ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 января 2015 года Дело № А65-18408/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей – извещен, не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан – ФИО1, доверенность от 22.04.2013г. № 16/2013-04;
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан- извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2014 года по делу № А65-18408/2014 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 24.06.2014г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция по РТ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан (учреждение, ответчик) о признании незаконным решения от 24.06.2014г №1600/501/14-122861 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <...>.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить, принять по делу новый акт, в соответствии с которым в заявленных требованиях Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании Декларации.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", вступившим в силу с 12 марта 2013 г., установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Закона о кадастре.
Податель жалобы ссылается на то, что исходя из разъяснений Минэкономразвития России (письма от 21.10.2013 N Д23и-5101, от 01.11.2013 N Д23и-5279, от 29.11.2013 N ОГ-Д23-15744, от 12.12.2013 N Д23и-5879, от 19.12.2013 N Д23и-5935), Росреестра (письма от 26.11.2013 N 14-08627/13, от 20.03.2014 N 14-03959/14, от 21.03.2014 N 14-04030/14), если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 11.04.2007г. №597-р «О закреплении государственного имущества» за заявителем на праве оперативного управления закреплено помещение общей площадью 23,85 кв.м. в здании, расположенном по адресу: РТ, <...>.
11.06.2014г. Госалкогольинспекция по РТ обратилась в орган кадастрового учета с заявлением о постановке данного помещения на государственный учет с приложением технического плана помещения.
По результатам рассмотрения представленных документов ответчиком принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 24.06.2014г. №1600/501/14122861. Основанием приостановления указано несоответствие технического плана по содержанию требованиям к его подготовке, а именно в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007г. №221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221).
Согласно ч. 3 ст.1 Закона №221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 2 ст. 20 Закона №221 предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен ст. 22 Закона №221.
В силу пункта 3 ч. 1 названной статьи в данный состав входит технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).
При этом копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 26 Закона №221 -ФЗ предусмотрено приостановление осуществления кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Требования к техническому плану предусмотрены ст. 41 указанного Закона.
Технический план помещения заявитель органу кадастрового учета представил.
Как следует из содержания оспариваемого решения, ответчик сослался на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ №583 от 29.11.2010. Между тем, такое основание для приостановления Законом №221 -ФЗ не предусмотрено.
Частью 8 ст. 41 Закона №221 -ФЗ установлено, что сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В данном случае помещение расположено в здании 1988 года постройки, находящимся в республиканской собственности. Помещение по акту от 08.05.207 передано заявителю в оперативное управление. При этом 04.07.2011 ответчиком произведена постановка здания на государственный кадастровый учет за кадастровым номером 16:23:250101:2350.
Орган кадастрового не оспаривает факт отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Данный факт подтверждается письмом Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от 04.06.2014г.
С учетом этого судом верно отмечено в решении, что заявитель обосновано и в соответствии с положениями ст. 41 Закона №221-ФЗ представил ответчику технический план помещения с приложением к нему в виде соответствующей декларации.
Судом также правильно отмечено, что указание в оспариваемом решении о том, что декларация об объекте недвижимости не является документом, на основании которого составляется технический план, противоречит положениям названного Закона, который прямо предусматривает, что «В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости».
О наличии иных оснований для приостановления осуществления кадастрового учета ответчик суду не заявил и в оспариваемом решении не указал.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика предусмотренных законом оснований для приостановления осуществления кадастрового учета помещения, и в соответствии со ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные Инспекцией требования.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В письме Минэкономразвития России от 14.05.2014 № Д23и-1644 «О рассмотрении обращения» указано, что, учитывая часть 8 статьи 41 Федерального закона 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Закон о Кадастре), если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным.
Данная установка обязательна лишь в тех случаях, когда такое разрешение (акт) имеются в наличии.
В случае отсутствия такого разрешения (акта), в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о Кадастре, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Аналогичная позиция изложена в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 02.04.2014 № 10-1148-КЛ «О направлении информации».
Отсутствие в архивах Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан необходимого акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта по адресу: РТ, <...>, подтверждается письмом начальника архивного отдела Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 от 04.06.2014 №660/1.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2014 года по делу № А65-18408/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи П.В. Бажан
В.Е. Кувшинов