443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
22 декабря2021 года Дело № А65-14527/2021
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от Открытого акционерного общества «Речной порт «КАМА» - представителя ФИО1 (доверенность от 23.11.2021),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан –представителя ФИО2 (доверенность от 16.02.2021 №1572/08),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Речной порт «КАМА»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года по делу № А65-14527/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Открытого акционерного общества «Речной порт «КАМА», РТ, г. Набережные Челны
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань
о признании недействительным протокола Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ №709 от 18.03.2021,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов субъекта экономической деятельности - ОАО «Речной порт «Кама»,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Речной порт «КАМА» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – ответчик) о признании недействительным протокола Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ №709 от 18.03.2021: «об отказе поставить на баланс ОАО «Речной порт «Кама» запасы вновь изученных полезных ископаемых ПГП, расположенных в контурах отработанного месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом 1545,8 куб.м.», «о присвоении месторождению, расположенному в контуре ранее отработанного месторождения «Елабужское» - название «Елабужское техногенное», и отнесении вновь разведанные запасы ПГП к 2-ой группе, «об указании Фонду геологической информации поставить на республиканский баланс запасы месторождения ПГП «Елабужское техногенное», а разведанные и утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом – в нераспределенный фонд недр РТ», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов субъекта экономической деятельности - ОАО «Речной порт «Кама».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года по делу № А65-14527/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Податель апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Определением суда апелляционной инстанции от 30.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 18.10.2021.
В материалы дела поступил отзыв Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года по делу № А65-14527/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную. К отзыву приложены следующие документы: копия договора возмездного оказания услуг от 12.02.2021 № 10/21-РКЗ; копия явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021.
Представитель ОАО «Речной порт «КАМА» в судебном заседании 18.10.2021 возражал против приобщения к материалам дела приложенного к отзыву копии явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021.
Судом апелляционной инстанции поступивший отзыв с приложенными документами приобщен к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
В судебном заседании 18.10.2021 представителем ОАО «Речной порт «КАМА» было заявлено о фальсификации явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021.
Также в апелляционной жалобе ОАО «Речной порт «КАМА» содержится ходатайство об истребовании у ответчика копии всех документов, рассматриваемых комиссией при принятии 18.03.2021 года оспариваемого протокола № 709, представитель общества данное ходатайство в судебном заседании поддержал.
Согласно ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации копии документов, представленных в суд лицом, участвующим в деле, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Из анализа содержания ходатайства Общества об истребовании документов, следует, что оно не соответствует требованиям ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не обосновал, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены истребованными доказательствами, не указал причины, препятствующие самостоятельному получению доказательства, что является нарушением требований части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также заявителем не указаны реквизиты документов, которые он просит истребовать.
В этой связи оснований для истребования указанных в ходатайстве документов, не имеется.
Определением суда апелляционной инстанции от 18.10.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 22.11.2021. Указанным определением апелляционный суд также предложил Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан представить в материалы дела письменные пояснения относительно заявления общества о фальсификации явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021, представить на обозрение суда оригинал явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021, видеозапись заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021.
В суд от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (вх. от 09.11.2021) во исполнение определения от 18.10.2021 поступили документы, в судебном заседании представлен оригинал явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021, который судом обозревался, возвращен представителю в судебном заседании.
Представитель ОАО «Речной порт «КАМА» в судебном заседании 22.11.2021 не поддержал ранее заявленное заявление о фальсификации явочного листа заседания Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных Республики Татарстан от 18.03.2021, в связи с этим судом данное заявление не рассматривалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 22 ноября 2021 года до 29 ноября 2021 года. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
В судебном заседании от 29.11.2021 представитель ОАО «Речной порт «КАМА» представил суду дополнения к апелляционной жалобе.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.11.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 15.12.2021.
В суд от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан поступили письменные пояснения.
В суд от ОАО «Речной порт «КАМА» поступили возражения на пояснения ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда 15.12.2021 представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами ЕЛА №00915 ТЭ с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песчано-гравийной смеси на месторождении «Елабужское» в Елабужском районе Республики Татарстан в 1 км. юго-восточнее г.Елабуга, в русле р.Кама, в пределах 1628,0-1640,35 км. по обе стороны судового хода с учетом Решения Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 23.05.2008 №30/08 «О внесении изменений и дополнений в лицензионном соглашении к лицензии ЕЛА №00915 ТЭ», дополнения №1 от 18.11.2008, Решения Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 25.01.2017 №62-п «О внесении изменений и дополнений в лицензионном соглашении к лицензии ЕЛА №00915 ТЭ», дополнения №2 от 08.02.2017.
