ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
05 сентября 2017 года Дело №А65-13015/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Филипповой Е.Г., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан – не явился, извещен,
от акционерного общества "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро" – ФИО1, доверенность от 16.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан и акционерного общества "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 по делу №А65-13015/2017 (судья Ситдиков Б.Ш.)
по заявлению акционерного общества "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро",
к Управлению Федерального Казначейства по Республике Татарстан,
о признании незаконным постановления от 04 мая 2017 №11Б/2017-П,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Татарстан о признании незаконным постановления от 04 мая 2017 №11Б/2017-П о привлечении к административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 2 процентов от суммы бюджетных инвестиций за 2015 год, что составляет 1 720 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции снизил размер назначенного штрафа в два раза, до суммы 860.000 руб.
В апелляционной жалобе Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований.
В свою очередь, акционерное общество "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 отменить в части назначения наказания и принять по делу новый судебный акт, освободив общество от наказания, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В материалы дела поступил отзыв Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан на апелляционную жалобу акционерного общества "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро", в котором оно просит апелляционный суд апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Зеленодольское Проектно-конструкторское бюро" доводы своей жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, а жалобу Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 26.01.2017 № 16 была проведена плановая выездная проверка в АО «Зеленодольское ПКБ», с целью соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».
По результатам выездной проверки административным органом установлено, что АО «Зеленодольское ПКБ» не соблюдены нормы и требования ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 № 103, в части установленных принципов по привлечению внебюджетных источников в целях реализации программных мероприятий.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №11Б/2017 от 20.04.2017, действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением по делу об административном правонарушении № 11Б/2017-П от 04.05.2017г. АО «Зеленодольское ПКБ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ с назначением административного наказания виде штрафа в размере 1720,000 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.
На основании ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального имущества). Иными словами под бюджетными инвестициями понимаются расходы бюджета, направленные на капитальные вложения либо на приобретение активов в виде доли в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.
Таким образом, понятие "бюджетные инвестиции" отнесено Бюджетным кодексом Российской Федерации к одному из видов расходов бюджетов, целью которых является увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества (казны) за счет расходов бюджета, и применимо исключительно в бюджетных правоотношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
Как следует из материалов дела, федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.02.2008г. №103, направлена на создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники путем преодоления научно-технического и технологического отставания России от промышленно развитых стран мира, а также на развитие производственного потенциала судостроительной промышленности.
Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средству организаций - исполнителей Программы с возможным привлечением отечественных иностранных инвесторов, займов и кредитов.
Мероприятия Программы в части строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы приведены в приложении № 6 Программы.
Подпунктом 3 пункта 12 данного приложения №6 по проектно-конструкторским бюро, включаемым в открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация», в частности по АО «Зеленодольское ПКБ», по мероприятиям «техническое перевооружение в развитии проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения» стоимость работ предусмотрена в размере 150000,000 тыс.руб. В том числе размер финансирования за счет средств федерального бюджета 115000,000 тыс.руб. Срок мероприятий утвержден 2014-2015 годы.
В ценах соответствующих лет стоимость непосредственно за 2015 год предусмотрена 114000,000 тыс. рублей, в том числе размер финансирования за счет средств федерального бюджета 86000,000 тыс.рублей.
На осуществление данного мероприятия Федеральным агентством по Управлению государственным имуществом (Росимущество), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и АО Зеленодольское ПКБ» (заказчик-застройщик) был заключен соответствующий договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 02.09.2015г. №01-09/325/371/АО/948.
По условиям договора Российская Федерация принимает и оплачивает 661 538 штук акций заказчика-застройщика. Общая сумма сделки по договору составила 85999,940 тыс. рублей. Бюджетные инвестиции в рамках данного договора в полном объеме перечислены на лицевой счет УФК по Республике Татарстан Отделение - НБ Республика Татарстан г. Казань 41116000050 платежным поручением от 21.09.2015 № 531.
