ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-8649/2020
05 апреля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.12.2020 по делу № А63-8649/2020, при участии представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю – ФИО1 (доверенность от 13.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Ессентукская сетевая компания» (далее – компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 13.05.2020 по делу № 026/01/10-131/2020 и недействительным предписания № 6 от 13.05.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Драгресурс» (далее – общество) и общество с ограниченной ответственностью «Ломбардная компания «Драгоценности Урала».
Решением от 25.12.2020 требования компании удовлетворены.
Не согласившись с решением, антимонопольный орган обратился в апелляционный суд с жалобой. В обоснование своих доводов антимонопольный орган указывает на ошибочность вывода суда о том, что компания не обязана направлять уведомление о предполагаемой проверке, если имеется доступ к приборам учета. Также ссылается на то, что материалами дела доказан факт нарушения компанией пунктов 172-177, 192 и 193 Основных положения, регламентирующих порядок составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В отзыве компания просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 09.02.2021 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя, апелляционный суд не усматривает оснований для изменения или отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.01.2020 в адрес антимонопольного органа поступила жалоба общества (исх. № 72/ДР от 20.12.2019, вх. 264) на действия компании о том, что 04.12.2019 ее представителем в рамках проверки исполнения обязательств по договору энергоснабжения № 592722 от 27.10.2016 составлен акт о безучетном потреблении электрической энергии № 000015. Данный акт составлен с нарушением порядка, предусмотренного законодательством, а именно: 04.12.2019 при составлении компанией акта о безучетном потреблении электрической энергии отсутствовал представитель общества, также компанией не было осуществлено надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.
Приказом антимонопольного органа от 23.01.2020 № 83 в отношении компании возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 026/01/10-131/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что 04.12.2019 компания проводила мероприятия по выявлению и пресечению фактов безучетного потребления электрической энергии по точкам поставкам.
04 декабря 2019 года представителями компании составлен акт №000015 о безучетном потреблении электрической энергии, в котором зафиксировано, что при проведении проверки присутствовал представитель общества ФИО2 по доверенности № 96 от 09.12.2019, пояснения по акту зафиксированы им же. В акте отражено, что он передан компанией 09.12.2019, получен обществом 09.12.2019, следовательно, представители общества не присутствовали при обследовании электроустановок потребителя на предмет безучетного потребления электрической энергии. Указанная в акте схема неучетного потребления электрической энергии не требует длительного факта установления, что свидетельствует о составлении акта в момент его обнаружения.
Из представленной обществом видеозаписи камеры внутреннего наблюдения усматривается, что сотрудники компании прибыли на объект общества 04.12.20219, представились, цель посещения объекта проведения являлось осуществление проверки. Осмотр электроустановки сотрудниками сетевой организации осуществлялся в отсутствие представителей потребителей.
Следовательно, акт о безучетном потреблении электрической энергии № 000015 от 04.12.2019 составлен без участия потребителя, в нем отсутствуют сведения об извещении потребителя о необходимости прибытия для составления и подписания акта и отказе от подписи, отсутствуют сведения о нарушениях, допущенных потребителем при учете электроэнергии.
Из этого следует, что акт о безучетном потреблении электроэнергии № 000015 от 04.12.2019 составлен с нарушениями действующего законодательства, в том числе пункта 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения).
Кроме того, к акту безучетного потребления электрической энергии сетевой компанией был произведен расчет объёмов безучетного потребления электроэнергии от 04.12.2019, согласно которому неучтенное потребление электрической энергии составило в объеме 40012 кВт*ч. Данный объем электрической энергии был учтен в акте приема-передаче электрической энергии (мощности) №1799481 от 31.12.19. Компания произвела расчет объемов потребленной электрической энергии без учета показаний установленного прибора учета электрической энергий у потребителя общества. Расчет был передан в ПАО «Ставропольэнергосбыт» и выставлен счетом за декабрь 2019 года к оплате.
Тем самым, выставленный счет к оплате за электроэнергию обществу рассчитан н не по показаниям прибора учета, а исходя из мощности потребления, вследствие ненадлежащего составленного акта о безучетном потреблении.
По итогам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 13.05.2020 по делу № 026/01/10-131/2020, которым компания признана нарушившей часть 1 статьи 10 Закона защите конкуренции и ей выдано предписание № 6 от 13.05.2020 в течение 14 дней с момента получения предписания прекратить нарушение, а именно отозвать акт о безучетной потреблении электрической энергии от 01.12.2019 из ПАО «Ставропольэнергосбыт».
Полагая, что вынесенные решение и предписание нарушают прав и законные интересы компании, оспорило их в судебном порядке.
Суд, удовлетворяя требования компании, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду.
