ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
08 июня 2017 года Дело №А65-1647/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – ФИО1, доверенность от 02.05.2017г.,
от министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – не явился, извещен,
от государственного комитета Республики Татарстан по закупкам – не явился, извещен,
от республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года по делу №А65-1647/2017 (судья Хафизов И.А.), принятое по заявлению министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
третьи лица:
государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
о признании незаконными действий, о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании решения Комиссии УФАС по РТ по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 16.11.2016 незаконным в части: 1. Признания жалобы РГУП БТИ на нарушения законодательства в действиях государственного заказчика - Минземимущества РТ при проведении открытого конкурса № 0111200000916000976 на предмет: Право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет земельных участков под лесополосами вдоль трассы «Оренбургский тракт -Аэропорт «Казань» для нужд Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан; 2. Признания в действиях заказчика - Минземимущества РТ нарушение части 7 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; о признании незаконным предписания заказчику - Минземимуществу РТ об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в части: 1. отмены протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе; 2. рассмотрения заявки участников открытого конкурса повторно.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв государственного комитета Республики Татарстан по закупкам на апелляционную жалобу, в котором он указывает, что 06 октября 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Государственный комитет разместил извещение №0111200000916000976 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет земельных участков под лесополосами вдоль трассы «Оренбургский тракт - Аэропорт «Казань» для нужд Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее -открытый конкурс). На участие в открытом конкурсе было подано пять заявок. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок участников от 31 октября 2016 года №976/2 победителем конкурса было признано Муниципальное унитарное предприятие «Центр подготовки исходной документации».
Республиканское государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - РГУП БТИ), не согласившись с результатами открытого конкурса, обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ) с жалобой на нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг при проведении открытого конкурса. Комиссия УФАС по РТ, рассмотрев жалобу РГУП БТИ, вынесла решение от 16 ноября 2016 года по делу №424-кз/2016, в соответствии с которым при подсчете набранных участниками закупки баллов, нарушены требования части 7 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В целях устранения выявленного нарушения УФАС по РТ было выдано предписание, во исполнение которого Государственный комитет отменил протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе и повторно рассмотрел заявки участников, в результате чего, победителем открытого конкурса было признано РГУП БТИ.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, Республиканское государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступила жалоба Республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на действия конкурсной комиссии Государственного Комитета Республики Татарстан по закупкам и отмене протокола №976/2 от 31.10.2016 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе №0111200000916000976 на предмет: право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет земельных участков под лесополосами вдоль трассы «Оренбургский тракт - Аэропорт «Казань» для нужд Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом было установлено следующее.
Извещение о проведении открытого конкурса №0111200000916000976 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.etp.zakazrf.ru 06.10.2016г.
Государственный заказчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Уполномоченный орган - Государственный Комитет Республики Татарстан по закупкам.
Начальная (максимальная) цена контракта – 814 699,00 руб.
Суть жалобы, в действиях уполномоченного органа при проведении открытого конкурса содержатся нарушения норм действующего законодательства.
Изучив доводы сторон, Комиссией УФАС РТ установлено, что заказчик необъективно подсчитал набранные участником закупки баллы, тем самым нарушил требования части 7 ст.53 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение от 16.11.2016г. по делу №424-кз/2016 в соответствии с которым:
1. Признал жалобу РГУП БТИ на действия государственного заказчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и уполномоченного органа - Государственный Комитет Республики Татарстан по закупкам при проведении открытого конкурса № 0111200000916000976 на предмет: Право заключения государственного контракта на выполнение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет земельных участков под лесополосами вдоль трассы «Оренбургский тракт - Аэропорт «Казань» для нужд Министерства земельных и имущественных отношении Республики Татарстан, обоснованной.
