ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства, не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
без вызова сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2016 года в зале № 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С.-Альянс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2016 года по делу № А65-11887/2016 (судья Гилялов И.Т.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С.-Альянс" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва,
к Татарстанской таможне Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления, о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С.-Альянс» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. заместителя начальника Татарстанской таможни Федеральной таможенной службы № 10404000-331/2016 от 28.04.2016 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «С.В.Т.С.-Альянс».
Решением суда 1 инстанции от 25 июля 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда 1 инстанции отменить, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
При этом в апелляционной жалобе указывает, что недействительные документы были представлены заявителем по вине Федеральной службы по аккредитации, т.к недостоверная информация таможенному органу и заявителю была представлена Федеральной службой по аккредитации. Заявитель предпринял меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность. Декларант обратился в орган сертификации продукции и законно получил декларации о соответствии, а таможенный представитель предварительно проверив подлинность указанных деклараций, предоставил их в таможенную службу, которая в течение трех дней с 17.09.2014 по 20.09.2014 проверяла поданные документы, в том числе и декларации о соответствии, после чего товар был выпущен таможенной службой.
Татарстанская таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст.272.1 апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено материалами дела, 11.04.2016 старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Татарстанской таможни в связи с выявлением факта заявления таможенным представителем при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Комиссии Таможенного союза, в отношении общества с ограниченной ответственностью "С.В.Т.С.-Альянс» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.16.2 КоАП РФ (л.д. 107-116 т.1).
28.04.2016 на основании данного протокола постановлением и.о. заместителя начальника Татарстанской таможни № 10404000-331/2016 общество было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.43-48 т.1).
Из содержания постановления и других материалов дела следует, что в соответствии с контрактом от 05.07.2011 № РК/RU-210201, заключенным Indial Herbal Store Pvt.Ltd (Индийский травяной магазин Pvt.Ltd) с индивидуальным предпринимателем ФИО1, в 2014 году в адрес грузополучателя ИП ФИО1 на условиях РСА Дэлхи осуществлена поставка товара - «косметические средства по уходу за волосами» различных наименований.
17.09.2014 в ОТО и ТК № 3 Казанского таможенного поста Татарстанской таможни посредством электронного декларирования таможенным представителем - ООО «С.В.Т.С.-Альянс», свидетельство таможенного представителя от 30.12.2013 № 0554/02, действующим на основании договора на оказание услуг таможенным представителем от 13.03.2014 № 73-14/020 с ИП ФИО1, была подана ДТ № 10404054/170914/0009416 на товары, направленные по инвойсу от 02.07.2014 № SB-IHSPL020702/01, авианакладной от 15.09.2014 № 235-48349243 в рамках контракта от 05.07.2011 № РК/БШ-210201.
Подача ДТ № 10404054/170914/0009416 сопровождалась представлением документов:
-контракт от 05.07.2011 № PR/RU-210201,
-авианакладная от 15.09.2014 № 235-48349243,
-инвойс от 02.07.2014 № SВ-IНSРL020702/01 на сумму 570,00 долларов США,
-декларация о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192,
-декларация о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193.
В ДТ № 10404054/170914/0009416 указан Товар № 1 - «косметические средства по уходу за волосами, изготовлены из трав, не содержат наноматериалов, ГМО, этилового спирта, не предназначены для детей, расфасованы в пластиковые бутылочки по 210 мл, способ применения: нанести шампунь на влажные волосы, хорошо помассировать 1-2 минуты и тщательно смыть.
Товар № 1, оформленный по ДТ № 10404054/170914/0009416, подпадает под пункт 17 «Шампуни» Перечня продукции, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2013 № 12, в отношении которого подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011)», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799.
Пунктом 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) (Решение КТС от 23.09.2011 № 799) установлено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза или законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года.
Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования данного Решения, действительны до окончания срока их действия.
Решение официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза 30.09.2011.