08.02.2021 в Министерство поступило заявление ОАО «Речной порт «КАМА» от 03.02.2021 № 19 о проведении государственной экспертизы документов и материалов по запасам песчано-гравийных пород. К заявлению был приложен отчет «Эксплуатационная разведка месторождения песчано-гравийных пород «Елабужское» в русле р. Кама на 1628,0 - 1637,6 км с/х в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан (лицензия ЕЛА № 00915 ТЭ)» (далее - Отчет).
Заявление и представленные материалы были рассмотрены на заседании Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве (далее - РКЗ) 18.03.2021 в соответствии с нормами статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»), Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, приказа Министерства от 23.12.2020 № 1463-п «О Республиканской комиссии по запасам», а также административного регламента Министерства предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, утвержденного приказом Министерства от 18.11.2013 № 665-п.
Решение РКЗ по результатам рассмотрения представленных Обществом материалов оформлено обжалуемым протоколом от 18.03.2021 № 709, из содержания которого следует, что представленные на рассмотрение материалы соответствуют действующим «Рекомендациям по содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых» (М,2007), достаточны для геологической оценки месторождения, обоснования и проверки подсчета запасов и определения его подготовленности для промышленного освоения.
По сложности геологического строения и условиям залегания полезной толщи, в соответствии с «Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых», месторождение «Елабужское» относится к категории мелких (до 10 млн. м3), русловые и террасовые залежи песка и песчано-гравийных пород, изменяющие в годовом или многолетнем цикле пространственные положения, форму и размеры.
Заявителем отчета предложены к постановке на баланс запасы ПГП месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарными запасами 1545,8 тыс. м3 при объеме вскрыши 1629,0 тыс. м3, утверждая, что данные запасы изучены в процессе эксплуатационной разведки.
Однако, по мнению Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ и привлеченного эксперта, согласно требованиям распоряжения Министерства природных ресурсов РФ от 5 июля 1999 года № 83-р «Об утверждении положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям», данная работа не является эксплуатационной разведкой, так как эксплуатационная разведка проводится с целью получения исходных данных для безопасного ведения работ, и обеспечения наиболее полной отработки. При этом задачей эксплуатационной разведки является уточнение контуров, вещественного состава и внутреннего строения тел полезного ископаемого и т.д.
По результатам эксплуатационной разведки производится уточнение схем подготовки и отработки полезного ископаемого.
Также в соответствии с Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям №83-р при проведении геологоразведочных работ объектом изучения является закрепленная лицензией в виде горного отвода часть недр, включающая полностью или частично месторождение полезных ископаемых.
В соответствии с предоставленной недропользователем ОАО «Речной порт Кама» статистической отчетностью по форме 5ГР за 2019 год, остаточные запасы месторождения на 01.01.2020 составляли 92,1 тыс. м3, а по состоянию на 01.01.2021 г. месторождение «Елабужское» полностью выработано.
На основании изложенного, Республиканская комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ пришла к выводу, что геологоразведочные работы, проведенные в геометрических границах ранее отработанного месторождения «Елабужское», являются полноценным геологическим изучением нового месторождения техногенного происхождения и фактически не имеют отношения к ранее отработанному месторождению «Елабужское».
Кроме этого, указала, что при изучении нового месторождения, в том числе техногенного происхождения, необходимо применять требования, предъявляемые к поисковому этапу и геологическое изучение должно проводиться на основании проекта геологоразведочных работ, прошедшего государственную экспертизу.
Лицензия ЕЛА №00915 ТЭ предоставлена для целей разведки и добычи песчано-гравийных пород на месторождении «Елабужское». Проведение работ по геологическому изучению в соответствии с данной лицензией не предусмотрено.
Учитывая, что работы по геологическому изучению месторождения «Елабужское» проведены с нарушением, запасы вновь изученных полезных ископаемых, расположенные в контурах отработанного месторождения «Елабужское», поставить на баланс ОАО «Речной порт Кама» не представляется возможным.