2. Признал в действиях заказчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и уполномоченного органа - Государственный Комитет Республики Татарстан по закупкам нарушения части 7 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
16.11.2016 было выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым:
1. Заказчику - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, уполномоченному органу - Государственный Комитет Республики Татарстан по закупкам устранить выявленные Комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе;рассмотреть заявки участников открытого конкурса повторно.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием (в оспариваемой части) заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5.3.1.12 указанного Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В пункте 9 части 1 статьи 50 указанного закона предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 10 статьи 53 Федерального закона N 44-ФЗ результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. В протоколе должна содержаться следующая информация: место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены; порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Согласно протокола №976/2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31 октября 2016 года, подготовленного уполномоченным органом – Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам, победителем открытого конкурса первоначально был признан участник МУЛ «Центр подготовки исходной документации» набравшего максимальное количество баллов – 67,5. Второе место присуждено участнику конкурса РГУП БТИ, набравшему 65,98 балла.
В свою очередь, РГУП БТИ не согласилось с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, так как подсчет баллов, произведенный конкурсной комиссией уполномоченного органа Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам был произведен не объективно и неверно и подало жалобу в УФАС по РТ на действия конкурсной комиссии и отмене протокола №976/2 от 31.10.2016г.
По результатам рассмотрения, жалоба РГУП БТИ на действия конкурсной комиссии была удовлетворена, протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок решением УФАС по РТ был признан недействительным.
В связи с чем, Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам повторно произвел рассмотрение и оценку конкурсных заявок, согласно которому РГУП БТИ был присвоен 1 (Первый) номер.
Согласно ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Деятельность Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам регламентируется постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2013г. № 1036 «О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан», Указом Президента Республики Татарстан от 20.03.2014г. № УП-286 «О преобразовании Управления государственных закупок Республики Татарстан и Агентства по туризму Республики Татарстан», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.05.2014 № 307 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам».
Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг) реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, организации их мониторинга, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд Республики Татарстан, а также на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных организаций Республики Татарстан в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 1.1. Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам).
Таким образом, Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам является ответственным и самостоятельным органом в проведении конкурентной процедуры на определение поставщика товаров, работ и услуг для нужд Республики Татарстан.
В рассматриваемом случае конкурсная комиссия, а именно сотрудники Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, осуществляла оценку заявок на участие в конкурсе, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Следует также учесть, что в состав конкурсной комиссии должностные лица заказчика работ - Министерства земельных и имущественных отношений РТ, не входили.
При этом, РГУП БТИ обжаловал действия исключительно уполномоченного органа по проведению вышеуказанного открытого конкурса – Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, так как именно уполномоченный орган проводил оценку и анализ конкурсных заявок и подсчет баллов, а не заказчик работ, что подтверждается содержанием поданной РГУП БТИ жалобы в УФАС по РТ.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его вынесения послужил вывод антимонопольного органа о необъективном подсчете заказчиком набранных участником закупки баллов (абз. 3 стр.4 оспариваемого решения), в связи с чем антимонопольный орган признал в действиях заказчика (в том числе) нарушения ч.7 ст. 53 44-ФЗ.
Кроме того, антимонопольный орган в резолютивной части решения признал обоснованной жалобу на действия государственного заказчика, при условии, что жалоба на действия государственного заказчика не подавалась (была подана жалоба на действия конкурсной комиссии).
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что являются необоснованными доводы антимонопольного органа о наличии нарушений со стороны заказчика при определении победителя закупки (при подсчете баллов участников), поскольку заказчик не принимал участия в данной процедуре и не мог повлиять на его результаты.
Довод ответчика о том, что указание заказчика в оспариваемом решении носит уведомительный характер, поскольку он имеет функции контроля над уполномоченным органом по проведении торгов, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным и противоречащим буквальному содержанию оспариваемого решения.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выдача заказчику предписания с требованием отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и рассмотреть заявки участников открытого конкурса повторно, также является незаконным, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не имеет полномочий на совершение указанных действий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов оспариваемым решением ответчика.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года по делу №А65-1647/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.Г. Филиппова