ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-18688/18 от 24.12.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Коротыгиной Ольги Кимовны

на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2018 по делу № А65-18688/2018 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению индивидуального предпринимателя Коротыгиной Ольги Кимовны (ОГРНИП 304165035600790, ИНН 165040637445), г.Набережные Челны,

к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), г.Казань,

о признании незаконным и отмене постановления от 03.05.2018 №0711 по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Коротыгина Ольга Кимовна (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее – административный орган) об отмене постановления от 03.05.2018 № 0711 по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан в виде резолютивной части от 01.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с выводами суда, Предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе Коротыгина О.К. указывает, что не согласна по существу с вменяемым правонарушением; о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не была уведомлена.

После составления протокола об административном правонарушении ей была выслана копия протокола исходящим 25-01/372 от 26.03.2018, в сопроводительном письме Предприниматель была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении 10 мая 2018 года, однако рассмотрели его 03 мая 2018 года, тем самым было грубо нарушено ее право на защиту.

Не была применена ст. 4.1.1 КоАП РФ, наказание не заменено на предупреждение.

Определение о признании даты рассмотрения дела об административном правонарушении, указанной в определении об исправлении опечатки, опечаткой не может быть принято во внимание, поскольку данное определение вынесено и направлено после того, как Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным, после того, как Коротыгина О.К. указала на данное нарушение.

Также это определение № 0227 об исправлении описки от 03.08.2018 меняет дату рассмотрения на 11.05.2018, однако Предпринимателя уведомляли о дате рассмотрения на 10.05.2018.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения мониторинга цен и ассортимента товаров народного потребления на внутреннем рынке Республики Татарстан консультантами контрольно-инспекционного отдела и отдела контроля за ввозом алкогольной продукции Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Ахметшиной Г.Т., Мухутдиновой Н.С. 13.02.2018 в 22 часа 49 минут в магазине «Чулпан», где предпринимательскую деятельность осуществляет ИП Коротыгина O.K., расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Ш.Усманова, д. 35 «А», непосредственно обнаружен и установлен факт розничной продажи непосредственно продавцом Мягких Еленой Федоровной гражданину Фадееву Алексею Михайловичу пивного напитка «Велкопоповицкий Козел», емкостью 0,5 л, крепостью 3,7 %, производства АО «Пивоварня Москва-Эфес», по цене 72,0 рубля, в количестве 1 бутылки и пачку сигарет, на общую сумму 160,0 рублей. Выдан кассовый чек от 13.02.2018.

Вся алкогольная продукция была выставлена на витрине холодильника и имела ценники. Информация о том, что указанная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.

Розничная продажа алкогольной продукции в магазине ИП Коротыгиной O.K. осуществлялась в период ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции.

Данное обстоятельство подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении от 26.03.2018 № 001171, объяснениями продавца Мягких Е.Ф., покупателя Фадеева A.M., протоколом осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) от 13.02.2018 № 031128, кассовым чеком от 13.02.2018, материалами фото- и видеосъемки, иными материалами дела.

03.05.2018 административный орган вынес постановление № 0711 по делу об административном правонарушении, которым ИП Коротыгина О.К. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно п. 9 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан от 06.03.2015 № 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан» (далее - Закон № 10-ЗРТ) на территории Республики Татарстан не допускается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху) с 22.00 часов до 10.00 часов.

Согласно разъяснениям, сформулированным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения Предпринимателем вменяемого административного правонарушения.

В апелляционной жалобе Предприниматель указывает на нарушение ее прав при привлечении к административной ответственности.

Данный довод арбитражный апелляционный суд признает обоснованным, исходя из следующего.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

В ст. 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы, в том числе, и необходимостью обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности.

Из положений ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Исходя из ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Предприниматель Коротыгина О.К. надлежащим образом была извещена (л.д. 50-52).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что письмом от 26.03.2018 № 25-01/372 административный орган направил заявителю протокол об административном правонарушении от 26.03.2018 № 001171 по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и извещение с распиской о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ИП Коротыгиной О.К. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ 10.05.2018 в 14 час. 15 мин. (л.д. 55-57).