На основании изложенного, Республиканская комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ, постановила:
- Отчет «Эксплуатационная разведка месторождения ПГП «Елабужское» в русле р.Кама на 1628,0-1637,6 км с\х в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан» принять к сведению.
- присвоить месторождению, расположенному в контурах ранее отработанного месторождения «Елабужское», название «Елабужское техногенное» и вновь разведанные запасы по сложности геологического строения отнести ко 2-ой группе.
- Фонду геологической информации учесть и поставить на республиканский баланс «Песчано-гравийные материалы» запасы месторождения песчано-гравийных пород «Елабужское техногенное», разведанные и утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарными запасами по категории 0=1545,8 тыс.м3, в нераспределённый фонд недр Республики Татарстан
- ОАО «Речной порт Кама» отчет «Эксплуатационная разведка месторождения ПГП «Елабужское» в русле р. Кама на 1628,0-1637,6 км с\х в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан», сдать на хранение в фонд геологической информации РТ.
Заявитель, полагая, что эксплуатационная разведка также может проводиться на уже погашенных площадях, поскольку тип месторождения говорит об его изменчивости в годовом и многолетнем цикле, сама эксплуатационная разведка является геологическим изучением недр, следовательно проведение разведки в границах горного отвода, предоставленного для добычи полезных ископаемых допускается; однозначное отнесение отработанных русловых месторождений к техногенным является не верным, прирост запасов по данным эксплуатационной разведки в границах действующего участка недр не ведет к образованию нового участка недр в его границах, обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительным протокол Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ №709 от 18.03.2021: «об отказе поставить на баланс ОАО «Речной порт «Кама» запасы вновь изученных полезных ископаемых ПГП, расположенных в контурах отработанного месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом 1545,8 куб.м.», «о присвоении месторождению, расположенному в контуре ранее отработанного месторождения «Елабужское» - название «Елабужское техногенное», и отнесении вновь разведанные запасы ПГП к 2-ой группе, «об указании Фонду геологической информации поставить на республиканский баланс запасы месторождения ПГП «Елабужское техногенное», а разведанные и утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом – в нераспределенный фонд недр РТ», обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов субъекта экономической деятельности - ОАО «Речной порт «Кама».
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.3 Закона РФ "О недрах" к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.
Как следует из статьи 6 Закона о недрах, одним из видов недропользования является разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно статьям 9 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11). Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования участком недр, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Согласно абзацу 2 указанной статьи предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В силу абзаца 7 статьи 29 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции, в том числе для поиска месторождений общераспространенных полезных ископаемых и их последующего освоения в соответствии со статьей 19.1 Закона о недрах.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что ОАО «Речной порт «КАМА» предоставлено право пользования недрами в целях разведки и добычи песчано-гравийных пород на месторождении «Елабужское» в соответствии с лицензией серии ЕЛА № 00915 ТЭ, зарегистрированной 24.07.2003.
Права и обязанности пользователя недр, виды и сроки проведения работ в соответствии с лицензией, срок действия лицензии, а также иные условия пользования недрами установлены лицензионным соглашением об условиях недропользования с целью разведки и добычи песчано-гравийных пород в пределах месторождения «Елабужское» в акватории р. Кама на участке 1628,0 - 1640,35 по обе стороны судового хода ОАО «Речной порт «КАМА» на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
На основании дополнения №1 к лицензионному соглашению ЕЛА № 00915 ТЭ от 18.11.2008, являющейся приложением №5 к лицензии Раздел 1 «Основание предоставления лицензии, объект недропользования» изложен в следующей редакции:
«1.1 лицензия предоставляется ОАО «Речной порт КАМА» на право пользования недрами месторождения «Елабужское» с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси в русле р.Кама, в пределах 1628,0-1640,35 км. по обе стороны судового хода в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан (Атлас ЕГС, том 9, часть II, изд. 2001) в границах, обозначенных на прилагаемом плане угловыми точками:14, 15, 16,14 (блок С1-III); 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 17 (блок С1-IV), 23, 24, 28, 29, 23 (блок С1-VI), 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 30 (блок С1-VII), 43,44, 45, 46, 43 (С1-VIII).
1.2 Целевым назначением работ является разведка и добыча ПГП на месторождении «Елабужское» в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан».
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Следовательно, законодательство в области недропользования различает понятия геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, поиск и оценку месторождений.
