ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 августа 2016 года Дело А65-10117/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без вызова сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 года по делу № А65-10117/2016 (судья Хамитов З.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Республика Татарстан, г. Казань,
об отмене постановления УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 19.04.2016, № КЗ 06/32-16 о наложении административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - заявитель; Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик; Управление Ространснадзора) об отмене постановления УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 19.04.2016, № КЗ 06/32-16 о наложении административного штрафа (далее - оспариваемое постановление).
Определением суда первой инстанции от 05 мая 2016 года дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 года по делу № А65-10117/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Учреждения в полном объеме, указывая на отсутствие вины и прямого умысла заявителя на неисполнение предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из представленных по делу документов, в период с 24 марта по 04 апреля 2016г. на основании выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлениями центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2016 год, утвержденного руководителем Ространснадзора и размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genprok.gov.ru и Ространснадзора www.rostransnadzor.ru; распоряжения от «16» февраля 2016 г. № 137 Управлением проведена выездная плановая проверка Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства».
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:
1. Не образованы (не сформированы) в соответствии с особыми уставными задачами и/или не привлечены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования - специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности - нарушен п.п. 5.5 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
2. Не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ (реестровые номера с ДХА 0039654 по ДХА 0039665 включительно) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ - нарушен п.п. 5.7 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
3. Не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и не реализованы в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ -нарушен п.п. 5.8 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
4. Не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу - нарушен п.п. 5.10 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
5. Не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации - нарушен п.п. 5.12 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
6. Допускаются к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также привлекаются к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации -нарушен п.п. 5.13 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
7. Отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических
лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, в части, их касающейся, включая запрещение:
5.14.1. Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
5.14.2.Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам.
5.14.3.Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
5.14.4.Совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
- нарушен п.п. 5.14 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
8. Не выделены на ОТИ и не оборудованы в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности -постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте - нарушен п.п. 5.21 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
9. Не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности - нарушен п.п. 5.23 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
10. Не организован пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности - нарушен п.п. 5.27 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
11. Не выдаются постоянные пропуска персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц - нарушен п.п. 5.30.1 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
12.Не выдаются разовые пропуска посетителям ОТИ на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ - нарушен п.п. 5.30.4 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
13.Не выдаются материальные пропуска на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты - нарушен п.п. 5.30.9 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
14.Не осуществляется выдача постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел - нарушен п.п. 5.30.15 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" ;
15.Не осуществляется выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел - нарушен п.п. 5.30.16 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
16.Не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ на видном месте поверх одежды - нарушен п.п. 5.30.20 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
17.Образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности - нарушен п.п. 5.30.23 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
18.Не оснащены ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности - нарушен п.п. 5.31 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
19. Не оснащены ОТИ техническими средствами транспортной безопасности, обеспечивающими:
14.4.1. Видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся
через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических
элементов ОТИ.
14.4.2. Видеообнаружение объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ.
14.4.3. Видеомониторинг объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.
14.4.4.Возможность передачи видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени.
14.4.5.Хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 10 суток.
14.4.6.Выявление подготовленного нарушителя, в реальном времени на всем периметре внешних границ, зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.
14.4.7.Возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами.
14.4.8.Запись в журнале фактов прохода персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ.
14.4.9.Принятие решения о соответствии пропуска предъявителя путем сличения идентифицирующих документов на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.
14.4.10.Возможность передачи данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, не реже одного раза в сутки.
