ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-1280/2023 от 19.01.2024 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 января 2024 года Дело №А64-1280/2023

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2024 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.,

судей Аришонковой Е.А.,

Пороника А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от акционерного общества (АО) «Транснефть-Дружба»: Муратовой С.Б. – представителя по доверенности №193 от 27.03.2023, предъявлен паспорт гражданина РФ, Черникова О.С. – представитель по доверенности №544 от 10.10.2022 (сроком на3 года), предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт гражданина РФ;

от Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области: Пчелинцевой Ю.П. – представителя по доверенности №1423 от 27.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», служебное удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2023 по делу № А64-1280/2023, по заявлению акционерного общества (АО) «Транснефть-Дружба» (ОГРН 1023202736754, ИНН 3235002178), г. Брянск к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797), г. Тамбов о признании незаконным решения № 079S19230000143 от 26.01.2023

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Транснефть-Дружба» (далее - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области (далее - Отделение фонда, ОСФР по Тамбовской области) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования № 079S19230000143 от 26.01.2023.

Решением от 14.09.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ОСФР по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, о что реше­ние Отделения от 26.01.2023 № 089S19230000143 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Рос­сийской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы Страхователя. Считает, что представление сведений в отношении 1628 застрахованных лиц, является не самостоятельным дополнением ранее представленных сведений, а представленными впервые сведениями после выявления ошибок Отделением. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В представленном суду апелляционной инстанции отзывеОбщество возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, АО «Транснефть-Дружба» области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тамбовской области в отношении Общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (здесь и далее в редакции Закона, действующего на дату составления оспариваемого решения).

В ходе проверки установлено нарушение Обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете с системе обязательного пенсионного страхования, а именно: непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ за октябрь 2022г. в отношении 1628 застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона №27-ФЗ в целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице сведений в форме электронного документа Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 07.12.2016 № 1077п утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М).

Страхователем 07.11.2022 по телекоммуникационным каналам связи представлен документ в электронном виде, код формы которого согласно протоколу проверки не определен, - файл с именем ПФР_079-071-000721_079071_С3В-М_20221107_005056ВЕ-6494-1ЕОО-97СЕ-Б9514Р8Б7Б57.хт1.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователю 08.11.2022г. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, с приложением протокола проверки, содержащего информацию о выявленном несоответствии проверяемого файла xsd-схеме, с указанием результата проверки «Документ не принят», кода проверки «АФ.СХ. 1.1» и кода результата «50».

Уведомление получено и прочитано страхователем 08.11.2022. Срок для устранения имеющихся ошибок - не позднее 15.11.2022. Исправленные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за октябрь 2022 года в отношении 1628 застрахованных лиц представлены страхователем в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 29.11.2022, что позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления.

По итогам проведенной проверки 16.12.2022 ОСФР по Тамбовской области составлен Акт проверки № 079S18220004153.

На основании указанного Акта 26.01.2023 Отделением фонда в отношении АО «Транснефть-Дружба» вынесено решение № 079 S19230000143 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Названным решением Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в сумме 814 000 руб. (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица).

Не согласившись с указанным решением Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Законом № 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ страхователями являются, помимо прочих, юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.

Застрахованные лица это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, порядок предоставления которой утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 №1077п «Формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета».

Согласно пункту 24 Инструкции №211н страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона №27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» представляют Сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В силу пункта 25 Инструкции №211н страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

В соответствии с пунктом 33 Инструкции № 211н при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

При представлении индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Согласно пунктам 37, 40 Инструкции № 211н контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, в силу пункта 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Абзацем 2 пункта 40 Инструкции № 211н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Как следует из материалов дела, 07.11.2022 по телекоммуникационным каналам связи в Отделение фонда заявителем представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за октябрь 2022г. (xml.-файл ПФР 079-071-000721_079071_C3B-M_20221107_005056BE-6494-1EOO-97CE-B9514F8B7D57).

Как верно указал суд, поскольку в данном случае сведения были представлены до установленного срока - 15-го числа следующего за отчетным месяцем, сведения представлены в установленный срок.

Однако в связи с тем, что в сведениях на работника Гусева Р.Н. в номере его СНИЛС при верных цифрах отсутствовал знак «-» между цифрами, указанные сведения приняты не были.

Из протокола проверки отчетности xml.-файла ПФР_079-071-000721_079071_C3B-M_20221107_005056BE-6494-1EOO-97CE-B9514F8B7D57 следует, что выявлена «Грубая ошибка. Документ не принят.»; код результата: «50»; описание проверки «ТипСтраховойНомер»; требуемое действие: «Требуется повторное предоставление документа. Страхователю необходимо устранить ошибки и повторно представить документ».