В силу пункта 2 части 1 статьи 1 Закона о конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 1 Основных положений они устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии
В соответствии с пунктом 2 Основных положений (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (куплипродажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Согласно пункту 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Пунктом 176 Основных положений установлено, что результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.
Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным
Согласно пункту 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В соответствии с пунктом 194 Основных положений расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
Судом установлено, что в помещении, расположенном по адресу: <...>, расположен ломбард № 69 общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Драгоценности Урала», являясь субарендатором по договору от 01.03.2011 № ЛК-243/11 (Д-119/11). Срок договора аренды установлен с 01.03.2011 на неопределенный срок.
04 декабря 2019 года сотрудниками компании проведена проверка в данном помещении на предмет выявления несанкционированных подключений потребителей к сетям сетевой организации, с целью осуществления безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии. Входная дверь в помещение на момент проверки была открыта для всех посетителей. При входе в помещение сотрудники сетевой компании представились, озвучили цель визита. Лицо, находившееся в тот момент в помещении (сотрудник ломбарда), в отдельно огороженном решеткой и дверью месте (в силу специфики помещения ломбарда), указало место расположения прибора учета. При осуществлении проверки доступ представителям сетевой компании ограничен не был. В ходе проверки прибора учета работники компании осуществили отключение прибора учета, однако электроснабжение помещения не прекратилось, в том числе продолжалась видеозапись камеры внутреннего наблюдения, установленной внутри помещения.
Таким образом, был установлен факт безучетного потребления электрической энергии. После проведения указанных действий, сотрудники компании начали заполнять акт о безучетном потреблении энергии, однако, выяснив отсутствие полномочий у сотрудника ломбарда на подписание соответствующих документов, составление акта прервали. При этом сотрудник ломбарда сообщил представителям компании номер телефона управляющей ломбарда, которая обладает правом подписи документов.
В дальнейшем 09.12.2019 в компанию явилась ФИО2 по доверенность от 09.12.2019, выданной обществом. В ее присутствии компанией окончательно составлен акт № 00015 о безучетном потреблении энергии и вручен лично, в акте ФИО2 выразила свое несогласие с ним.
Согласно пункту 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пунктам 170, 177 Основных положений в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
Из системного толкования приведенных положений следует, что уведомление потребителя о дате и времени проверки необходимо в случае, если работники сетевой организации или гарантирующего поставщика не были допущены на объект энергоснабжения или к приборам учета (системе учета). В случае, если допуск к энергопринимающим устройствам (приборам учета (системе учета)) был обеспечен потребителем (его работниками или представителями) либо лицами, фактически осуществляющими потребление электрической энергии (арендаторами или иными лицами, на законных основаниях пользующихся энергопринимающими устройствами (помещениями) потребителя), то такая проверка считается проведенной в соответствии с требованиями законодательства.
Указанное в пункте 177 Основных положений уведомление о необходимости обеспечения допуска не является идентичным уведомлению о дате и времени составления акта, указанному в пункте 193 Основных положений.
Нахождение прибора учета в свободном доступе (на опоре, на стене здания, в торговом зале или ином помещении, в которое имеет доступ неограниченный круг лиц) свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения допуска и как следствие уведомления потребителя сетевой организацией о проверке приборов учета в соответствии с пунктом 177 Основных положений.
В рассматриваемом случае доступ к прибору учета имелся, он предоставлен работником ломбарда обществ с ограниченной ответственностью «Ломбардная компания «Драгоценности Урала», которое является арендатором помещения.
Поскольку акт о безучетном потреблении электрической энергии фактически составлен позже даты проведения проверки в присутствии представителя общества, при этом фактическое составление акта о безучетном потреблении электрической энергии не в день проведения проверки не свидетельствует о нарушении компанией порядка проведения проверки и порядка составления акта.
При данных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что произведение компанией расчета объемов потребленной электрической энергии без учета показаний установленного прибора учета и направление указанного расчета в ПАО «Ставропольэнергосбыт» согласуется с действиями, предусмотренными Основными положениями, которые компания должна была произвести при обнаружении факта безучетного потребления электрической энергии. В связи с чем, правомерно удовлетворила требования компания.
Вопреки доводу апелляционной жалобы о том, что компания не обязана направлять уведомление о предполагаемой проверке, если имеется доступ к приборам учета, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Исходя из содержаний Основных положений № 442 отсутствие уведомления о предполагаемой проверке само по себе не может являться основанием для признания акта о безучетном потреблении электрической энергии надлежащим доказательством, поскольку направлению потребителю такого уведомления производится исключительно с целью согласования сторонами даты и времени проведения проверки в ситуации, когда для ее проведения требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.
С учетом изложенного, решение является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.12.2020 по делу № А63-8649/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Г. Сомов
Судьи: И.А. Цигельников
Д.А. Белов