ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-14551/2021 от 26.01.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 января 2022 года. Дело № А65-14551/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Некрасовой Е.Н., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества «Камско-Устьинский гипсовый рудник» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2021 по делу № А65-14551/2021 (судья Хамидуллина Л. В.),

по заявлению Акционерного общества «Камско-Устьинский гипсовый рудник» (ОГРН <***>, ИНН <***>), п.г.т. Тенишево Камско-Устьинского района Республики Татарстан,

к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным бездействия по непроведению публичных торгов по реализации объекта незавершенного строительства, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Камско-Устьинский гипсовый рудник» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - ответчик, комитет), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействие ответчика по непроведению публичных торгов по реализации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: РТ, <...> строение 65-46-1 с кадастровым номером 16:50:110506:1286, и обязать комитет исполнить решение суда от 15.07.2020 г. по делу №А65-35954/2018, и провести публичные торги по реализации указанного объекта незавершенного строительства, предусмотренные ст. 239.1 ГК РФ, и в соответствии с Правилами проведения публичных торгов объектов незавершенного строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1299.

Решением суда от 01.12.2021 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.

Общество, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные обществом требования.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Как следует из материалов дела, 18.06.2015 г. между Комитетом (арендодатель) и ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» (арендатор) заключен договор аренды №18389 земельного участка с кадастровым номером 16:50:110506:10, общей площадью 1 430 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Ново-Савиновский р-н, ул. Чистопольская, на котором расположен незавершенный строительством объект с кадастровым номером 16:50:110506:1286, принадлежащий заявителю на праве собственности, но данный договор аренды прекратил свое действие 17.06.2018 г.

В связи с чем Комитет обратился в АС Республики Татарстан с иском к ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» об изъятии расположенного на земельном участке объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов.

Решением суда от 15.07.2020 г. по делу № А65-35954/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2020 г., у ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» изъят объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: РТ, <...> строение 65-46-1 с кадастровым номером 16:50:110506:1286, путём продажи с публичных торгов.

14.05.2021 г. общество направило обращение в адрес Комитета о предоставлении информации о проведенных мероприятиях, направленных на реализацию объекта незавершенного строительства.

В ответ на указанное обращение Комитет письмом № 7270/КЗИО-исх от 20.05.2021 г. указал на необходимость предоставления имеющейся технической и кадастровой документации на указанный объект незавершенного строительства для проведения оценки и последующего выставления на торги.

В письме от 02.06.2021 г. № 216 общество, со ссылкой на вступившее в законную силу решение суда от 15.07.2020 г. по делу № А65-35954/2018, отказало в предоставлении запрашиваемой документации, указав, что Комитет имеет возможность самостоятельно заказать указанную документацию в своих структурных подразделениях, заявив при этом об ускорении процедуры реализации объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 16:50:110506:1286 с публичных торгов.

Полагая, что Комитетом допущено бездействие по непроведению публичных торгов по реализации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: РТ, <...> строение 65-46-1 с кадастровым номером 16:50:110506:1286, которое нарушает законные права и интересы общества в предпринимательской сфере, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 239.1 ГК РФ в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

В силу п. 2 ст. 239.1 ГК РФ требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.

Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков установлен Правилами проведения публичных торгов объектов незавершенного строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1299 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников (далее - аукцион).

Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов.

В соответствии с п. 3 Правил аукцион проводится исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством РФ на основании договора с указанными органами.

Пунктами 3.1.17.8 и 3.1.54 Положения «О Муниципальном казенном учреждении «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утв. решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 г. № 20-3 (в ред. решения Казанской городской Думы от 15.05.2020 г. № 9-39) Комитет как орган Исполнительного комитета г. Казани наделен полномочиями по обращению в суд с исками об изъятии объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договора аренды таких земельных участков путем продажи с публичных торгов, а также по организации и проведению публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, изъятых у собственника по решению суда, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков на основании решения суда, в том числе с привлечением специализированной организации.

Обращаясь с заявлением об оспаривании бездействия государственного органа по непроведению публичных торгов по реализации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: РТ, <...> строение 65 -46-1 с кадастровым номером 16:50:110506:1286, общество указало, что Комитет, как орган, уполномоченный на проведение торгов, до настоящего времени не исполнил вступивший в законную силу судебный акт от 15.07.2020 г. по делу № 35954/2018 и не провел торги изъятого на основании указанного судебного акта объекта.