Порядок проведения работ, связанных с поиском, оценкой и разработкой твердых полезных ископаемых, геолого-разведочных работ, регламентируется Положением о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 05.07.1999 г. № 83-р.
Пункт 1.4 Положения № 83-р в зависимости от целей процесс геологического изучения недр подразделяет на 3 этапа и 5 стадий:
- работы общегеологического и минералогического назначения (региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых);
- поиски и оценка месторождений (поисковые работы и оценочные работы);
- разведка и освоение месторождений (разведка месторождения и эксплуатационная разведка.
Региональное геологическое изучение недр производится с целью получения комплексной геологической информации, составляющей фундаментальную основу системного геологического изучения территории страны и оценки ее минерагенического потенциала. Включает в себя определение закономерностей формирования и размещения полезных ископаемых, обоснование и удовлетворение потребностей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства в геологической информации для решения широкого круга вопросов в областях геологоразведочного производства, горного дела, мелиорации, строительства, обороны, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды, прогнозирования опасных, включая катастрофические, природных процессов и явлений (землетрясения, вулканизм, сели, оползни, обвалы и т.д.) - пункт 2.1. Положения.
Поиски и оценка проводятся с целью прогноза, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, которые по своим геологическим, экологическим условиям и технико-экономическим показателям пригодны для рентабельного освоения - пункт 3 Положения.
Геологоразведочные работы на данном этапе проводятся с целью изучения геологического строения вновь выявленных и ранее разведывавшихся месторождений, получения информации о количестве и качестве запасов, минеральном и химическом составе полезного ископаемого, его технологических свойствах и других особенностях месторождения с полнотой и достоверностью, обеспечивающих промышленную оценку месторождения, обоснование решения о порядке и условиях вовлечения его в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на его базе горного предприятия.
Эксплуатационная разведка проводится в течение всего периода освоения месторождения с целью получения достоверных исходных данных для безопасного ведения работ, оперативного планирования горно-подготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. Объектами изучения и оценки являются эксплуатационные этажи, блоки, уступы и другие участки месторождения в зависимости от принятой системы вскрытия, подготовки и отработки месторождения - пункт 4.2 Положения.
Пунктом 4.2.2 положения установлено, что основными задачами эксплуатационной разведки являются уточнение контуров, вещественного состава и внутреннего строения тел полезного ископаемого, количества и качества запасов по технологическим типам и сортам руд с их геометризацией, уточнение гидрогеологических, горнотехнических и инженерно-геологических условий отработки по отдельным участкам, горизонтам, блокам.
Разделом 2 «Условия пользования недрами, основные права и обязанности владельца лицензии» (в редакции дополнительного соглашения № 1 к лицензионному соглашению, зарегистрированного 18.11.2008) являющейся приложением №5 к лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ установлены следующие обязанности владельца лицензии, ограниченные временными сроками:
- до 01.11.2008 провести эксплуатационную разведку блока C1-VI;
- до 10.03.2009 представить на экспертизу в Комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства материалы подсчета запасов песчано-гравийных пород промышленных категорий блока C1-VI, а также материалы по переводу балансовых запасов блока C1-VIII в количестве 590,5 тыс.куб.м. в забалансовые в связи с его расположением в охранной зоне линии электропередач на 1640 км с.x.;
- до 30.05.2009 уточнить в установленном порядке границы горного отвода в соответствии с результатами проведенного комплекса работ и перевода балансовых запасов блока C1-VIII в забалансовые;
- до 15.06.2009 документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода месторождения «Елабужское» в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан представить в Министерство для включения в лицензию в качестве неотъемлемой части.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу, что проведение эксплуатационной разведки и каких-либо иных геологоразведочных работ заявителем в границах месторождения «Елабужское» после 01.11.2008, на этапе добычи полезных ископаемых, лицензионным соглашением не предусмотрено.
В соответствии с предоставленной недропользователем ОАО «Речной порт Кама» статистической отчетностью по форме 5ГР за 2019 год, остаточные запасы месторождения на 01.01.2020 составляли 92,1 тыс. м3, а по состоянию на 01.01.2021 г. месторождение «Елабужское» полностью выработано.
Следовательно, геологоразведочные работы, проведенные в геометрических границах ранее отработанного месторождения «Елабужское», являются полноценным геологическим изучением нового месторождения техногенного происхождения и фактически не имеют отношения к ранее отработанному месторождению «Елабужское».
