443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
07 декабря 2020 года Дело № А65-10229/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Гвардейский" – до и после перерыва ФИО1 (паспорт),
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" – до перерыва представителя ФИО2 (доверенность от 30.06.2020 № 8686/КЗИО-ИСХ), после перерыва представителя ФИО3 (доверенность от 25.09.2020 № 13603/кзио-исх),
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани – до перерыва представителя ФИО2 (доверенность от 17.09.2020 № 9193/ИК), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещено,
от Управления наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2020 года по делу № А65-10229/2020 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гвардейский" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Казань,
при участии в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования города Казани, Управления наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани,
о признании решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности для размещения информационного табло (стелы), изложенного в письме от 05.02.2020 г. № 1580/КЗИО-ИСХ незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гвардейский", г. Казань (далее по тексту - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань (далее по тексту – ответчик) о признании решения Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка находящегося в муниципальной собственности для размещения объекта, вид которого установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N1300, площадью 4 кв.м., расположенного по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Гвардейская, кадастровый номер 16:50:000000:18397, в границах и координатах согласно схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), приложенной к заявлению от 28.11.2019г., для размещения информационного табло (стелы), изложенное в письме от 05.02.2020г. №1580/ КЗИО-ИСХ незаконным, заявитель просил обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Гвардейский» путем выдачи в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу разрешения на использование земельного участка площадью 4 кв.м., расположенного по адресу: г. Казань, Советский район, ул.Гвардейская, кадастровый номер 16:50:000000:18397, в границах и координатах согласно схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости), приложенной к заявлению от 28.11.2019г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования города Казани, Управление наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2020 года признан незаконным отказ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженный в письме №1580/КЗИО-ИСХ от 05.02.2020г. Суд обязал Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии с пунктом 13 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015г. №416, разрешения на размещение объекта.
Не согласившись с указанным решением МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО «Гвардейский» отказать, считая, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что оспариваемый Обществом отказ является законным, поскольку конструкция, содержащая информацию, подпадающую под понятие рекламы, установленная вне места размещения организации, в котором осуществляет свою деятельность организация, является рекламной.
Исходя из представленного заявителем «проекта информационного табло (стела)», планируемого заявителем к установке, установка конструкции направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Предполагаемая к размещению информация носит коммерческий характер. При этом утвержденный Постановлением Постановление КМ РТ от 05.06.2015 № 416 порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, не распространяется на размещение объектов благоустройства, являющихся средствами наружной рекламы, размещение которых осуществляется в соответствии с законом от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе».
В свою очередь, не согласившись с решением суда, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и МКУ «Управление наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани» подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО «Гвардейский» отказать, считая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе указывают, что отказ в выдаче разрешения заявителю был выдан ввиду нарушения им порядка его получения. Кроме того, судом в рассматриваемом деле не применены Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 №4-12 (действуют на всей территории города, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы), согласно которым на территории г. Казани установка отдельно стоящих стел допускается только в виде указателей, содержащих обобщенную информацию о местности, расположении объектов в сфере туризма, объектов образования, государственных и муниципальных учреждений, к которым заявитель не относится, заявитель в указанных сферах деятельность не осуществляет; при этом отдельно стоящие указатели (стелы) относятся к элементам благоустройства и размещаются на основании проекта (паспорта), согласованного в установленном порядке и в полном соответствии с ним, такого паспорта на данную конструкцию у заявителя не имеется.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу ответчика, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2020 года по делу № А65-10229/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления наружной рекламы и информации муниципального образования города Казани, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2020 года по делу № А65-10229/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23 ноября 2020 года до 30 ноября 2020 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
После перерыва от ООО "Гвардейский" поступили: заявление о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка от 17.04.2018, приказ о разрешении на использование земель/земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута от 30.05.2018 3 799/КЗИО-ПК. Данные документы приобщены по ходатайству заявителя к материалам дела.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, присутствовавший в судебном заседании до перерыва, был извещен о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции после перерыва под роспись.
После перерыва в судебном заседании представитель ответчика апелляционные жалобы поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заявителя возражала против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзывах, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда после перерыва не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.11.2019г. заявитель обратился в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300, о выдаче разрешения сроком на 10 лет на использование земельного участка площадью 4кв.м., расположенного в границах земельного участка кадастровый номер 16:50:000000:18397 с целью размещения информационного табло (стелы) ( т.1 л.д. 14) с приложением документов, в том числе схемы расположения объектов на земельном участке и проекта информационного табло ( л.д.15-31) .
