ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 сентября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 01 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя – извещен, не явился,
от ответчика – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2014 г. по делу № А65-12153/2014 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью «М-Пласт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Челябинск,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении ООО «М-Пласт» (далее Общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.45 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2014 г. по делу № А65-12153/2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает решение суда незаконным.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по жалобам гр. ФИО1, ФИО2 и ФИО3, направленным в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, на основании распоряжения № 397/14-вп/в от 23.01.2014 г. назначена внеплановая проверка деятельности ООО «М-Пласт» на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан. По результатам проверки выявлены нарушение реализации парфюмерно-косметической продукции с нарушением прав потребителя на необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.45 КоАП РФ.
В порядке абз. 3 ч.2 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 14.45 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по РТ поступила жалоба гр. ФИО1, что в косметологическом салоне «Академия красоты» ООО «М-Пласт», расположенном по адресу: <...> проводят бесплатную презентацию косметики «Mon Platin», косметика не имеет информации о побочных и вредных воздействиях состава косметики и что граждане, введенные Обществом в заблуждение, заключают договоры купли-продажи на получение косметических средств по уходу волос на сумму 44 900 руб. В салоне гр. ФИО1 проведены косметологические процедуры, после чего покупатель получила покраснение, жжение кожи головы. На требование расторгнуть договор и возвратить денежные средства, Общество, ссылаясь на необходимость урегулирования вопроса с банком, в течение нескольких дней деньги не возвращало, что явилось основанием для обращения в Управление с жалобой. Аналогичные жалобы поступили от гр. ФИО2, ФИО3
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан № 397/14-вп/в от 23.01.2014 г. назначена внеплановая проверка ООО «М-Пласт», находящегося по юридическому адресу: <...>, имеющий фактический адрес: <...> на предмет соблюдения Обществом обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, назначена внеплановая проверка с 24.01.2014 г. по 20.02.2014 г.
С указанным распоряжением ознакомлена законный представитель Общества, директор ФИО4, что подтверждается ее подписью от 27.01.2014 г. на первом листе распоряжения.
С 27.01.2014 г. по 20.02.2014 г. проведена внеплановая проверка в присутствии директора Общества, ФИО4, по результатам которой составлен акт проверки от 20.02.2014 г. с отражением выявленных нарушений.
05.05.2014 г. административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.45 КоАП РФ с участием представителя Общества ФИО5, действовавшего на основании доверенности от 05.05.2014 г.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что в ходе анализа документов установлено, что реализуемая парфюмерно-косметическая продукция торговой марки «Моп Р1аtin» (далее - ПК продукция) ООО «М-Пласт», расположенном по адресу: 420000, <...>, и подлежащая обязательному подтверждению в форме принятия декларации о соответствии реализуется без указания в сопроводительной документации всех необходимых сведений о декларации соответствия.
В ходе анализа товаросопроводительных документов, а именно, товаротранспортной накладной № 131 от 17.12.2013г, установлено отсутствие всех необходимых сведений о декларации соответствия, что является нарушением п. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 12, п. 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ.
Согласно ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из Протокола об административном правонарушении от 05.05.2014 г. следует, что Обществом осуществлялась реализация парфюмерно-косметической продукции торговой марки «Mon Platin» без указания в товарной накладной № 131 от 17.12.2013 г. полной информации о декларации соответствия, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ.
Из деклараций соответствия, приложенных к материалам административного дела следует, что средства по уходу за волосами с добавкой черной икры Термо Билдер и др. наименования косметической продукции, отраженные в товарной накладной № 131 от 17.12.2013 г., изготовитель страна Израиль, протокол испытаний и исследований выдан Государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр гигиены», от 10.01.2011 г., от 31.07.2012 г. с указанием аттестатов аккредитации, уведомления изготовителя о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) от 21.07.2012 г.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) и обязательной сертификации.
Пунктом 4 ст.7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в п. 1 указанной статьи, продажа товара, в том числе импортного товара, не допускается.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров регулируется Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2998 № 55.
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца-организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
В силу п. 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 982) установлено, что в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, включена под кодом 9158 «Продукция косметическая».
Тогда как, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2012 № 596, вступившим в законную силу 01.07.2012 г., внесены изменения в постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, в соответствии с которым позиции под кодом 9158 «Продукция косметическая», исключены.
Обязанность декларирования спорного товара после указанной даты иными нормативными правовыми актами не установлена, в указанном постановлении отсутствует ссылка на то, что изменения в перечень вносятся в связи с изданием другого нормативного правового акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С 01.07.2012 г. вступил в законную силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», которым закреплено обязательное подтверждение соответствия косметической продукции в форме принятия декларации соответствия.
В то же время, согласно п.3.3 Решения комиссии таможенного союза от 23.09.2011 № 799, которым был утвержден указанный выше регламент, предусмотрено, что до 01.07.2014 допускается производство и выпуск в обращение продукция в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами.
Поскольку обязанность декларирования спорного товара, Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, а также иными нормативными правовыми актами, не установлена, вменение в вину Общества отсутствия полной информации о декларации соответствия в товарной накладной № 131 от 17.12.2013 г. в которой указан только номер и дата декларации о соответствии, не основано на нормах закона, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на день рассмотрения дела и принятия решения спорная продукция исключена из перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, требование об указании в сопроводительной документации сведений о декларации соответствия не основано на законодательстве, и о том, что в действиях Общества не содержится состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.45 КоАП РФ.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 июля 2014 г. по делу № А65-12153/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи П.В. Бажан
Е.М. Рогалева