ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-11365/15 от 25.11.2015 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2015 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Юдкина А.А., Холодной С.Т.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «АТОН-ИМПУЛЬС»  - директор Туктаров А.Г., паспорт 4607 659829 выдан ТП в гор. Видное ОУФМС России по Московской области в Ленинском районе, Галеева С.Н., доверенность от 20.04.2015 г.,

от  Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан – Сафиуллин Р.Р., доверенность от 11.11.2015 № 2.4-0-23/022779,

от Министерства экономики Республики Татарстан – не явилось, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября  2015 года                                                                            в зале № 6 апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 14 сентября 2015 года  по делу  № А65-11365/2015 (судья Воробьев Р.М.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АТОН-ИМПУЛЬС» (ОГРН 1111650028148, ИНН 1650235499), г. Набережные Челны,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны,

третье лицо:  Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань,

о признании незаконным и отмене  решения № 1663 от 10.12.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения № 104 от 10.12.2014 года об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, и взыскании  с ИФНС России по г. Набережные Челны НДС в размере 369 512 руб., 

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «АТОН-ИМПУЛЬС» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны о признании  незаконными решений от 10.12.2014 г. № 1663  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, № 104 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Набережные  Челны НДС в размере 369 512 руб.

            Решением  суда 1 инстанции от 14 сентября 2015 года  заявление удовлетворено частично, оспариваемые решения Инспекции признаны незаконными, суд обязал Инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов ООО «АТОН-ИМПУЛЬС».

            Кроме того, с Инспекции Федеральной налоговой службы  по г. Набережные  Челны в пользу ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» в возмещение расходов по государственной пошлине взыскано  3 000 руб.

            В остальной части в удовлетворении  заявления отказано.

            В апелляционной жалобе Инспекция  просит решение суда 1 инстанции отменить  в части признания решений от 10.12.2014 г. № 1663 и № 104 незаконными, в удовлетворении заявления ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» отказать.

            При этом указывает на то, что  при получении налогоплательщиком компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление НДС должно производиться в части полученных субсидий в соответствии с пп.6 п.3 ст.170 НК РФ.

            В судебном заседании  представитель  Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил обжалуемое решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.

            Министерство экономики Республики Татарстан в судебное заседание не явилось, о времени  и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие   представителя.

   В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Министерства экономики Республики Татарстан  надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

            Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
            Как следует из материалов дела, 23.01.2014 г. ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» представило   в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 г., согласно которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 369 512 руб.

             В период с 23.01.2014 по 23.04.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан была проведена камеральная налоговая проверка  представленной  ООО «АТОН-ИМПУЛЬС»  уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года, по результатам которой  был составлен акт проверки от 12.05.2014 № 751 (л.д. 134-137 т.1).

            10.12.2014 г.  на основании акта проверки  Инспекцией было принято решение № 1663  о привлечении ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» к  налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 78 640 руб. (л.д. 12-25 т.1).

            Данным решением Обществу был доначислен НДС за 4 квартал 2013 года в сумме 393 200 руб.,  уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, в сумме 369 512 руб., а также начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 10.12.2014 года в сумме 18 637,31 руб.

            10.12.2014 Инспекцией также было вынесено решение №104 об отказе ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» в возмещении НДС за 4 квартал 2013 года в сумме 369 512 руб. (л.д.26 т.1).

            Решением Управления Федеральной налоговой  службы по Республике Татарстан от 17.02.2015 года № 2.14-0-18/003863@ апелляционная жалоба ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» на решение ИФНС России по г. Набережные Челны РТ от 10.12.2014 № 1663 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена  без удовлетворения (л.д. 34-36 т.1).

            В оспариваемых решениях Инспекции  отражено, что  согласно банковской выписке ОАО «АК БАРС» Банк поступление субсидии из федерального бюджета на расчетный счет  организации  в 4 квартале 2013 составило 5 000 000 руб.. В связи  с проведением камеральной налоговой проверки в отношении ООО «АТОН-Импульс» направлен запрос сведений исх. № 2.12-0-19/004774 от 05.03.2014  в Министерство экономики Республики Татарстан об источнике предоставления денежных средств (уровне бюджета) в виде субсидии.  Согласно полученному ответу (письмо № 024180 от 29.04.2014) по договору № 7/ИНН от 04.09.2013 ООО «Атон-ИМПУЛЬС» была предоставлена субсидия из федерального бюджета на оплату реализации бизнес-проекта «Организация серийного производства вездеходных транспортных средств семейства ВИКИНГ», нацеленного на разработку и серийное производство ВТС семейства «ВИКИНГ» первого поколения, предназначенных для эксплуатации в условиях полного бездорожья и преодолении  водных препятствий  в любых природных и климатических условиях.          