Довод заявителя о том, что эксплуатационная разведка также может проводиться на уже погашенных площадях, поскольку тип месторождения говорит об его изменчивости в годовом и многолетнем цикле, обоснованно отклонен судом, так как цели проведения такой стадии геологоразведочных работ, как эксплуатационная разведка определены в пункте 4.2.1 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые) № 83-р от 05.07.1999, первой из которых установлено получение достоверных исходных данных для безопасного ведения работ, а также оперативного планирования горно-подготовительных, нарезных и очистных работ и обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Вскрытие очередного неразработанного горизонта без проведения соответствующих разведывательных работ не соответствует целям, установленным Порядком проведения геологоразведочных работ, как и противоречит основным правилам недропользования, установленным действующим законодательством.
Как было отмечено ранее, статьей 6 Закона РФ «О недрах» установлены виды пользования недрами. В их число входят - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых.
Согласно пункту 4.1.1 Положения № 83-р при разведочных работах объектом геологического изучения является закрепленная лицензией в виде горного отвода часть недр, включающая полностью или частично месторождение полезных ископаемых. По результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) постоянных разведочных кондиций. Технико-экономическое обоснование освоения месторождения, материалы подсчета запасов и результаты геолого-экономической оценки, включая обоснование постоянных разведочных кондиций, подлежат государственной геологической, экономической и экологической экспертизе (пункт 4.1.8).
Из положений статьи 36.1 Закона о недрах (в редакции, действующей на момент выдачи лицензии) следует, что выполнение геологоразведочных работ допускается только при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Из материалов дела, в том числе из Отчета, представленного на государственную экспертизу в Министерство экологии и природных ресурсов РТ, ОАО «Речной порт «Кама» в 2020 году (в период навигации) были проведены следующие работы:
- геологоразведочные работы (разведочное бурение, отбор рядовых проб, отбор проб на лабораторные исследования, отбор проб на радиологические исследования);
- топографо-геодезические работы (перенесение в натуру расположения скважин и их привязка, плановое расположение выработок на схеме);
- лабораторные работы (определение гранулометрического состава ПГС, определение гранулометрического состава песка, физико-механические испытания).
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем проведены геологические работы по изучению нового месторождения техногенного происхождения при которых заявителем должны соблюдаться требования, предъявляемые к поисковому этапу и геологическому изучению, которая является Стадией 4. «Разведка месторождения», предусмотренной Положением № 83-р.
Таким образом, проведение заявителем геологических работ в геометрических границах ранее отработанного месторождения «Елабужское», не установленное в лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ и его лицензионном соглашении, в отсутствии проекта геологоразведочных работ, прошедшего государственную экспертизу, является нарушением лицензионных требований и условий.
Поскольку объект геологического изучения не закреплен в лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ в виде горного отвода, следовательно, довод заявителя о допустимости проведения разведки в границах горного отвода, предоставленного для добычи полезных ископаемых, подлежит отклонению, как противоречащий положениям действующего законодательства РФ.
Перечисленные в отчете проведенные работы заявителем не имеют отношения к добыче общераспространенных полезных ископаемых, которая, согласно условиям лицензионного соглашения, являющейся неотъемлемой частью лицензии ЕЛА № 00915 ТЭ, должна осуществляться ОАО «Речной порт «Кама».
Доводы заявителя со ссылкой на под. 6 ч.1 ст. 22 Закона РФ «О недрах», что пользователю недр предоставлено право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией, правомерно отклонен судом по следующим основаниям.
Подпункт 6 части 1 статьи 22 Закона «О недрах» не освобождает пользователя недр от соблюдения условий лицензионного соглашения, а также от утверждения проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведке месторождений полезных ископаемых в соответствии с требованиями части четвертой статьи 36.1 Закона РФ «О недрах» и Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными приказом Минприроды РФ от 14.06.2016 № 352.
Из материалов дела судом установлено, что проектная документация на проведение в 2020 году ОАО «Речной порт «Кама» работ по геологическому изучению недр в соответствии с лицензией серии ЕЛА № 00913 ТЭ Министерством экологии и природных ресурсов РТ не утверждалась.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 10 Закона РФ «О недрах» участки недр для добычи полезных ископаемых предоставляются на определенный срок - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исхода из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок действия лицензии серии ЕЛА № 00915 ТЭ, согласно 4.2 лицензионного соглашения (в редакции дополнения № 1 от 18.11.2008) установлен до 31.12.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» срок действия лицензии продлен до 31.12.2021.