Письмом от 05.02.2020г. за исх.№1580/КЗИО-ИСХ Комитет земельных и имущественных отношений отказал в выдаче разрешения ( т.1 л.д.12).
В качестве оснований для отказа ответчик указал на следующее:
- размещение спорной конструкции не может осуществляться в порядке, определенном Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 05.06.2015г. №416, поскольку потребует устройства фундамента, а следовательно объект не подпадает под понятие некапитального строения;
- элементы благоустройства осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства г.Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 №4-12 (далее – Правила), в соответствии с которыми, отдельно стоящие стелы, устанавливаемые вне границ собственных земельных участков, могут размещаться только указатели, содержащие обобщенную информацию о местности, расположении объектов в сфере туризма, объектов образования, государственных и муниципальных учреждений. Предполагаемая к размещению конструкция к таким указателям не относится;
- испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий дороги, в зоне озеленения;
- утвержденный Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 05.06.2015г. №416 Порядок и условия размещения объектов, не распространяется на размещение объектов благоустройства, являющиеся средствами наружной рекламы, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300 информационные табло (стелы) и флагштоки, применены исключительно к геодезическим, межевым, предупреждающим и иным знакам;
- в нарушение пункта «ж» части 8 Постановления №416 не представлено соответствующее обоснование размещения конструкции на планируемом земельном участке.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа.
Как указал суд, заявителем соблюдены требования, необходимые для получения муниципальной услуги, представлены все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8 и 9 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 (Порядок); информационное табло (стела) необходимо для доведения до автовладельцев информации о нахождении пункта технического осмотра автомобилей с целью реального прохождения технического осмотра.
Суд первой инстанции счел, что в связи с изложенным, указание ответчиком в оспариваемом отказе от 05.02.2020г. на отсутствие обоснования размещения конструкции необоснованно, иных оснований, предусмотренных пунктом 14 Порядка для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, ответчик не привел. Ссылка ответчика и третьих лиц на рекламный характер предполагаемой информационной стелы является несостоятельной. Информационное табло (стела) содержит сведения о профиле деятельности заявителя, указанная цель размещения объекта не может расцениваться как реклама в силу требований статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Учитывая специфику деятельности заявителя, спорный объект содержит сведения (информацию) об оказываемой заявителем услуге по техосмотру, извещает неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении пункта технического осмотра автомобилей и предоставляет потребителям информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемой пунктом технического осмотра услуге.
Суд первой инстанции также сослался на позицию, изложенную в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2019 по делу №А65-41264/2018, от 25.06.2020г. по делу №А65-35960/2018.
Коллегия апелляционного суда не соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в силу следующих оснований.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Указанной совокупности двух условий для признания оспариваемого отказа недействительным по настоящему делу не усматривается, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных ООО "Гвардейский".
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень видов объектов), пунктом 8 предусмотрены такие виды объектов, как геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 № 416 утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 8 Порядка в заявлении должны быть указаны:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и
реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) место нахождения и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем;
г) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты
документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается
представителем заявителя;
д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
е) предполагаемый вид объектов согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
ж) предполагаемое место размещения объектов, обоснование их размещения на
планируемом земельном участке, а также примерный размер площади земельного участка,необходимой для размещения объектов;
з) необходимость установления для размещаемых объектов охранной, санитарно-
защитной, иной зоны, устанавливаемой в соответствии с законодательством Российской
Федерации (далее - зоны с особыми условиями использования земель);
и) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории - в случае, если планируется использование земель или части земельного участка;
к) срок использования земельного участка.
Пункт 9 Порядка предусматривает, что к заявлению прилагаются схема расположения объектов на земельном участке (ситуационный план в масштабе 1:500, адрес), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков, копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя.
В соответствии с пунктом 14 Порядка отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8, 9 данного Порядка;
б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) планируемый земельный участок для размещения объектов не находится в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, не относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена;
г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам;
д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, установленного на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
В пункте 15 Порядка установлено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 Порядка.
В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8, 9 Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Из смысла статьи 39.33 ЗК РФ следует, что выдача разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута обусловлена необходимостью использования земель в вышеперечисленных целях.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Требования к размещению рекламных конструкций на территории г. Казани регулируется статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а также Положением о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Казани, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 26.11.2009 № 9-44.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Как указано выше, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки (пункт 8 Перечня).
