ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-10390/15 от 19.10.2015 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 октября 2015 года Дело № А65-10390/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест», г. Набережные Челны, Республика Татарстан – ФИО1, доверенность от 16.09.2015г., ФИО2, директор – протокол от 25.03.2015г. № 10,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2015 года по делу № А65-10390/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),

по заявлению Ипотечного кредитного потребительского кооператива граждан «ТатЖилИнвест», г. Набережные Челны, Республика Татарстан

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Ипотечный кредитный потребительский кооператив граждан «ТатЖилИнвест», г.Набережные Челны (далее – заявитель, ИКПКГ «ТатЖилИивест») обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г.Казани, г.Казань (далее - ответчик) с требованием о признании недействительным решения комиссии УФАС РФ по РТ от 27.11.2014г. по делу №08-735/2014.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2015 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, УФАС РФ по РТ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, оставив решение Управления по делу №08-735/2014 от 27.11.2014г. в законной силе.

В апелляционной жалобе указывает, что распространение в рамках рассматриваемого Договора в эфире радиостанции «Радио 7» сообщения с текстом: «Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива» подтверждается материалами дела №08-735/2014.

По мнению подателя жалобы, указание в тексте рекламы на то, что «Услуга доступна пайщикам кооператива» является необходимым условием соблюдения требований части 1 статьи 7, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», а не способом определения круга лиц, которым адресовано сообщения.

Податель жалобы считает, что ИКПКГ «ТатЖилИивест» могло направить рассматриваемую информацию непосредственно тем лицам, которые, как оно сообщает, заинтересованы в ее получении - только членам ИКПКГ «ТатЖилИивест», вместо этого, указанная реклама распространялась в СМИ и была направлена на привлечения внимания широкого круга лиц (не только членов данного кооператива) к рекламируемому продукту.

По мнению подателя жалобы, у потенциальных потребителей (слушателей радиостанции «Радио 7»), в данном случае, возникает желание воспользоваться данной услугой и вступить в кооператив для ее осуществления.

Податель жалобы считает, что информация: «Ипотечный кооператив «ТатЖилИивест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива» отвечает всем признакам, указанным в п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе» и подпадает под определение рекламы; является рекламой.

В судебное заседание представитель УФАС РФ по РТ не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.

Представитель ИКПКГ «ТатЖилИивест» считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ИКПКГ «ТатЖилИивест», оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Современные технологии» на предмет соблюдения норм Закона «О рекламе» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения в эфире радиостанции «Радио 7» г.Набережные Челны, рекламы, с текстом: «Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива», которая содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-Ф3 (далее Закон «О рекламе»).

27 ноября 2014 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено решение по делу № 08-735/2014 о признании рекламы, с текстом: «Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-Ф3 (далее Закон «О рекламе») и выдано заявителю предписание о прекращении нарушения п.2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе». Антимонопольный орган признал данную услугу финансовой рекламой, так как она связана с возможностью приобретения жилья на основании договора займа, в которой отсутствуют условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно статье 3 Закона №38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1). Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5); рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (пункт 6); рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Понятие финансовой услуги для целей Федерального закона «О рекламе» включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе «О защите конкуренции», но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом для целей Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.

В широком смысле финансовые услуги - это услуги финансового посредничества, в том числе займ, кредит и страхование. Отношения в сфере финансовой деятельности регулируются гражданским законодательством, а также специальным законодательством о банках и банковской деятельности, о страховании, об инвестиционной деятельности, важное место в котором для целей комментируемой статьи занимает законодательство о ценных бумагах.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения в эфире радиостанции «Радио 7» г.Набережные Челны, рекламы, с текстом: «Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива».

Судом первой инстанции правильно учтено, что как следует из статьи 8 Устава Кооператива «ТатЖилИнвест», членами кооператива могут быть физические лица, достигшие 16 лет, признающие и выполняющие устав кооператива. Заявление о приеме в члены кооператива подается в письменной форме в правление кооператива. Членство в кооперативе возникает на основании решения правления кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестре членов кредитного кооператива. Такая запись в реестр членов кооператива вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса.

Судом также верно учтено, что в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Судом правильно указано на то, что в рассматриваемом сообщении прямо указано на то, что услуга доступна пайщикам кооператива, следовательно, данное объявление не является рекламой, а выпущено как информационное сообщение для членов кооператива «ТатЖилИнвест», то есть сообщение направлено на определенный круг лиц и не является рекламой.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что данное объявление направлено только членам кооператива, следовательно, не является рекламой, направленной для неопределенного круга лиц, и, в соответствии с положениями ст.201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования.

Судом обоснованно, в соответствии с требованиями ч.4 ст.198 АПК РФ, удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в связи с наличием уважительных причин – того, что решение им получено не было, о решении заявитель узнал только при составлении протокола об административном правонарушении 09.04.2015г.

Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.

В апелляционной жалобе указано, что между ИКПКГ «ТатЖилИнвест» и ООО «Современные технологии» заключен договор №001 от 01.01.2014 года, в рамках которого распространялся рассматриваемый информационный блок и в соответствии с п.1 Договора ИКПКГ «ТатЖилИнвест» поручает, а ООО «Современные технологии» принимает на себя обязательства по изготовлению, размещению на платной основе в соответствии с условиями настоящего Договора в своих программных блоках предоставленной аудиорекламы ИКПКГ «ТатЖилИнвест». ООО «Современные технологии» производит размещение рекламы на радиостанции «Закамье - 102,8 FM» (Радио-7») путем ее включения специальные рекламные споты, которые являются неотъемлемой частью программных блоков. Таким образом, стороны сами определили, что в эфире радиостанции «Радио-7» в рамках рассматриваемого Договора будет размещена реклама ИКПКГ «ТатЖилИвест».

Однако, согласно п.2.3 вышеуказанного Договора Заказчик вправе знакомиться с ходом работ по подготовке материалов для трансляции, вносить свои предложения по изменению их содержания, предоставлять дополнительную информацию. Исходя их этого, Договор №001 позволяет размещать не исключительно рекламные ролики, но и иные материалы для трансляции.

Кроме того, в ролике «Ипотечный кооператив «ТатЖилИнвест» выдает займы на жилье под 11,6% годовых, телефон в Челнах 348711. Услуга доступна пайщикам кооператива» прямо указано, что данный ролик не является рекламой, а выпущен как информационное сообщение для членов кооператива «ТатЖилИнвест».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В письме от 05.04.2007 №АЦ/4624 Федеральная Антимонопольная служба разъяснила, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена.

В данном случае указанный признак отсутствует, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемая информация не является рекламой.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 августа 2015 года по делу №А65-10390/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи П.В. Бажан

Е.Г. Попова