В соответствии с пп.6 п.3 ст.170 гл.21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, принятые  к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услуга), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального  бюджета на возмещение затрат, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

            Налог  следует восстановить к уплате в бюджет в том периоде, в котором получены такие субсидии. При этом восстановленный НДС не включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а учитывается в составе прочих расходов при налогообложении прибыли (ст. 264 НК РФ).

            При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального  бюджета, восстановление НДС производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина России от 19.01.2012 № 03-07-11/15).

ООО «ATOH-ИМПУЛЬС» в 4 квартале 2013 г. не восстановлена сумма налога на добавленную стоимость в размере 762 711,86 руб. в соответствии с пп.6 п.3 ст.170 Кодекса.

            По мнению налогового органа ООО «ATOH-ИМПУЛЬС»  допущено нарушение положений  п.1,2 ст.171, п.1 ст.172, п.1 ст.166, пп.6 п.3 ст.170 НК РФ, выразившееся в неправомерном предъявлении НДС к возмещению из федерального бюджета в сумме 369 512 руб., не исчислении налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 в сумме 393 200 руб.

            Между тем данные выводы налогового органа являются ошибочными.

            Из материалов дела видно, что ООО «ATOH-ИМПУЛЬС» занимается реализацией проекта «Организация серийного производства вездеходных транспортных средств семейства ВИКИНГ» совместно с Закрытым паевым инвестиционным фондом особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высокие технологии)»  под управлением ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ» и ООО «Фонд посевных инвестиций» Российской венчурной компании, г. Москва.

            Основным видом деятельности Общества в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (73.1).

            В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

            В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.

            Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

            В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

            Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
            По смыслу и содержанию данной правовой нормы суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению налогоплательщиком только в случае получения последним в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из Федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

           Между тем согласно  договору  № 7/ИНН от 04.09.2013 г. о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технической модернизации производства на территории Республики Татарстан  Министерством экономики РТ ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» была предоставлена субсидия в сумме 5 000 000 руб. на оплату реализации бизнес-проекта «Организация серийного производства вездеходных транспортных средств (ВТС) семейства «ВИКИНГ», нацеленного на разработку и серийное производство вездеходных транспортных средств (ВТС) семейства «ВИКИНГ» нового поколения, предназначенных для эксплуатации в условиях полного бездорожья и преодоление водных препятствий в любых природных и климатических условиях» (л.д. 39-42).

            Названный проект находится в стадии реализации и в настоящий период (2014 - 2015 годах).

            22.10.2013 года Министерство экономики Республики Татарстан  платежным поручением № 763 перечислило Обществу  денежные средства в сумме 5 000 000 руб.  с назначением платежа: субсидия на внедрение инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) и их технической модернизации, без НДС, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.02.2009 г., Соглашению № 068-МБ-13 от 27.08.2013 г. (л.д. 46 т.1)

            В соответствии п.2 раздела I Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178) «Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).

            Из буквального содержания указанных договора и платежного поручения следует, что указанная  субсидия была предоставлена Обществу из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства и их технической модернизации, а не на возмещение затрат Общества, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе с оплатой НДС.         

             Таким образом, полученная ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» субсидия, предназначалась не для целей, указанных в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

            В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 03.02.2012 № 03-03-05/7 в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. При оплате налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет собственных средств налогоплательщика оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется (л.д.47 т.1).

            Согласно письму Министерства экономики Республики Татарстан № 01-61/2407 от 27.04.2015 указанная субсидия предоставлена ООО «АТОН-ИМПУЛЬС» без НДС, договор о предоставлении субсидии не содержит условий, разрешающих расходование средств субсидии субъектом малого и среднего предпринимательства на иные цели, в том числе на уплату налогов (л.д.57-58 т.1).

            В связи с этим, поскольку субсидия было предоставлена налогоплательщику без учета налога, в рассматриваемом случае по смыслу и содержанию пп. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ ранее принятая к вычету сумма НДС восстановлению не подлежит, повторного возмещения НДС из бюджета не происходит.

            В этой части суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества и признал оспариваемые решения Инспекции незаконными.

             В остальной части суд 1 инстанции в удовлетворении заявления отказал.

             В этой части решение суда сторонами в порядке апелляционного производства не обжаловано, в связи с чем и в соответствии с п.5 ст.268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, против чего стороны возражений не заявили.

            С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Инспекции, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

            При таких обстоятельствах  суд 1 инстанции  правомерно удовлетворил заявление Общества в указанной части, признав оспариваемые решения Инспекции незаконными, оснований для отмены решения суда не имеется.

      На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 14 сентября 2015 года  по делу  № А65-11365/2015  оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.Н. Апаркин

Судьи                                                                                                              А.А. Юдкин

С.Т. Холодная