Согласно дополнению №1 к лицензионному соглашению ЕЛА № 00915 ТЭ от 18.11.2008, являющейся приложением №5 к лицензии запасы песчано-гравийных пород месторождения «Елабужское» были утверждены протоколом РКЗ при Министерстве от 25.12.2003 № 107 по категории C1 в объеме 6537,481 тыс. куб.м, забалансовые по категории C1 - 655,3 тыс.куб.м.
По состоянию на 01.01.2017 остаток балансовых запасов песчано-гравийных пород на Елабужском месторождении по категории C1 составил 795,5 тыс.м.куб.; по состоянию на 01.01.2020 балансовые запасы месторождения по категории C1 составляли 92,1 тыс.м.куб. (указано в представленном на государственную экспертизу Отчете и подтверждается данными формы 5-гр); по состоянию на 01.01.2021, согласно данным, содержащимся в представленной ОАО «Речной Порт «КАМА» статистической отчетности по форме 5-гр, запасов песчано-гравийных пород на месторождении «Елабужское» не имелось, то есть оно было полностью отработано недропользователем. Данный факт заявителем не оспаривается.
Проведение работ по геологическому изучению недр с выявлением прироста запасов в геометрических границах уже отработанного месторождения противоречит нормам законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливающим ограниченность срока пользования участком недр и обязательность соблюдения пользователем недр условий пользования недрами, установленных лицензионным соглашением.
Довод заявителя о том, что однозначное отнесение отработанных русловых месторождений к техногенным является не верным, прирост запасов по данным эксплуатационной разведки в границах действующего участка недр не ведет к образованию нового участка недр в его границах, обоснованно отклонен судом первой инстанции исходя из следующего.
Характер современных русловых и террасовых залежей песка и песчано-гравийных пород, изменяющих в годовом или многолетнем цикле пространственное положение, форму и размеры, ответчиком не оспаривается.
Между тем, обоснование проведения геологоразведочных работ в границах месторождений песчано-гравийных пород, расположенных в акваториях, характером таких залежей, необоснованно, поскольку приведет к бесконечному приросту их запасов и соответственно, к такому же бесконечному продлению срока пользования недрами одним недропользователем, что противоречит установленному Законом РФ «О недрах» принципу предоставления права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых на основании соответствующих аукционов.
Кроме того, понятия «залежь» и «месторождение», применительно к установленному законодательством порядку предоставления права пользования недрами, не являются тождественными.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта оформляются документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Из содержания указанных норм следует, что запасы месторождения, в отношении которых пользователь недр может осуществлять добычу, полезных ископаемых в соответствии с условиями лицензии, утверждаются в границах горного отвода на момент их оформления. Какие-либо дополнительные условия отдельно для месторождений песчано-гравийных пород исходя из их характера законодательством не предусмотрены.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что установленные законодательством и условиями лицензионного соглашения основания для проведения геологоразведочных работ в границах горного отвода месторождения «Елабужское» у заявителя отсутствовали.
Доводы заявителя о том, что недропользователю, владеющему лицензией на разведку и добычу полезных ископаемых, предоставлено право проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода без соответствующей лицензии, правомерно отклонены судом.
На основании дополнения №1 к лицензионному соглашению ЕЛА № 00915 ТЭ от 18.11.2008, являющейся приложением №5 к лицензии Раздел 1 «Основание предоставления лицензии, объект недропользования» изложен в следующей редакции: «1.2 Целевым назначением работ является разведка и добыча ПГП на месторождении «Елабужское» в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан».
В пунктах 6.2, 6.3 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (далее - Положение № 3314-1) содержатся разъяснения относительно объема работ, право на выполнение которых дает та или иная лицензия, в том числе на геологическое изучение недр или на добычу полезного ископаемого.
Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, - на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет (пункт 7.1 Положения № 3314-1).
В силу пункта 6.6 Положения № 3314-1 владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанные с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.
Вместе с тем у заявителя отсутствовала лицензия, дающая право на выполнение работ по геологическому изучению недр полезных ископаемых. Ни лицензией ЕЛА № 00915 ТЭ, ни техническим проектом разработки месторождения не предусмотрен такой вид пользования недрами как геологическое изучение. Указанная лицензия не являлась совмещенной.