По смыслу данной нормы указанные в пункте 8 Перечня информационные табло (стелы) являются знаками, которые должны относиться к геодезическим, межевым, предупреждающим и иным знакам, для размещения их на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов в испрашиваемой заявителем процедуре.
Конструкция, планируемая к размещению ООО "Гвардейский" не относятся к таким знакам.
При этом пунктом 4 указанного Перечня предусмотрены такие виды объектов как - элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18 октября 2006 №4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее -Правила), опубликованные 25 октября 2006 в газете "Казанские ведомости", №239/240, которые действуют на всей территории города. Различные Виды оборудования и оформления, в том числе зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории, являются элементами благоустройства, размещение которых должно осуществляться в соответствии с указанными Правилами, которыми определены требования к размещению отдельно стоящих стел на территории г. Казани.
Согласно Правилам, в виде отдельно стоящих стел, устанавливаемых вне границ собственных земельных участков, могут размещаться только указатели, содержащие обобщенную информацию о местности, расположении объектов в сфере туризма, объектов образования, государственных и муниципальных учреждений.
Предполагаемая ООО "Гвардейский" к размещению конструкция не относится к таким указателям, (содержащим обобщенную информацию о местности, расположении объектов в сфере туризма, объектов образования, государственных и муниципальных учреждений).
Размещение спорного объекта не может осуществляться в порядке, предусмотренном Постановлением №416.
Заявителем ООО "Гвардейский" указано, что информационное табло (стела) необходимо для доведения до автовладельцев информации о нахождении пункта технического осмотра автомобилей с целью реального прохождения технического осмотра.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 №2300-1 потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, от 25 декабря 1998г. №37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Также и в соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 №58 информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, не является рекламой.
Исходя из вышеизложенного, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования ФЗ «О рекламе».
При этом под размещением конструкции в месте нахождения организации подразумевается размещение указанной конструкции непосредственно на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность данная организация, в пределах занимаемого помещения.
Таким образом, конструкция, содержащая информацию, подпадающую под понятие рекламы, в том числе с указанием средств индивидуализации лица, установленная вне места размещения организации, я, является рекламной вне зависимости от права собственности на земельный участок.
Исходя из представленного ООО "Гвардейский" (заявителем) «проекта информационного табло (стела)», объект, планируемый заявителем к установке на улице Гвардейская в г. Казани, стела, размером высотой 5 метров, шириной 2,2 метра, на конструкции указан профиль деятельности организации (наименование оказываемой услуги) и направление движения. То есть установка конструкции направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и его, продвижение на рынке, адресована неопределённому кругу лиц. Предполагаемая к размещению информация носит коммерческий характер.
Согласно пояснениям сторон и представленным в дело схемам, спорная стела планируется к размещению на ул.Гвардейская, на расстоянии примерно 200-х метров от здания, в котором заявитель осуществляет деятельность по проведению техосмотра. То есть информация планируется к размещению вне места нахождения организации.
Также, как пояснял заявитель, ранее в указанных местах стояли рекламные конструкции, на которые были получены разрешения, но в связи с истечением срока действия разрешений на установку рекламных конструкций и их демонтажем, у Общества упало количество потребителей и клиентов.
В соответствии со ст. 3 Ф3 «О рекламе» реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Однако, по смыслу Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» понятия информационные табло (стелы) и флагштоки, применены как часть целого относительно понятий геодезических, межевых, предупреждающих и иных знаков.
Утвержденный Постановлением №416 порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, не распространяется на размещение объектов благоустройства, являющихся средствами наружной рекламы, размещение которых осуществляется в соответствии с законом от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе».
Таким образом, отказ в выдаче разрешения является законным.
Обращение заявителя с требованием о выдаче разрешений на установку стел для размещения информации по существу направлено на обход процедуры торгов на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено с 01.07.2008 единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.
Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна при наличии договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции, заключенного на торгах, и соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал неверный вывод, что отказ в выдаче разрешения на установку спорной конструкции не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку информация о месте нахождения организации и оказываемой им услуге, могут быть размещены иным путем.
Данное обстоятельство в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования общества.
Ссылка суда первой инстанции на аналогичную правовую позицию, изложенную в указанных выше постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа, не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты по другим делам были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Ссылки заявителя на выдачу разрешения ( Приказ от 30.05.2018 года №799/КЗИО-ПК) на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 по его заявлению от 17.04.2018 года, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому делу, в заявлении от 17.04.2018 года разрешение испрашивалось в целях размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления не имелось.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта, которым в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 сентября 2020 года по делу № А65-10229/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова