего в 2019 г. - 254 куб.м (акт от декабря 2019 г. - 23 куб.м, от ноября 2019 г. – 12 куб.м, от октября 2019 г. - 15 куб.м, от сентября 2019 г. - 45 куб.м, от августа 2019 г. - 22 куб.м, от июля 2019 г. - 22 куб.м, от июня 2019 г. - 41 куб.м, от мая 2019 г. - 11 куб.м, от апреля 2019 г. – 8 куб.м, от марта 2019 г. - 19 куб.м, от февраля 2019 г. - 22 куб.м, от января 2019 г. - 14 куб.м);

4) от ЗАО НПФ «Люминофор»:

- всего в 2018 г. - 2 куб.м (акт от апреля 2018 г. - 2 куб.м);

- всего в 2019 г. - 6 куб.м (акт от декабря 2019 г. - 2 куб.м, от ноября 2019 г. - 2 куб.м, от октября 2019 г. - 2 куб.м);

Указанными юридическими лицами на образующиеся жидкие отходы (промстоки) составлены паспорта опасных отходов:

- ЗАО «Сезар Плюс» паспорт опасного отхода составлен на «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104»; паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. №6097/17-16 от 15.09.2016;

- ООО «НПФ «ЛЮМ» паспорт опасного отхода составлен на «отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104»; паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. № 6626/17-16 от 26.10.2016;

- ЗАО «НПФ «Люминофор» паспорт опасного отхода составлен на «отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104»; паспорт представлен в Департамент Росприроднадзора по СКФО вх. № 5824/17-16 от 11.08.2016;

- ООО «СЗСП» паспорт опасного отхода составлен на «смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104»; паспорт представлен в Департамент Росприроднадзсп по СКФО вх.№ 5825/17-16 от 11.08.2016.

При этом, сбор и размещение (хранение) отходов 4 класса опасности в шламонакопителях № 2 и № 3 осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.10.2019 № Д 26 00004/П, выданной Северо-Кавказским межрегиональным управлением Роприроднадзора на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов 4 класса опасности: «отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104»; «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО -4931011104»; «смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция ; сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104».

Отходы, образующиеся от деятельности ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ООО НПФ Люм», ЗАО НПФ «Люминофор» поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведения значения рН = 7,0 - 8,0.

При этом, в зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя .№2 и №3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.

Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков. Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80-90 суток. В шламонакопителях поддерживается минимально - разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков.

В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадание твердых включений в осадок (донные отложения).

В ходе выездной проверки 17.03.2020 в присутствии представителя ООО «Экосервис», с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), был произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях № 2 и № 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 № 20-241/П/6, от 17.03.2020 № 20-241/П/4, протоколы отбора измерений) проб отходов от 17.03.2020 № 23-о, от 17.03.2020 № 24 -о, от 17.03.2020 № 25-о, от 17.03.2020 № 26-о.

В соответствии с исследованиями, представленными ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 № 11 -12/752 (вх. от 20.04.2020 №5083/01-25), установлено, что в результате деятельности Общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях № 2 и № 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 № 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 № 23-о, от 26.03.2020 № 24-о, от 26.03.2020 № 25-о, от 26.03.2020 №26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020А№ 23-о, от 25.03.2020 № 24-о, от 25.03.2020 № 25-о, от 25.03.2020 № 26-о):

- жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4»;

- донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

На основании экспертного заключения от 10.04.2020 № 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей №,2, № 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.

Образованные в процессе стабилизации отходы: донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0» - размещаются (хранятся) в шламонакопителях №2 и №3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.

При этом, образованные в процессе стабилизации - отходы 4 класса опасности растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 0 4» с помощью перекачивающих насосов захораниваются, через поглощающую (нагнетательную) скважину № 1 Л на глубину 1 650 метров в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.

Закачка поступающих промстоков (жидких отходов) ведется не регулярно, в связи с малыми объемами, процесс закачки промстоков носит циклический характер. Продолжительность цикла закачки около 105 суток (апрель - июнь и сентябрь - ноябрь).

В соответствии со справкой от 18.03.2020 № 29/ЭКО, актам захоронения отходов промстоков) за 2018, 2019 гг., пояснительной записке от 2018, 2019 гг., ООО «Экосервис через нагнетательную скважину №1Л захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017-2019 гг. - 59 059 куб. м: в 2017 г.-29 532 куб.м; в 2018 г. -20 993 куб. м (акт от 21.05.2018 - 13 529 куб. м из шламонакопителя № 3, в период с 20.04.2018 по 20.05.2018; акт от 01.11.2018 - 7 464 куб. м из шламонакопителя № 2, в период с 04.09.2018 по 01.11.2018); в 2019 г. - 8 534 куб. м. (акт б/д от 2019 г. - 4 850 куб.м из шламонакопителя № 3, в период с 29.04.2019 по 05.05.2019; акт от 15.10.2019 - 3 684 куб.м из шламонакопителя № 2, в период с 10.10.2019 по 15.10.2019).

Таким образом подтверждается материалами дела, что общество имеет участок недр выделенный (предоставленный) как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Факт размещения (захоронения) отхода 4 класса опасности «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104», на объекте, не внесенном в ГРОРО (в палеоценовый водоносный горизонт), подтверждается справкой от 18.03.2020 № 29/ЭКО, пояснительной запиской от 2018, 2019 гг., актами захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019 гг. (акт от 21.05.2018, акт от 01.11.2018, акт б/д от 2019 г., акт от 15.10.2019).

При таких обстоятельствах действиями (бездействиями) ООО «Экосервис» нарушило требования части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, выразившиеся в размещении (захоронении) отхода 4 класса опасности «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104», образованного в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков на объекте, не внесенном в ГРОРО - в предоставленный участок недр, в палеоценовый водоносный горизонт, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина заявителя является доказанной.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении в отношении заинтересованного лица в ходе не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения на момент рассмотрения настоящего дела не истек (статья 4.5 КоАП РФ).

В материалах дела имеется достаточно доказательств и фактических данных, на основании которых в действиях общества подтверждаются наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Доказательства невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.

Судом первой инстанции, с четом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, обоснованно отклонен довод общества о наличии оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Обоснованно отклонено ходатайство о снижении размера назначенного обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.4 КоАП РФ, с учетом, что он является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), находится в тяжелой экономической ситуации.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Санкция части 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд первой инстанции, правильно учтены конкретные обстоятельства дела и характер допущенного нарушения, и с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания правонарушению, совершенному обществом, сделан правильный вывод, что превентивная цель административного производства будет достигнута и при снижении размера назначенного управлением заявителю штрафа, в связи с чем снижен штраф по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ до предельного размера, указанного в части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно до 150 000 рублей.

В связи с изложенным судом первой инстанции сделан вывод о законности вынесенного в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении, обоснованно отказал в удовлетворении требований о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением и о снижении размера штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.4 КоАП РФ .

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы, в том числе о снижении размера штрафа ниже низшего предела, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2020 по делу № А63-8538/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Д.А. Белов

Судьи М.У. Семенов И.А. Цигельников