Учитывая данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что в спорный период у ОАО «Речной Порт «КАМА» фактически отсутствовала лицензия, дающая право на выполнение работ по геологическому изучению недр полезных ископаемых (ни лицензией ЕЛА № 00915 ТЭ, ни техническим проектом разработки месторождения не предусмотрен такой вид пользования недрами как геологическое изучение, указанная лицензия не являлась совмещенной).
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что протокол Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ №709 от 18.03.2021: «об отказе поставить на баланс ОАО «Речной порт «Кама» запасы вновь изученных полезных ископаемых ПГП, расположенных в контурах отработанного месторождения «Елабужское» по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом 1545,8 куб.м.», «о присвоении месторождению, расположенному в контуре ранее отработанного месторождения «Елабужское»- название «Елабужское техногенное», и отнесении вновь разведанные запасы ПГП к 2-ой группе, «об указании Фонду геологической информации поставить на республиканский баланс запасы месторождения ПГП «Елабужское техногенное», а разведанные и утвержденные настоящим протоколом по блокам С1-III, С1-IV, С1-VI, C1-VII с суммарным запасом – в нераспределенный фонд недр РТ», является законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы Общества подлежат отклонению.
В апелляционной жалобе ОАО «Речной порт Кама», как и в первоначальном заявлении, ссылается на норму пункта 6 части 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»), которой пользователю недр предоставлено право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции, а также на аналогичную норму, содержащуюся в пункте 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о недрах, помимо указанной нормы, содержит также следующие положения:
геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, является одним из видов пользования недрами (пункт 2 части первой статьи 6 Закона РФ «О недрах»);
предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть первая статьи 11 Закона РФ «О недрах»);
владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля (пункт 6.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1);
работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей (часть четвертая статьи 36.1 Закона РФ «О недрах»).
Пунктом 3 Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490, определены объекты экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр, в число которых включена, в том числе, проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что под дополнительным разрешением, применительно к смыслу нормы пункта 6 части 1 статьи 22 Закона РФ «О недрах», на которую ссылается Общество, следует понимать отдельное государственное разрешение в виде лицензии на пользование недрами в целях геологического изучения.
При этом от выполнения обязанностей по согласованию условий проведения работ по геологическому изучению недр, связанных с проводимой добычей полезных ископаемых, с соответствующими органами, а также по утверждению проектной документации и направлению ее на экспертизу, пользователь недр, наделенный таким правом, не освобождается.
Данная позиция Министерства подтверждается материалами судебной практики (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2018 № Ф06-33589/2018 по делу № А12-32025/2017).
Общество осуществляет пользование недрами, право пользования которыми предоставлено в соответствии с лицензией серии ЕЛА № 00915 ТЭ в целях разведки и добычи песчано-гравийных пород на месторождении «Елабужское». Ни действующая лицензия, ни утвержденная в установленном порядке техническая документация не содержат оснований для проведения Обществом работ по геологическому изучению недр в 2020 году.
Согласно отчетности, направленной ОАО «Речной порт Кама» в адрес Министерства, утвержденные запасы месторождения «Елабужское» по состоянию на 01.01.2021 полностью выработаны.
На основании изложенного, является обоснованным вывод Министерства и суда первой инстанции об отсутствии у Общества законных оснований для проведения работ по геологическому изучению в рамках действующей лицензии.
Как следует из содержания отчета, представленного ОАО «Речной порт Кама» на государственную экспертизу, целью проведения работ являлась ревизия именно отработанных участков месторождения, выявление оставшихся и вновь образованных запасов, их пересчет и утверждение в РКЗ.
Проведение эксплуатационной разведки на уже полностью отработанном месторождении противоречит ее сущности и целям, установленным распоряжением № 83-р, что и отражено в обжалуемом протоколе.
По результатам рассмотрения представленного отчета, в совокупности с фактом полной отработки запасов месторождения «Елабужское», подтвержденных информацией, содержащейся в статистической отчетности, представленной ОАО «Речной порт Кама» и не оспариваемым в ходе рассмотрения дела, РКЗ пришло к выводу о том, что выявленные по результатам проведенных работ запасы не имеют отношения к месторождению «Елабужское», право пользования которым, было предоставлено Обществу в соответствии с лицензией серии ЕЛА № 00915 ТЭ, а представляют собой запасы вновь образованного в результате деятельности недропользователя и естественного намыва песчано-гравийных пород месторождения техногенного характера, в связи с чем, постановка данных запасов на баланс заявителя является невозможной.
