ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-11480/14 от 16.02.2015 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г.Самара, ул.Аэродромная, 11А, тел.273-36-45, e-mail: info@11aas.arbitr.ru, www.11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Самара

                          Дело №А65-11480/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Деминой Е.Г. и Турикна К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 декабря 2014 года по делу №А65-11480/2014 по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>, 420054, <...>) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (ОГРН <***>, ИНН <***>), принятое судьей Кашаповым А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО2,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее предприниматель ФИО1, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», указав ее равной его рыночной стоимости в размере 2513000 руб.

Истец уточнил исковые требования и просил внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», указав ее равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 1635000 руб.

Заявление об уточнении исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.06.2014.

Истец после проведения судебной экспертизы по делу еще раз уточнил исковые требования и просил внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», указав ее равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 4866071 руб.

Заявление об уточнении исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.11.2014.

Определением суда от 22.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по <...> третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров, 2-е третье лицо) и муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» (далее Исполком, 3-е третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2013 исковые требования удовлетворены. Суд внес изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», указав ее равной его рыночной стоимости в размере 4866071 руб.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка, владельцем которого является истец, отличающаяся от его кадастровой стоимости.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11 от 28.06.2011.

Исполком с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

3-е третье лицо считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что кадастровая стоимость это и есть рыночная стоимость, но подсчитанная специальным методом и зафиксированная на тот или иной период в государственном кадастре недвижимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 №167 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона и работы по проведению каторой не завершились в указанный срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения 60 дней после официального опубликования данного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. При этом механизмы оценки рыночной стоимости земельного участка и перехода от нее к кадастровой стоимости  в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации не приводятся.

3-е лицо полагает, что в рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка не может быть применена для определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные акты в развитие положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не приняты.

3-е третье лицо – Исполком, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания 3-е третье лицо извещено надлежащим образом.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу 3-го третьего лица с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения. Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 3-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.

1-е третье лицо – Управление Росреестра по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.

2-е третье лицо – Кабинет Министров, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Исполкома, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд установил.

Истец владеет на праве аренды земельным участком кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенным по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо».  (т.1 л.д.8-12).

Земельный участок кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенный по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», поставлен на кадастровый учет 29.06.2007 (т.1 л.д.14-19).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.

Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», составляет 11249351 руб. 10 коп. (т.1 л.д.6, 14-19).

Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью арендуемого им земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.

Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», составляет 1635000 руб. (т.1 л.д.105-152). 

Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.

Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении  шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010  №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.

Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010  №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11 от 28.06.2011 по делу №А27-4849/2010

Согласно статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на дату обращения истца в суд,  результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Определением суда первой инстанции от 14.08.2014 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10761/11 от 25.06.2013 по делу №А11-5098/2010, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).

На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.

Согласно пункту 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №39 от 15.02.2007 кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года проведения кадастровых работ.

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан №783-р от 18.05.2010. Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», определена на 01.01.2010.

Согласно заключению эксперта по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка кадастровый номер 16:52:090101:154 площадью 6570 кв.м., расположенного по адресу: <...> промкомзона, в районе транспортной развязки «Орловское кольцо», составляет 4866071 руб. (т.2 л.д.68-85).   

В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №913/11 от 28.06.2011 по делу №А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости арендуемого истцом земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Исполкомом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по   апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2014 года по делу №А65-11480/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа.

            Председательствующий                                                                        В.В.Карпов

            Судьи                                                                                                       Е.Г.Демина

                                                                                                                              ФИО3