В графе 44 ДТ № 10404054/170914/0009416 и в комплекте документов имеются декларации о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192, от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193, срок действия которых (до 19.10.2014) с учетом переходного периода истек 01.07.2014 и по которым выпуск товаров в обращение после 01.07.2014 осуществляться не может.
Таким образом, товар № 1 «косметические средства по уходу за волосами», задекларированный по ДТ № 10404054/170914/0009416, был помещен под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» по декларациям о соответствии с истекшим по состоянию на 01.07.2014 г. сроком действия.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Татарстанской таможней письмом от 28.08.2015 № 02-25/10810 у ИП ФИО1 были затребованы документы и сведения, в том числе: декларации о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192, от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193; документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 006/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799; бухгалтерские документы по приобретению и учету вышеуказанных товаров; информации о местонахождении товара.
По итогам рассмотрения документов и сведений, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, следует, что представленные при таможенном декларировании декларации о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192, от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193 не могут применяться для целей подтверждения соответствия обязательным требованиям товаров «косметические средства по уходу за волосами», заявленных по ДТ № 10404054/170914/0009416, так как в соответствии с пунктом 3.2 Решения КТС от 23.09.2011 № 799 после 01.07.2014 являлись документами с истекшим сроком действия, то есть недействительными.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения таможенным органом постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ № 10404000-331/2016 в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд 1 инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 04.07.2016) заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов Евразийского экономического союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно подпункту 29 пункта 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» в графе 31 указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах производится для помещения продукции (товаров) под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Пунктом 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) (Решение КТС от 23.09.2011 № 799) установлено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза или законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Статьей 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены обязанности заявителя. Среди прочих обязанностей заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ) для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Из материалов дела видно, что в графе 44 ДТ № 10404054/170914/0009416 указаны и имеются в комплекте представленных документов декларации о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192, от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193, срок действия которых с учетом переходного периода истек 01.07.2014 и по которым выпуск товаров в обращение после 01.07.2014 осуществляться не может (л.д.21,22,49-51,57,120-129).
В связи с этим данные декларации о соответствии после 01.07.2014 являются документами с истекшим сроком действия, то есть недействительными, и не могут применяться для целей подтверждения соответствия обязательным требованиям указанных товаров.
В правоотношениях с таможней Общество выступало в качестве таможенного представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 и именно оно от имени предпринимателя в соответствии с договором от 13.03.2014 г. № 73-14/020 (л.д.52-55,132-144) осуществляло таможенное декларирование указанного товара по ДТ № 10404054/170914/0009416, представив при декларировании декларации о соответствии от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00192, от 20.10.2011 № РОСС IN.ММ04.Д 00193 с истекшим по состоянию на 01.07.2014 г. сроком действия, т.е. недействительные.
Следовательно, Общество является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения, так как именно оно представило при таможенном декларировании товаров недействительные документы, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных решениями Комиссии Таможенного союза ограничений.
В соответствии с п.2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, препятствующих выполнению обществом как таможенным представителем обязанности по заявлению в таможенной декларации достоверных сведений о товаре, материалами дела не установлено.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не имеется.
Таким образом, факт события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и вина общества в его совершении материалами дела доказаны.
Нарушений процедуры привлечении заявителя к административной ответственности из материалов дела не усматривается, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, размер штрафа назначен в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
Вопреки положениям ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств исключительности данного конкретного случая.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Таким образом, правовых оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным из материалов дела не усматривается, на что также правомерно указано в решении суда 1 инстанции.
С учетом этого суд 1 инстанции обоснованно отказал ООО «С.В.Т.С.-Альянс» в признании незаконным и отмене постановления Татарстанской таможни по делу об административном правонарушении № 10404000-331/2016 от 28.04.2016.
С учетом изложенного доводы, приведенные ООО «С.В.Т.С.-Альянс» в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2016 года по делу № А65-11887/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.Н. Апаркин