Между тем из материалов дела следует, что постановление о привлечении к административной ответственности № 0711 вынесено административным органом 03.05.2018.

На несоответствие даты рассмотрения дела об административном правонарушении Предприниматель указал в заявлении при обращении в суд.

Административный орган представил в материалы дела определение от 03.08.2018 № 0227 об исправлении описки (опечатки) в постановлении по делу об административном правонарушении, согласно которому исправлена дата постановления по делу об административном правонарушении № 0711 от 03.05.2018 на дату 11.05.2018 (л.д. 64).

Данное определение направлено в адрес ИП Коротыгиной О.К. 06.08.2018 (л.д. 65).

Однако постановление № 0711 вынесено 10.05.2018, а не 11.05.2018.

На имя начальника Нижнекамского территориального органа Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей ведущим специалистом–экспертом Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Исмагиловым С.Г. 15.08.2018 была подана служебная записка (л.д. 66).

В названной служебной записке указано следующее:

«Дело в отношении индивидуального предпринимателя Коротыгиной О.К. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (протокол № 001171 от 26.03.2018 г.) было рассмотрено 10.05.2018 г.

Однако при изготовлении текста Постановления была допущена описка – ошибочно указана дата составления постановления – 03.10.2018 г.

Эта описка исправлялась определением № 0227 от 03.08.2018 г. об исправлении описки (опечатки) в постановлении по делу об административном правонарушении, но специалистом юридического отдела снова была ошибочно указана неправильная дата – 11.10.2018 г.

В настоящее время индивидуальному предпринимателю Коротыгиной О.К. направлены документы, подтверждающие, что административное дело рассмотрено 10.05.2018 г.: 1) служебная записка о направлении материалов дела на рассмотрение; 2) заверенная копия списка, рассмотренных 10.05.2018 г. в Госалкогольинспекции РТ административных дел.».

Также в материалы дела представлено письмо Нижнекамского территориального органа Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей от 15.08.2018 № 25-01/1150 о направлении в адрес ИП Коротыгиной О.К. служебной записки о направлении материалов дела на рассмотрение на 1 листе, заверенной копии списка, рассмотренных 10.05.2018 в Госалкогольинспекции РТ административных дел на 1 листе (л.д. 67-69).

При этом в сопроводительном письме сообщено, что «при изготовлении текста Постановления была допущена описка – ошибочно указана дата составления постановления – 03.10.2018 г.

Эта описка исправлялась определением № 0227 от 03.08.2018 г. об исправлении описки (опечатки) в постановлении по делу об административном правонарушении, но специалистом юридического отдела снова была ошибочно указана неправильная дата – 11.10.2018 г.».

Таким образом, надлежащих процессуальных документов об исправлении описки в постановлении по делу об административном правонарушении на 10.05.2018 в материалы дела не представлено.

Представленный список рассматриваемых дел ГАИ РТ 10.05.2018 (л.д. 69) таким документом не является.

Кроме того, этот список содержит подпись, однако отсутствуют должность и расшифровка лица, подписавшего такой список, дата его составления.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что рассмотрение административным органом дела об административном правонарушении осуществлено в отсутствие заявителя либо ее представителя, без надлежащего уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (с учетом отсутствия надлежащих процессуальных документов, подтверждающих рассмотрение дела 10.05.2018).

Доказательства обратного административный орган не представил.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 10 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Нарушение установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, допущенное административным органом при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя, является существенным, т.к. не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа - удовлетворить.

Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2018 по делу № А65-18688/2018 отменить.

Заявленные индивидуальным предпринимателем Коротыгиной Ольгой Кимовной требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей от 03.05.2018 № 0711 по делу об административном правонарушении о привлечении индивидуального предпринимателя Коротыгиной Ольги Кимовны к административной ответственности в виде административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в размере 20 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                   Т.С. Засыпкина