Иное толкование приведенных положений нормативных правовых актов противоречит смыслу норм статьи 10 Закона РФ «О недрах», которыми установлена срочность предоставления права пользования недрами. Так, срок пользования недрами для добычи полезных ископаемых ограничен сроком отработки соответствующего месторождения полезных ископаемых, исчисляемого исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Характер залежей песчано-гравийных пород в границах акваторий предполагает их постоянное перемещение в русле рек. Признание запасов полезных ископаемых, образованных таким образом, запасами, относящимися к предоставленному пользователю недр в соответствии с лицензией месторождению, после его отработки, приведет к возможности их бесконечного прироста и соответственно - бесконечного продления срока действия соответствующих лицензий.
В апелляционной жалобе Общество также ссылается на несоблюдение
процедуры принятия решения РКЗ, а именно - на то, что обжалуемый протокол РКЗ не
подписан членами экспертной комиссии и не утвержден министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Обжалуемый протокол РКЗ № 709 был утвержден 01.04.2021.
На момент его утверждения Министерство, в части процедуры проведения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, руководствовалось следующими актами: Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 №69; Административным регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом Министерства от 18.11.2013 № 665-п (далее - Административный регламент); Приказом Министерства от 23.12.2020 № 1463-п «О Республиканской комиссии по запасам».
Протокол был утвержден заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО3, являвшимся заместителем председателя РКЗ, в соответствии с пунктом 4.3 Положения о Республиканской комиссии по запасам, утвержденного приказом Министерства от 23.12.2020 № 1463-п, согласно которому в отсутствие председателя РКЗ его функции исполняет заместитель министра по недропользованию.
На заседании комиссии 18.03.2021 года присутствовали члены комиссии – ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, а также приглашенный эксперт ФИО13 , директор ООО «Речной порт «Кама» ФИО14
Подписи членов комиссии, присутствовавших на заседании РКЗ, содержатся в явочном листе, оригинал которого обозревался судом апелляционной инстанции в судебном заседании.
Как пояснил представитель ответчика, указание в тексте страницы 1 протокола члена комиссии ФИО15 вместо ФИО10 является технической ошибкой сотрудника Министерства, оформлявшего протокол.
При проведении заседания РКЗ, по итогам которого был утвержден обжалуемый протокол, также велась видеозапись, которая представлена ответчиком в суд апелляционной инстанции, им просмотрена в процессе подготовки к заседанию и которая подтверждает присутствие всех вышеперечисленных членов комиссии и директора Общества на заседании комиссии, состоявшемся 18.03.2021 года.
Довод апелляционной жалобы Общества о наделении экспертной организации ГБУ «НПО Геоцентр РТ» полномочиями экспертного органа несостоятелен.
Государственная экспертиза представленных материалов проводилась экспертным органом - Республиканской комиссией по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве в соответствии с требованиями пункта 19 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 №69.
В состав РКЗ, утвержденный приказом Министерства от 23.12.2020 № 1463-п, входили штатные сотрудники Министерства.
ГБУ «НПО Геоцентр РТ» осуществило подготовку экспертного заключения по объекту «Эксплуатационная разведка месторождения песчано-гравийных пород «Елабужское» в русле р. Кама на 1628,0-1637,6 км с/х в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан» в соответствии с заключенным между данной организацией и Министерством договора возмездного оказания услуг от 12.02.2021 № 10/21-РКЗ.
Привлечение ГБУ «НПО Геоцентр РТ» в целях подготовки экспертного заключения, а также учет содержания данного экспертного заключения при принятии решения Республиканской комиссией по запасам были предусмотрены пунктом 3.1 Положения об РКЗ, утвержденного приказом Министерства от 23.12.2020 № 1463-п.
Каких-либо запретов на заключение такого рода договоров для Министерства как органа, организующего проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, действующее законодательство не содержит.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года по делу № А65-14527/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Речной порт «КАМА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 424 от 24 августа 2021 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи Н.В.Сергеева
В.А. Корастелев