ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-7963/17 от 13.11.2018 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

«15» ноября 2018 года

Дело № А64-7963/2017

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2018

Постановление изготовлено в полном объеме  15.11.2018

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Егоровой С.Г.

судей

Орлова А.В.

Толкачевой И.Ю.

при участии в заседании:

от истца – ИП Родиной А.В.

не явились, извещены надлежаще;

от ответчика – Главы КФХ Четырина Н.А.

не явились, извещены надлежаще;

от третьего лица – Администрации

Александровского сельсовета

Знаменского района Тамбовской области

не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  ИП Родиной А.В. на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу № А64-7963/2017,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Родина Александра Владимировна (далее - ИП Родина А.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Четырину Николаю Александровичу (далее - ИП Четырин Н.А., ответчик) о взыскании задолженности за фактически поставленную холодную воду на общую сумму 303 780 руб. 00 коп. в период с 03.11.2014 по 05.07.2016 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Тамбовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Александровского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (далее - Администрация Александровского сельсовета, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2018 по делу N А64-7963/2017 (судья Попов Ю.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Мокроусова Л.М., Маховая Е.В., Серегина Л.А.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2018 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, по основаниям, изложенным в жалобе, ИП Родина А.В. обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2018  и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018.

Ответчик в отзыве возражает против доводов заявителя кассационной жалобы, указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте суда, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив в порядке, установленном главой 35  АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, всобственности муниципального образования Александровского сельсовета Знаменского района Тамбовской области находятся водозаборные сооружения, что подтверждено соответствующими свидетельствами о регистрации права.

01.04.2014 между Администрацией Александровского сельсовета (арендодатель) и ИП Родиной А.В. (арендатор) заключен договор аренды объектов недвижимого и другого имущества системы водоснабжения, по условиям п. 1.1. которого арендодатель предоставил арендатору за плату в аренду объекты водного хозяйства согласно приложению N 1, расположенные в селах Александровка и Измайловка Знаменского района.

Имущество передано арендодателем арендатору, что подтверждается актом приема-передачи б/н от 01.04.2014.

Приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской  области N 79-ж от 08.10.2013, N 134-ж от 09.12.2014, N 202-в от 30.11.2015 для истца установлены тарифы в сфере водоснабжения.

Истец в спорный период осуществлял поставку холодной воды населению и иным абонентам на территории сел Александровка и Измайловка Знаменского района. Данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Обращаясь с иском, ИП Родина А.В. указала, что через централизованные системы водоснабжения в период с 01.04.2014 по 05.07.2016 включительно поставила в адрес ответчика холодную воду за период с 03.11.2014 по 05.07.2016 в объеме 11 188 куб. м на общую сумму 303 780 руб. 00 коп.

Истец в адрес ответчика направил акт N 1 от 08.11.2016 об оказании услуг на сумму 352 121 руб. 84 коп., счет-фактуру N 17 от 08.11.2016 и счет на оплату N 17 от 08.11.2016.

Ответчик данные документы не подписал, оплату за поставленную холодную воду не произвел.

В апреле 2017 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которую ответчик оставил без удовлетворения.

Поскольку ИП Четырин Н.А. не оплатил образовавшуюся задолженность, ИП Родина А.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражные суды исходили из недоказанности факта потребления ответчиком поставляемой ИП Родиной А.В. воды, в условиях подтвержденного наличия альтернативного источника водоснабжения, а так же отсутствия у истца лицензии на добычу пресных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вместе с тем, выводы арбитражных судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, не основаны на нормах материального права, противоречат материалам дела и сделаны при неправильном распределении бремени доказывания обстоятельств по делу, на которых стороны основывают свои требования и возражения на них.

Правоотношения сторон по холодному водоснабжению регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548),  Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 776 от 04.09.2013 (далее - правила N 776).

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).

В порядке статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как следует из материалов дела, ИП Родина А.В. арендует артезианские скважины NN 7378, 6764, 4757, 7923, 7922, водонапорные башни и водопроводные сети, расположенные в селах Александровка и Измайловка (т.1 л.д.17-23).

Принимая обжалуемые судебные акты, суды указали на то, что требования истца не подлежат удовлетворению, в ввиду осуществления истцом лицензионного вида деятельности без соответствующего разрешения, что подтверждено постановлением о назначении административного наказания от 20.06.2017 за нарушение Закона РФ №2395-1 «О недрах».

Вместе с тем, данный вывод судов не является правоопределяющим для разрешения настоящего спора, поскольку  рассматриваемый спор возник не в сфере недропользования, для организаций водопроводно-канализационного хозяйства установлена общая правоспособность, наличие (отсутствие) лицензии у истца на пользование недрами не влияет на возникновение обязанности у абонента оплатить стоимость поставленной воды и оказанных услуг.

Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает виды деятельности, на которые требуется лицензия. Однако лицензируемые виды деятельности, связанные с осуществлением водоснабжения и водоотведения, не регламентированы.

Вывод судов о недоказанности факта потребления ответчиком поставляемой ИП Родиной А.В. воды, в условиях подтвержденного наличия альтернативного источника водоснабжения, также нельзя признать законным и обоснованным.

 Наличие у истца альтернативного источника водоснабжения само по себе не может свидетельствовать об отсутствии поставки водного ресурса через центральную систему водоснабжения в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416) абонентом является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения.

Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

        В соответствии со ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Общие правила осуществления холодного водоснабжения и водоотведения  определены в статье 7 Закона № 416-ФЗ.

 Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

В силу положений статьи 18 Закона N 416-ФЗ технологическое присоединение (подключение) объектов капитального строительства (водопроводных сетей) к централизованным системам холодного водоснабжения носит однократный характер.

В случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации, последняя обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в силу закона, даже в отсутствие заключенного, в установленном порядке договора.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона №416 к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, подлежащим регулированию, относится, в том числе холодное водоснабжение, регулированию подлежат: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение; тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона №416 порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в силу пункта 1 статьи 33 этого же Федерального закона осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), пунктом 5 которых определено, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения, орган по регулированию тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления. Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением № 782 от 05.09.2013.

То обстоятельство, что истец осуществляет поставку холодной воды населению и иным абонентам на территории сел Александровка и Измайловка Знаменского района, установлено судами двух инстанций и не оспаривается сторонами.

Материалами дела также подтверждено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 79-ж от 08.10.2013, N 134-ж от 09.12.2014, N 202-в от 30.11.2015 для истца установлены тарифы в сфере водоснабжения.

Согласно материалам дела, в подтверждение заявленных требований к ответчику, истец представил: схему водонапорной башни артезианской скважины и водопроводной сети в селе Измайловка, утвержденную Администрацией Александровского сельсовета (том 1 л.д. 24); технический план сооружений (том 2 л.д. 14-19); справку Администрации Александровского сельсовета о подключении производственной базы ИП Четырина Н.А. к центральной системе водоснабжения с. Измайловка (том 2 л.д. 26).

Таким образом, факт подключения принадлежащей ИП Четырину Н.А. производственной базы к арендованным ИП Родиной А.В. объектам водного хозяйства водопроводной сети села Измайловка, подтверждается материалами дела. Однако, данные документы не были предметом исследования и оценки судов двух инстанций, применительно к заявленному периоду взыскания.

Кроме того, факт подачи воды на животноводческий комплекс ИП Четырина Н.А. также подтверждается актом № 5 от 10.12.2014, подписанным самим ответчиком без возражений (том 1 л.д. 134).

 Из указанного акта следует, что в КФХ ответчика вода подавалась на коровник, телятник, мастерскую, столовую. При этом приборы учета в хозяйстве отсутствовали.

По результатам проверки истцом ответчику выдано предписание: установить приборы учета поставки воды в мастерской на трубопроводе Ǿ 20 мм, в телятнике на трубопроводе Ǿ 25-32 мм, в коровнике на трубопроводе Ǿ 25-32 мм, в столовой на трубопроводе Ǿ 15 мм, - принятое абонентом без возражений и замечаний.

В обжалуемых судебных актах суды также не исследовали данный документ и не дали оценки указанному обстоятельству.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с наличием у ответчика объектов капитального строительства (сетей), которые технологически (непосредственно) присоединены к системе центрального водоснабжения, и используются ответчиком для указанных истцом целей.

Однако, вышеуказанные существенные для разрешения спора обстоятельства не были предметом исследования судов двух инстанций.

Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с п. 3  ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

Согласно ст. 71  АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 Между тем, арбитражные суды двух инстанций при разрешении спора не дали оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, неправильно распределили бремя доказывания, освободив ответчика от доказывания обстоятельств не подключения, отключения своего имущественного комплекса от централизованной системы водоснабжения.

Поскольку судами было допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованным, в связи с чем, в силу п.3 ч.1 ст.287 АПК РФ они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам сторон, представленным в материалы дела, и правильно применив нормы действующего в спорных правоотношениях законодательства, с учетом сложившейся правоприменительной практики, разрешить спор по существу, приняв законное и обоснованное решение.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу № А64-7963/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской  области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

С.Г. Егорова

А.В. Орлов

И.Ю. Толкачева