ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел.(843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г.Казань Дело №А65-1416/2008-СА1-56
11 ноября 2008 года
Резолютивная часть постановления оглашена 05.11.2008
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего Кормакова Г.А., судей: Метелиной Т.А., Федоровой Т.Н.,
при участии: от истца – ФИО1, протокол № 4/07 от 30.05.2007, ФИО2, доверенность № 9 от 05.12.2007,
от ответчика – ФИО3, доверенность № 254 от 24.03.2008, ФИО4, доверенность № 1228 от 27.12.2007,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2008 (председательствующий Музаметшин Р.Р., судьи Гасимов К.Г., Шайдуллин Ф.С.) по делу №А65-1416/2008-СА1-56
по заявлению Открытого акционерного общества «Водоканалсервис» к Совету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными решения от 24.10.2007 № 19/1 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на 2008 год» в части установления тарифа на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению на водоснабжение в размере 16,43 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 16,50 руб. за 1 куб.м.; решения от 19.12.2007 № 20/4 «О тарифах на коммунальные услуги для бюджетных организаций и прочих потребителей на 2008 год» в части установления тарифа: для бюджетных организаций на водоснабжение в размере 25,71 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 25, 85 за 1 куб.м., для прочих потребителей на водоснабжение в размере 27,33 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 28,15 руб. за 1 куб.м.,
третье лицо – Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Водоканалсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения) к Совету Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными:
решения от 24.10.2007 № 19/1 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на 2008 год» в части установления тарифа на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению на водоснабжение в размере 16,43 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 16,50 руб. за 1 куб.м.;
решения от 19.12.2007 № 20/4 «О тарифах на коммунальные услуги для бюджетных организаций и прочих потребителей на 2008 год» в части установления тарифа: для бюджетных организаций на водоснабжение в размере 25,71 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 25, 85 за 1 куб.м., для прочих потребителей на водоснабжение в размере 27,33 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 28,15 руб. за 1 куб.м.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Совет Чистопольского муниципального района Республики Татарстан обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Советом Чистопольского муниципального района Республики Татарстан было принято решение от 24.10.2007 № 19/1 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги на 2008 год», которым в отношении Общества установлен тариф на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению на водоснабжение в размере 16,43 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 16,50 руб. за 1 куб.м., действующий с 1 января 2008 года. Также ответчиком было принято решение от 19.12.2007 № 20/4 «О тарифах на коммунальные услуги для бюджетных организаций и прочих потребителей на 2008 год», которым установлен тариф: для бюджетных организаций на водоснабжение в размере 25,71 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 25, 85 за 1 куб.м., для прочих потребителей на водоснабжение в размере 27,33 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 28,15 руб. за 1 куб.м.
Не согласившись с решениями ответчика в части установления тарифов, Общество обжаловало их в арбитражный суд, мотивируя свои требования несоответствием оспариваемых нормативных актов Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 и экономической необоснованностью установленных тарифов.
Коллегия считает, что суд первой инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод о признании решений в оспариваемых частях несоответствующими Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Суд кассационной инстанции установил, что дело рассмотрено с соблюдением положений главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исследовав оспариваемые решения Совета Чистопольского муниципального района №19/1 от 24.10.2007 и №20/4 от 19.12.2007, пришел к правильному выводу, что они являются нормативным правовыми актами, поскольку устанавливают правовые нормы, обязательные не только для заявителя, но и для потребителей услуг систем водоснабжения, то есть для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (услуги по водоснабжению отказываются в течение 2008 неограниченному кругу лиц и обязанных их оплачивать), действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (между Обществом и конкретными потребителями его услуг по водоснабжению), что соответствует определению нормативного правового акта, изложенному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 № 1082/07.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество «Водоканалсервис» является организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 2 названного Федерального закона системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. При этом, территориальный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает их расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Судом установлено, что ОАО «Водоканалсервис», как юридическое лицо, оказывает услуги по снабжению потребителей Азнакаевского, Зеленодольского, Сармановского, Чистопольского районов Республики Татарстан холодной (питьевой) водой с помощью принадлежащей ему единой системы коммунальной инфраструктуры, частично расположенной как в границах Чистопольского муниципального района, так и в границах других муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2006 № 89 в целях информационного обеспечения мониторинга хода реформы в жилищно-коммунальной сфере утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы».
Судом установлено, что согласно сводной статистической отчетности формы №22-ЖКХ «Свод сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» указаны объемы отпущенной воды, объемы пропущенных сточных вод ОАО «Водоканалсервис» и каждым филиалом ОАО «Водоканалсервис». Из соотношения этих объемов следует процент потребления услуг потребителями в каждом районе, предоставляемый заявителем и его филиалами. Этот процент составляет по муниципальным районам: Азнакаевский (Азнакаевское ПТС) – 18%; Азнакаевский (Актюбинское МПП) – 2%, Зеленодольский (Зеленодольск-Водоканал) – 59%, Сармановский (Джалильское ПТС) – 5%, ФИО5 (Чистополь-водоканал) – 16% (т. 3 л.д. 33)
Таким образом, суд сделал правильный вывод, что Общество осуществляет свою деятельность на территории разных муниципальных образований и потребители Чистопольского муниципального района потребляют менее 80% товаров и услуг Общества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, действующее на основании Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 06.07.2005 № 313), как орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Республики Татарстан, приказом №162/0 от 01.10.2007 «Об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2008 год» установило тариф на водоснабжение для филиала заявителя – «Чистополь-Водоканал» в размере 18,86 руб. за куб. м., а на водоотведение в размере 19,76 руб. за куб. м.
Таким образом, тариф, установленный ответчиком, является заниженным по сравнению с тарифом, утвержденным Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, из выше приведенных норм следует, что представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В данном случае тарифы установлены структурному подразделению организации коммунального комплекса, с превышением полномочий, предоставленных частью 1 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ установление предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок. Данный орган вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей и устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Таким образом, судом правильно отмечено, что указанный Федеральный закон использует понятие предельных индексов, под которыми понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» предусмотрено, что тарифы, установленные органом местного самоуправления, должны быть экономически обоснованными в отношении всех групп потребителей.
Однако, из материалов дела следует, что доказательств экономической обоснованности тарифа, установленного Советом Чистопольского муниципального района для Общества, ответчиком в нарушение вышеназванных норм не представлено.
Таким образом, коллегия считает правильным вывод суда о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для установления в отношении Общества тарифов на жилищно-коммунальные услуги предоставляемые населению: на водоснабжение в размере 16 руб. 43 коп. за 1 куб.м. и тарифа на водоотведение в размере 16 руб. 50 коп. за 1 куб.м. и в части установления тарифа: для бюджетных организаций на водоснабжение в размере 25,71 руб. за 1 куб.м., на водоотведение в размере 25,85 за 1 куб.м.; для прочих потребителей на водоснабжение в размере 27,33 руб. за 1 куб.м, на водоотведение в размере 28,15 за 1 куб.м., так как установление указанных тарифов не соответствует положениям Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004.
Коллегия не принимает довод заявителя жалобы о том, что он своим решение установил тарифы на водоснабжение и водоотведение не для заявителя, а для предприятия «Чистополь-Водоканал» - филиала ОАО «Водоканалсервис».
Предприятие «Чистополь-Водоканал» является филиалом ОАО «Водоканалсервис», не является юридическим лицом и не может участвовать в данных правоотношениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2008 по делу №А65-1416/2008-СА1-56 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.А.Кормаков
Судьи Т.А.Метелина
Т.Н.Федорова