При рассмотрении заявленных требований судом установлено следующее.

В ответ на обращение общества от 14.05.2021 г. о предоставлении информации о проведенных мероприятиях, направленных на реализацию объекта незавершенного строительства, Комитет письмом от 10.06.2021 г. № 8410/КЗИО-ИСХ указал, что им ведется работа по отбору оценочной организации, после заключения муниципального контракта с которой документы будут переданы на оценку (л.д. 80).

Ранее письмом от 20.05.2021 г. № 7270/КЗИО-исх Комитет указал на необходимость предоставления имеющейся технической и кадастровой документации на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <...> строение 65-46-1 с кадастровым номером 16:50:110506:1286, для проведения оценки и последующего выставления его на торги.

В свою очередь заявитель отказал в предоставлении запрашиваемой документации со ссылкой на вступившее в законную силу решение суда от 15.07.2020 г. по делу №35954/2018, которым Комитету в требовании о ее передачи в судебном порядке было отказано, указав при этом, что исполком имеет возможность самостоятельно заказать указанную документацию в своих структурных подразделениях.

Письмом от 07.07.2021 г. исх. № 9927/КЗИО-ИСХ Комитет сообщил обществу о начале работы по изготовлению технической документации на объект.

Техническая документация, а именно, технический паспорт на объект незавершенного строительства был изготовлен 12.07.2021 г. (л.д. 125 - 131).

Открытый конкурс по отбору оценочной организации был проведен 21.06.2021 г., а Муниципальный контракт на проведение оценки был заключен с оценочной организацией 05.07.2021 г. (л.д. 89 - 94).

Документы на оценку объекта незавершенного строительства были направлены 13.07.2021 г., однако ввиду наличия ошибок отчет по оценке был направлен на доработку и окончательный отчет был получен 18.08.2021 г. (л.д. 95 - 124).

07.09.2021 г. Комитет обратился в суд с заявлением об отмене обеспечительных мер в виде запрета на регистрационные действия, наложенных определением суда от 21.11.2018 г. в рамках дела № А65-35954/2018.

Определением суда от 13.09.2021 г. обеспечительные меры, наложенные определением от 21.11.2018 г. по делу № А65-35954/2018, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ и другим лицам проводить государственную регистрацию права собственности и других вещных прав и сделок с ним и совершать иные регистрационные действия в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: РТ, <...> стр. 65-46-1, с кадастровым номером 16:50:110506:1286, отменены.

В соответствии со ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Поскольку процедура проведения публичных торгов является достаточно длительной, и непосредственному их объявлению по реализации объекта незавершенного строительства предшествует ряд действий, которые уполномоченный орган должен осуществить перед выставлением его на продажу, принимая во внимание, что в решении суда от 15.07.2020 г. по делу № 35954/2018, которым у ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» изъят объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: РТ, <...> стр. 65-46-1, с кадастровым номером 16:50:110506:1286 путем продажи с публичных торгов, не установлены конкретные сроки реализации изъятого имущества, а также, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о предпринятых Комитетом мерах, являющихся связующим звеном в общей цепочке мер, направленных на реализацию спорного объекта незавершенного строительства на торгах, суд пришел к правильному выводу, что со стороны Комитета бездействия, не соответствующего закону и нарушающего права и законные интересы общества, не допущено.

Соответствующими письмами Комитет сообщал заявителю обо всех произведенных действиях, предпринятых им в целях выставления объекта незавершенного строительства на торги, а поэтому суд пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия Комитета по непроведению публичных торгов по реализации объекта незавершенного строительства, изъятого у общества решением суда от 15.07.2020 г. по делу № А65-35954/2018, и недоказанности факта неисполнения Комитетом указанного судебного акта, вступившего в законную силу.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает АО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением 1452 от 14.12.2021 г.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2021 по делу №А65-14551/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Акционерному обществу «Камско-Устьинский гипсовый рудник» (ОГРН <***>, ИНН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением № 1452 от 14 декабря 2021 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий П.В. Бажан

Судьи Е.Н. Некрасова

С.Ю. Николаева