08.11.2022 ОСФР по Тамбовской области формирует и направляет по телекоммуникационным каналам связи Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому прилагается протокол проверки отчетности xml.-файла ПФР_079-071-000721_079071_C3B-M_20221107_005056BE-6494-1EOO-97CE-B9514F8B7D57.

Страхователь 09.11.2022 по телекоммуникационным каналам связи в Отделение фонда направил дополняющие сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2022г. на работника Гусева Р.Н. с исправлением выявленных нарушений в ранее представленных сведениях (xml.-файл «ПФР_079-071 -000721_079071_C3B-M_20221109_eaba11 c2-eaad-424c-abl4-47f68d6d857f.XML»).

Согласно протоколу контроля отчетности файл ПФР_079-071-000721_079071_C3B-M_20221109_eaba11c2-eaad-424c-abl4-47f68d6d857f.XML принят положительно.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 15.04.2021 № 103п в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ утвержден Порядок заполнения формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» (далее -Порядок заполнения формы СЗВ-М), в пункте 4 которого указано, что форма СЗВ-М в форме электронного документа представляется страхователем по форматам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. № 1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный № 44964), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с пунктом 17 Порядка заполнения формы СЗВ-М в графе «Страховой номер индивидуального лицевого счета» указывается страховой номер индивидуального лицевого счета зарегистрированного лица (СНИЛС), в отношении которого представляется форма СЗВ-М. Заполняется обязательно.

СНИЛС должен состоять из 11 цифр по формату XXX-XXX-XXX-CC или XXX-XXX-XXX CC.

Пунктом 13 Порядка заполнения формы СЗВ-М установлено, что в поле «Тип сведений формы (код)» указывается один из типов представляемой формы: исходная, дополняющая или отменяющая.

Форма СЗВ-М с типом «Дополняющая» представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

В соответствии с Форматом сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М), утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 №1077п (далее -Формат сведений СЗВ-М) при наличии в протоколе проверки СЗВ-М ошибок с кодом 50 формируется отрицательный протокол со статусом «Документ не принят» и текстом «Требуется повторное предоставление СЗВ-М». СЗВ-М не считается принятой. Страхователю необходимо устранить ошибки и повторно представить отчетность. В таблице 7 указанного формата описаны условия, при которых ошибкам заполнения формы присваивается код результата 50.

Вместе с тем, в таблице 7 Формата сведений СЗВ-М указано, что при недостатках указания сведений СНИЛС, содержащихся в страховом свидетельстве, в протоколе проверки СЗВ-М должна сформироваться ошибка с кодом результата 30.

При этом с учетом пунктов 13, 17 Порядка заполнения формы СЗВ-М возможно формирование отчета СЗВ-М с типом «Дополняющая» не по всем застрахованным лицам, а только по тем, данные по которым не приняты.

Указанное также подтверждается представленным заявителем в материалы дела протоколом проверки отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2019г. по аналогичному обстоятельству, исходными и дополняющими типами сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019г., согласно которым сведения уточнялись на одно застрахованное лицо, при формировании исходных сведений на всех работников. При этом такие дополняющие сведения были приняты без последующего применения финансовых санкций.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае, сведения по форме СЗВ-М с типом «Дополняющие» за октябрь 2022г. на работника Гусева Р.Н. были представлены Обществом в форме электронного документа, приняты Отделением фонда, в связи с чем, дальнейшее привлечение заявителя к ответственности в виде наложения финансовых санкций было необоснованно, поскольку страхователь представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованном лице, в отношении которого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, что в силу пункта 40 Инструкции № 211н исключает применение к такому страхователю финансовых санкций.

Основания полагать иное у заявителя отсутствовали.

В свою очередь Отделение фонда при формировании протокола контроля отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2022г. допустило ошибку в коде результата, указав код «50», вместо необходимого кода «30», чем допустило нарушение пунктов 13, 17 Порядка заполнения формы СЗВ-М, таблицы 7 Формата сведений СЗВ-М, а также прав и законных интересов заявителя на исправление первоначально ненадлежащим образом оформленных сведений индивидуального персонифицированного учета.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что дальнейшее представление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом «Дополняющие» за октябрь 2022г. на всех работников, правового смысла не имеет, поскольку Общество исполнило обязанность по представлению исправленных сведения в установленный срок по направленному уведомлению об устранении ошибок.

Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение ОСФР по Тамбовской области № 079S19230000143 от 26.01.2023 не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права и интересы Общества.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.

Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.

Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ОСФР по Тамбовской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2023 по делу №А64-1280/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья А.И. Протасов

судьи Е.А. Аришонкова

А.А. Пороник