ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-11552/17 от 02.10.2017 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Патера» - представитель не явился, извещено,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани  - представитель не явился, извещена,

от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан- Дукнатова Е.О. (доверенность от 22.09.2017 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Патера»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.07.2017 по делу № А65-11552/2017  (судья Хафизов И.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Патера» (ОГРН 1161690108910, ИНН 1658191317), г.Казань,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), г.Казань,

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань,

о признании незаконными действий ответчика, отраженных в протоколе осмотра от 05.09.2016 по проведению проверки нахождения ООО «ПАТЕРА» по адресу местонахождения как несоответствующих нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Патера» (далее - заявитель)   обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятых уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г.Казани (далее – регистрирующий орган, Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции, отраженных в протоколе осмотра от 05.09.2016, по проведению проверки нахождения ООО «ПАТЕРА» по адресу местонахождения как несоответствующих нормам Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Закон № 294-ФЗ).

Определением суда первой инстанции от  07.06.2017 к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования заявителя, указывая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель третьего лица считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании поступивших служебных записок от 05.08.2016 и 15.08.2016 о начале процедуры реорганизации в форме присоединения налоговым органом была проведена проверка по выявлению фактического нахождения юридических лиц на заявленных адресах государственной регистрации, в том числе ООО «Патера».

В ходе мероприятий по проверке адреса места нахождения юридического лица ООО «Патера» (ИНН 1658191317) налоговым органом составлен протокол осмотра от 05.09.2016, из которого следует, что по адресу: г. Казань, ул. Восход, д.2а, помещение 17, ООО «Патера» не находится и деятельность не осуществляет. По указанному адресу располагается 9-ти этажный жилой дом с административными помещениями, на фасаде здания и на дверях здания каких-либо вывесок или информации, свидетельствующих о нахождении по данному адресу ООО «Патера», а также иных признаков ведения финансово-хозяйственной деятельности, не обнаружено.

Общество, посчитав действия налогового органа по проведению проверки нахождения ООО «ПАТЕРА» по адресу местонахождения не соответствующими нормам Закона № 294-ФЗ и нарушающими его законные права и интересы, обратилось в суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требованийсуд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №  129-ФЗ, Закон о госрегистрации) сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Закон о госрегистрации определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом (ч. 2 ст. 1).

Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.

Исходя из п. 2 ст. 8 Закона №  129-ФЗ, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, перечисленные нормы Закона о госрегистрации предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им информации (подп. «а» ст. 12, подп. «а» п. 1 ст. 14, подп. «а» п. 1 ст. 17).

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Анализ положений Закона о госрегистрации и Закона об информации позволяет сделать вывод, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Право на обследование территории, помещения предоставлено налоговым органам п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон № 943-1).

Мероприятиями, в ходе которых возможно выявление недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица налоговым органом по адресу, указанному в заявлении, представленном при государственной регистрации, осуществляемыми в целях установления достоверности данных, необходимых для осуществления налогового контроля и взаимодействия с организацией-налогоплательщиком, могут являться:

- обследование помещения по заявленному адресу (месту нахождения) организации-налогоплательщика в соответствии с правом, предоставленным п. 4 ст. 7 Закона № 943-1;

- обследование помещения на предмет достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе (месте нахождения) организаций, ранее поставленных на учёт по данному адресу, в соответствии с правом, предоставленным п.4 ст. 7 Закона № 943-1;

- получение в соответствии с полномочиями, предусмотренными абз. 1 п. 1 ст. 7 Закона №943-1, объяснений (заявлений) лица (лиц), являющегося собственником (собственниками) помещения на предмет наличия согласия на нахождение организации в данном помещении;

- получение в соответствии с полномочиями, предусмотренными абз.1 п. 1 ст. 7 Закона №943-1, объяснений иных лиц, в том числе ведущих деятельность в помещении по адресу, указанному в качестве адреса (места нахождения) юридического лица при регистрации либо в близлежащих помещениях (зданиях), работников операторов связи;

- выявление недостоверности поступивших от заявителя доказательств, подтверждающих, что связь с юридическим лицом по указанному адресу будет осуществляться;

- анализ имеющейся в налоговом органе информации о возвратах корреспонденции с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п., адресованной юридическим лицам, зарегистрированным по заявленному адресу (в том числе информации, размещённой на официальном сайте ФГУП «Почта России») на предмет установления наличия данного факта в отношении большого количества юридических лиц.

В соответствии с п. 4.1. ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том
числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б)получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно п. 4.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации основания, условия и способы проведения вышеуказанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской   Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц» (далее - Основания и Порядок).

Пунктом 6 Оснований и Порядка установлено, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных п. 11 Оснований и Порядка случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС России.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что по спорному адресу было зарегистрировано 34 юридических лица, из них: действующие - 9; прекратило деятельность при присоединении - 12; исключено из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Закона №129-ФЗ - 2; находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу - 3; находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических  лиц - 8.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ (л.д. 26 -39) ООО «Патера» является юридическим лицом, находящимся в процессе реорганизации в форме присоединения к нему массового  количества юридических лиц.

Исходя из  п. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, сферой применения данного Федерального закона являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Пункт 1 ст. 2 Закона № 294-ФЗ определяет государственный контроль (надзор) как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Закон № 129-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ст.1 Закона №129-ФЗ).

Таким образом, судом первой инстанции правильно указано на то, что ссылка заявителя на необходимость соблюдения регистрирующим органом Закона № 294-ФЗ является ошибочной, так как отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом №129-ФЗ.

 При этом судом правильно указано на то, что Закон №294-ФЗ регулирует порядок проведения плановой, внеплановой и выездной проверок, что не применимо к спорным отношениям.

Судом верно отмечено в решении, что оспариваемые действия налогового органа направлены на установление достоверности адреса места нахождения юридического лица ООО «Патера».

Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

Недостоверная информация, предоставленная организацией в отношении адреса местонахождения может привести к нарушению публичных интересов, поскольку вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий правового (налогового) контроля и иной правовой деятельности со стороны государственных органов и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые будут вступать в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу.

В соответствии со ст. 9 Закона о госрегистрации, регулирующей порядок представления документов при государственной регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, посредством, в том числе, проведения осмотра объектов недвижимости (подп. «г» п. 4.2).

Доказательства того, что действия налогового органа по проведению проверки нахождения ООО «ПАТЕРА» нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем в материалы дела не представлены.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель не доказал наличие у него реального нарушенного интереса, подлежащего правовой защите.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 по делу №А65-19470/2016.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность названных условий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.07.2017 по делу № А65-11552/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.С. Засыпкина

Судьи                                                                                                     П.В. Бажан

В.Е. Кувшинов