- нарушен п.п. 14.14 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
20.Не обеспечено выявление предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа ОТИ путем проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности 5% проходящих, проезжающих (перемещающихся) через КПП в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов -нарушен п.п. 15.3 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
21.Не обеспечен путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не оснащенные обьекты) (не реже одного раза за двадцать четыре часа) выявление нарушителей, совершению или подготовку к совершению АНВ - нарушен п.п. 15.6 раздел 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981). Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
22.Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, выполняют лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности - п.п.8 п. 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ. Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
23.Носители информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования":
а) не учитываются в журналах учета или путем создания учетной формы для
каждого носителя информации ограниченного доступа;
б) не находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры и (или)
специализированной организации;
в) не пересылаются фельдъегерской связью, а также не доставляются лично
работниками субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организацией, имеющими допуск к информации ограниченного доступа;
г) не хранятся в запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах);
- нарушен п. 8 Постановления Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу". Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
24. Субъект транспортной инфраструктуры не предоставляет в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования ОТИ (путепровод через обход Зеленодольска и Волжска на км 113 +962 автодороги А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск - а/д М-7 «Волга»), предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона - нарушен п.п. 4 п. 2 ст. 12 Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16-ФЗ. Допущено по вине юридического и должностного лица ФКУ "Волго-Вятскуправтодор";
По результатам проверки государственным транспортным инспектором Управления Ространснадзора составлен акт проверки № КЗ-28АВ/16 от 04.04.2016 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, выдано инспекторское предписание от 04.04.2016 года № 6КЗ-19АВ/16.
11 апреля 2016г. ответчиком составлен протокол № 6/32-16 об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований законодательства и сделан вывод о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
На основании акта проверки от 04.04.2016г. и протокола об административном правонарушении № 6/32-16 от 11.04.2016г. административным органом вынесено постановление № КЗ 06/32-16 от 19.04.2016 о привлечении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением от КЗ 06/32-16 от 19.04.2016, заявитель обратился в арбитражный суд РТ с соответствующим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ являются как должностные, так и юридические лица.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что извещение о том, что составление протокола об административном правонарушении, состоится 11 апреля 2016 г. вручено законному представителю Федерального казенного учреждения «Федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» - ФИО1 нарочно.
Копия протокола об административном правонарушении и определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением направлены в адрес законного представителя юридического лица - ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» заказным почтовым отправлением с уведомлением (исх. № 244 от 11.04.2016г.). Указанное извещение получено заявителем 14.04.2016г., что подтверждается уведомлением о получении.
Дело об административном правонарушении № КЗ 06/32-16 рассмотрено 19 апреля 2016 года в присутствии представителя юридического лица ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» по доверенности № 64 от 19 апреля 2016 года, юрисконсульта 1 категории ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» - ФИО2. По итогам рассмотрения дела, ответчиком вынесено постановление № КЗ 06/32-16 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).
Таким образом, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
Как следует из материалов дела, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» использующий объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства на праве собственности или ином законном основании, является субъектом транспортной инфраструктуры (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»), в связи, с чем на него возложено обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Приказом Министерства транспорта РФ № 42 от 08.02.2011г. определены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее -требование).
В силу п. 3 п. 4 Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры па территории РФ, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц. находящихся на ОТИ и/или ТС.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 утверждены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу.
Факт не соблюдения заявителем п.п. 5.5, п.п.5.7, п.п.5.8, п.п.5.10, п.п.5.12, п.п.5.13, п.п. 5.14, п.п. 5.21, п.п. 5.23, п.п.5.27, п.п. 5.30.1, п.п.5.30.4, п.п. 5.30.9, п.п.5.30.15, п.п.5.30.16, п.п. 5.30.16, п.п. 5.30.20, п.п. 5.30.23, п.п.5.31, п.п.14.14, п.п. 15.3, п.п.15.6, раздела 1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утвержденный приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 42 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.03.2011г. № 19981), п.п.8 п. 1 статьи 10 и п.п. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 8 Постановления Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257 "Об утверждении Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу", подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 04.04.2016г., протоколом об административном правонарушении от 11.04.2016г., представленными материалами административного дела.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с требованием статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о недоказанности принятия заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения допущенного нарушения и объективной невозможности соблюдения установленных требований закона.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения вышеуказанных правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются апелляционным судом.
В рассматриваемом случае заявитель привлекается к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, а не в связи с неисполнением инспекторского предписания.
Апелляционный суд полагает, что вина ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, а также состав вменяемого административного правонарушения административным органом доказаны.
Суд, исходя из характера совершенного правонарушения в сфере транспортной безопасности, не усматривает основания для признания этого правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным.
При назначении наказания административным органом штраф был назначен в минимальном размере 50 000 рублей, установленным ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 июня 2016 года по делу № А65-10117/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .
Судья Е.Г. Попова