ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-19136/2021 от 06.12.2021 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  06 декабря 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено   10 декабря 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корастелева В.А.,

судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани"

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2021 года по делу № А65-19136/2021 (судья Мазитов А.Н.),

по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решение об отказе от 29.06.2021г. согласования проекта размещения средства наружной информации (паспорта) (номер услуги У-129202); об обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» согласовать проект размещения средств наружной информации (паспорта) (номер услуги У-129202) по обращению КФУ от 09.06.2021г.,

в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - заявитель, университет, ФГАОУ ВО КФУ) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - ответчик, учреждение, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО») о признании незаконным решения от 29.06.2021г. об отказе согласования проекта размещения средства наружной информации (паспорта) (номер услуги У-129202); об обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» согласовать проект размещения средств наружной информации (паспорта) (номер услуги У-129202) по обращению университета от 09.06.2021г.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.

Податель жалобы отмечает, что согласно п.2.9 (1) Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по внесению в Реестр реестровой записи о согласовании проекта размещения средств наружной информации (СНИ) является несоответствие СНИ требованиям установленным Правилами благоустройства, а в рассматриваемом случае основным замечанием и является указанный п.2.9 (1) Административного регламента.

Университет представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда от 15 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ФГАОУ ВО КФУ обратилось к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО» с заявлением о согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) по адресу: <...>, номер услуги №У-129202.

Письмом от 29.06.2021г. ответчик, рассмотрев проект размещения средств наружной информации (паспорт) по адресу <...>, отказал в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт).

Основанием для отказа в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт) указано на несоответствие средства наружной информации требованиям к СНИ, установленным Правилами благоустройства; требованиям к СНИ, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

В качестве дополнительной информации указано, что замечания, изложенные ранее к У-10118 от 25.05.2020г., У-39491 от 01.08.2019г., У-37259 от 31.07.2019г. устранены не в полном объеме. Согласно п.167 Правил благоустройства г.Казани информация на элементах благоустройства должна размещаться с соблюдением требований законодательства о государственном языке Российской Федерации и государственных языках Республики Татарстан. Согласно п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2017 №743 «Об обеспечении соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках» (вместе с «Порядком обеспечения соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках»), утвержден Порядок обеспечения соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках. Учитывая вышеизложенное, рекомендуется предусматривать размещение конструкций на татарском и русском языке. Кроме того, учитывая выполненную компанией «Signify» концепцию архитектурной подсветки улицы Пушкина (в том числе здание по ул.Татарстан, 2), а также размещение вышеуказанного здания на территории особого городского значения и наличие объекта декоративно-монументального искусства на территории, прилегающей к вышеуказанному зданию, указано на необходимость применения в изготовлении вывески натуральных материалов (металл), а способ подсветки - контражур.

Посчитав данный отказ не соответствующим закону, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 № 27-3 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», согласно которому данное Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Пунктом 3.1.12 Положения предусмотрено, что к его полномочиям как органа Исполнительного комитета города Казани относится осуществление согласования в установленном порядке места размещения и внешнего вида средств наружной рекламы и информации на соответствие документам территориального планирования, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани, требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Порядок согласования паспорта размещения средства наружной информации установлен Административным регламентом предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт)", утвержденного Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29.10.2014 №6265 (далее - Административный регламент).

Настоящий регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) на территории г. Казани (далее -муниципальная услуга).

Исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги установлен п.2.5 Административного регламента.

Заявителем предусмотренные данным пунктом Административного регламента документы были представлены ответчику, включая заявление о предоставлении муниципальной услуги и проекты размещения средства наружной информации (паспорт).

В качестве дополнительной информации к оспариваемому отказу ответчик со ссылкой на п.167 Правил благоустройства г.Казани и п.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2017 №743 «Об обеспечении соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках» указал на размещение конструкций на татарском и русском языке.

Судом первой инстанции верно отклонены ссылки ответчика на указанные нормативные правовые акты, так как они являются необоснованными.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2017 №743 утвержден Порядок обеспечения соответствия текстов вывесок с наименованиями исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан правилам орфографии и пунктуации, идентичности текстов вывесок на татарском и русском языках (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан (далее - органы исполнительной власти) обеспечивается наличие вывесок с наименованиями органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Татарстан на двух государственных языках Республики Татарстан: татарском и русском.

Согласно пункту 1.4 Устава ФГАОУ ВО КФУ, утвержденного приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 28.12.2018г. №1359, учредителем и собственником имущества Университета является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Университета от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Функции и полномочия собственника имущества, переданного Университету, осуществляют Министерство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с настоящим уставом.

Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что требования Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №743 от 30.09.2017 о наличии вывесок на двух государственных языках Республики Татарстан: татарском и русском, не распространяются на заявителя - федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

Решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18 октября 2006 года №4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее -Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил благоустройства проект размещения СНИ (паспорт) - это документ установленной формы, утвержденной муниципальным правовым актом Исполнительного комитета г. Казани, определяющий внешний вид и точное место размещения элемента благоустройства, а именно, средства наружной информации, и содержащий иные сведения, необходимые для его идентификации.

Разделом V Правил благоустройства установлены требования к элементам благоустройства территории.

Пункт 167 Правил предусматривает, что информация на элементах благоустройства должна размещаться с соблюдением требований законодательства о государственном языке Российской Федерации и государственных языках Республики Татарстан.

В данном случае, размещается наружная информация о наименовании организации -заявителя.

Судом первой инстанции учтено, что подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» предусматривает, что государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности.

При этом Федеральными законами и Законами субъекта РФ не предусмотрено обязательное размещение информации о наименовании организации на государственном языке субъекта РФ.

В обжалуемом решении верно отмечено, что ответчиком в оспариваемом отказе также не конкретизировано, в чем именно заключается несоответствие СНИ требованиям, установленным Правилами благоустройства и установленным законодательством РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Отказывая в согласовании паспорта на данное СНИ, ответчик в оспариваемом отказе указал также на выполненную компанией «Signify» концепцию архитектурной подсветки улицы Пушкина (в том числе здание по ул.Татарстан, 2), а также размещение вышеуказанного здания на территории особого городского значения и наличие объекта декоративно-монументального искусства на территории, прилегающей к вышеуказанному зданию, указано на необходимость применения в изготовлении вывески натуральных материалов (металл), а способ подсветки - контражур.

Суд первой инстанции правильно указал, что данные требования органа местного самоуправления к средству наружной информации заявителя не основаны ни на законе, ни на ином нормативном правовом акте, соответствующим закону.

Таким образом, оспариваемый отказ не основан на законе и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорт), не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно удовлетворил требование заявителя.

Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований университета.

Каких-либо доводов и аргументов подателем апелляционной жалобы, которые содержали бы факты не проверенные и не учтенные судом первой инстанции при рассмотрении дела и которые имели бы правовое значение для вынесения иного, чем обжалуемое решение суда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО» не приводятся.

С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2021 года по делу № А65-19136/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            В.А. Корастелев

Судьи                                                                                                           Е.Г. Попова

Н.В. Сергеева