В части условий предоставления бюджетных инвестиций АО «Зеленодольское ПКБ» (заказчик-застройщик) на осуществление работ по вышеуказанному мероприятию (объекту капитального строительства) данным договором 2015 года (п. 3.1, 3.2 договоров), равно как и договором заключенным в предшествующий период 2014 года, было предусмотрено, что бюджетные инвестиции предоставляются на осуществление тех или иных мероприятий, предельная стоимость (стоимость, объем капитальных вложений) которых за счет всех источников финансового обеспечения, мощность и сроки ввода в эксплуатацию приведены в титульных списках на тот или иной год (приложение №1 к договорам). Использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели не соответствующие условиям предоставления не допускается.
Кроме того, наряду с прочим, согласно условиям данного договора (п. 4.2.9 договоров) заказчик-застройщик обязался обеспечить качественное осуществление работ по объекту (мероприятиям) в объеме, предусмотренном титульным списком и графиком выполнения работ (приложение № 2 к договорам).
Также условиями договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, как 2014 так и 2015 года, АО «Зеленодольское ПКБ», как заказчик-застройщик, обязалось в соответствии с условиями ФЦП «Развитие гражданской морской техники» привлекать собственные средства для выполнения работ (п. 4.2.8 договоров).
Как установлено, административным органом, по мероприятию «техническое перевооружение в развитии проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения» согласно прилагаемому к договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций титульному списку общий объем бюджетных инвестиций за 2014-2015 годы был предусмотрен в сумме 150000,000 тыс.рублей. В том числе: 115000,000 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета, 35000,000 тыс.рублей – за счет собственных средств АО «Зеленодольское ПКБ».
Из общего объема капитальных вложений на строительно-монтажные работы титульными списками было предусмотрено 11193,170 тыс.рублей, на приобретение оборудование – 138708,830 тыс.рублей, прочие затраты – 98,000 тыс.рублей (в том числе проектно-изыскательские работы – 98,000 тыс.рублей).
В разрезе источников финансирования согласно прилагаемым к договорам графикам выполнения работ стоимость строительно-монтажных работ по средствам федерального бюджета была утверждена в сумме 10693,170 тыс. рублей, в том числе за 2015 год 7793,170 тыс.рублей, за счет собственных средств – 500,000 тыс.рублей, что в процентом соотношении составляет 95,5% и 4,5% соответственно об общей суммы 11193,170 тыс.рублей.
Стоимость оборудования по средствам федерального бюджета утверждена в сумме 104306,830 тыс.рублей, за счет собственных средств – 34402,000 тыс.рублей, что в процентном соотношении составляет 75,2% и 24,8% соответственно от общей суммы 138708,830 тыс. рублей.
Прочие затраты (в том числе проектно-изыскательские работы) в сумме 98,000 тыс.рублей утверждены только за счет собственных средств.
Непосредственно за 2015 год стоимость оборудования по средствам федерального бюджета утверждена в сумме 78206,830 тыс.рублей, за счет собственных средств – 28000,000 тыс.рублей, что в процентном соотношении составляет 73,6% и 26,4% соответственно об общей суммы 106206,830 тыс.рублей.
Согласно документам представленным проверке по использованию бюджетных инвестиций и собственных средств, поданному направлению фактические расходы по средствам федерального бюджета по приобретению оборудования составили 104320,170 тыс.рублей. За 2015 год фактические расходы по средствам федерального бюджета по приобретению оборудования, с учетом переходящего остатка неиспользованных в 2014 году бюджетных инвестиций, составили 102108,770 тыс. рублей. По стоимости строительно-монтажных работ по средствам федерального бюджета фактические расходы составили 10678,670 тыс.рублей.
За счет собственных средств АО «Зеленодольское ПКБ» общая стоимость строительно-монтажных работ фактически составила 529,000 руб. тыс.рублей против утвержденного объема в размере 500,000 тыс.рублей. По прочим затратам общая стоимость фактически составила 782,000 тыс. рублей против утвержденного объема в размере 98,000 тыс.рублей. По проектно-изыскательским работам отклонения отсутствуют.
На приобретение технологического оборудования заказчиком-застройщиком (АО «Зеленодольское ПКБ») собственные средства в 2014-2015 годах не направлялись и соответственно за данный период расходы не произведены, что при утвержденном объеме 34402,000 тыс. рублей является 100% не исполнением условий договоров в части принятых обществом обязательств. В 2016 году в рамках данного мероприятия произведены расходы по приобретению оборудования в сумме 20,900 тыс.рублей.
Исходя из изложенного, административным органом установлено, что АО «Зеленодольское ПКБ», как заказчиком-застройщиком не соблюдены требования договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций в части привлечения собственных средств для выполнения программных мероприятий, как на протяжении всего срока реализации мероприятия 2014-2015 годы, так и непосредственно в 2015 году, что в свою очередь является нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, в частности по договору от 02.09.2015 №01-09/325/371/АО/948.
Кроме того, как указал административный орган, в 2015 году допущено не соблюдение норм и требований ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 № 103 в части установленных принципов по привлечению внебюджетных источников в целях реализации программных мероприятий. При том, что разделом IV Программы предусмотрено, что замещение средств внебюджетных источников (то есть собственных средств) средствами федерального бюджета не допускается.
В соответствии с условиями договора об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 02.09.2015 № 01-09/324/371/АО/948 (п. 4.2.15) в Минпромторг России (Росимущество, органы Госстатистики) представляется отчетность ф. С-2 «Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу».
По мероприятию «техническое перевооружение в развитии проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения» дата составления отчета ф.С-2 за 2015 год – 01.02.2016год.
Таким образом, АО «Зеленодольское ПКБ» не соблюдены нормы и требования ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 № 103 в части установленных принципов по привлечению внебюджетных источников в целях реализации программных мероприятий. При том, что разделом IV Программы предусмотрено, что замещение средств внебюджетных источников (то есть собственных средств) средствами федерального бюджета не допускается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, в частности, постановлением по делу об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше норм, невозможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Вместе с тем, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
АО «Зеленодольское ПКБ» после завершения срока действия Программы (2016, 2017 год) и в настоящее время продолжает выполнять оставшиеся мероприятия Программы, которые составляют около 12%. Из материалов дела следует, что запланированные в настоящее время Программой результаты по разработке новых технологий в сфере гражданского судостроения в настоящее время достигнуты.
Кроме того, благодаря реализации программных мероприятий АО «Зеленодольское ПКБ» разработало уникальные проекты кораблей и судов нового поколения с применением передовых технологий. АО «Зеленодольское ПКБ» разработало и направило в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Минпромторг РТ, АО «ОСК», ФГУП «Крыловский государственный научный центр» предложения по тематике НИР и ОКР государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015 - 2030 годы».
Учитывая отсутствие доказательств негативных последствий совершенного правонарушения, принцип соразмерности и справедливости наказания, положения Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04 ноября 1950 года и протоколов к ней в части соблюдения разумного баланса публичного и частного интересов при привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в сумме 860 000 руб., снизив в два раза минимальный размер штрафа, установленный санкцией данной нормы права.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены частично.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции правомерно установил наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и со ссылкой на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер назначенного штрафа в два раза. Возможность снижения штрафа менее минимального размера, установленного соответствующей нормой КоАП РФ является правом суда.
В то же время, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от наказания в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае, существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения. Негативный результат может возникать и в нематериальной, в частности, организационной сфере.
Кроме того, санкция ч.2 ст.15.15.4 КоАП РФ сама по себе исходит из «тяжести» совершенного правонарушения и исчисляется в процентах от суммы бюджетных инвестиций. В данном случае, санкция соразмерна совершенному правонарушению и была снижена судом первой инстанции в два раза.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2017 года по делу №А65-13015/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи Е.Г. Филиппова
Т.С. Засыпкина