ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
14 февраля 2022 года Дело №А65-21522/2021
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2021 (резолютивная часть от 01.11.2021) по делу №А65-21522/2021 (судья Мазитов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» (далее - ООО «Экомир-Казань», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган) от 23.08.2021 №139/21 о назначении административного наказания по ч.1 ст.19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Решением от 15.11.2021 (резолютивная часть от 01.11.2021) по делу №А65-21522/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО «Экомир-Казань» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу №А65-21522/2021 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил административному органу представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 17.01.2022.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 09.12.2021 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, из информации, поступившей от ООО «Чистый город», административный орган установил, что на основании договора с ООО «Чистый город» от 01.01.2020 №24-П ООО «Экомир-Казань» в 2020 году осуществляло деятельность на территории Республики Татарстан по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО); объем оказанных услуг составил 46 670,31 куб.м на общую сумму 7 695 7410 руб. 02 коп.
Административный орган установил, что общество нарушило срок раскрытия общей информации об организации, предусмотренной п.12 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв.Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 №564; далее - Стандарты №564), фактически информация раскрыта 27.07.2021, а также не раскрыло информацию, предусмотренную пп.«д» п.15 Стандартов №564.
По данному факту административный орган составил протокол от 09.08.2021 №139/21 об административном правонарушении и вынес постановление от 23.08.2021 №139/21, которым привлек ООО «Экомир-Казань» к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Экомир-Казань» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ).
Ч.1 ст.24.11 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с ТКО обязаны раскрывать информацию в области обращения с ТКО в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 №564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (регулируемые организации).
В соответствии с п.2 Стандартов №564 под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.
П.3 Стандартов №564 предусмотрено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций, а также запросов, поступивших в электронном виде, в порядке, установленном настоящим документом.
Согласно п.12 Стандартов №564 в рамках общей информации о регулируемой организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации (индивидуального предпринимателя);
б) основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети «Интернет» и адрес электронной почты;
г) режим работы регулируемой организации;
д) регулируемый вид деятельности;
е) виды объектов, используемых для оказания регулируемых услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и их количество.
В соответствии с пп.«д» п.15 Стандартов №564 информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) должна содержать сведения о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (раскрывается регулируемыми организациями, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год).
Согласно п.21 Стандартов №564 информация, указанная в пп.«д» п.15 (в отношении фактических значений показателей эффективности) и пп.«д» п.16 Стандартов №564, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
П.26 Стандартов №564 предусматривает, что информация, указанная в п.12 данного документа, подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу данного документа, а для вновь созданных организаций - не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации организации.
В соответствии с ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных ст.9.15, 13.19.1 и 13.19.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
По мнению ООО «Экомир-Казань», оно не является оператором по обращению с ТКО, поскольку согласно договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 01.01.2020 №24-П, заключенному с ООО «Чистый город», ООО «Экомир-Казань» осуществляет деятельность как субоператор. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность субоператоров раскрывать информацию в соответствии со Стандартами №564.
Суд первой инстанции этот довод общества обоснованно отклонил.
Согласно ст.1 Закона №89-ФЗ региональным оператором по обращению с ТКО является оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Таким образом, ст.19.8.1 КоАП РФ прямо предусмотрена ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации как региональным оператором по обращению с ТКО, так и оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с заключенным между ООО «Чистый город» и ООО «Экомир-Казань» договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 01.01.2020 №24-П ООО «Экомир-Казань» приняло на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории г.Казани, Зеленодольского, Высокогорского и Пестречинского районов Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан.
Несмотря на то, что услуга по транспортированию ТКО не подлежит отдельному регулированию, эта деятельность входит в регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с ТКО.
Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, осуществляет часть регулируемой деятельности.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156; далее - Правила №1156) региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
П.23 и 24 Правил №1156 установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
В единые тарифы регионального оператора по обращению с ТКО закладываются все затраты, связанные с полным циклом деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов). При этом региональный оператор может осуществлять деятельность на всех этапах сам, а может поручить выполнение услуг на отдельных этапах другим организациям.
В данном случае региональный оператор (ООО «Чистый город») передал полномочия по транспортированию ТКО другой организации - ООО «Экомир-Казань».
Следовательно, ООО «Экомир-Казань», принимая на себя обязательство по транспортированию ТКО (часть деятельности регионального оператора), принимает на себя и другие обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности.
Расходы на транспортирование ТКО включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора при установлении единых тарифов на услугу по обращению с ТКО. В отсутствие фактических данных о деятельности операторов по обращению с ТКО в необходимую валовую выручку региональных операторов могут включаться экономически необоснованные расходы, что приводит к завышению тарифов.
В целях формирования экономически обоснованного тарифа регионального оператора орган регулирования должен обладать достоверными данными о деятельности (в том числе расходах) регионального оператора на всех этапах деятельности. При этом, основную долю расходов в единых тарифах региональных операторов по обращению с ТКО составляет именно транспортирование ТКО (более 70%).
В случае, если бы региональный оператор самостоятельно осуществлял весь цикл деятельности в области обращения с ТКО (от сбора до захоронения), всю необходимую информацию раскрывал только региональный оператор.
В случае же, когда часть деятельности региональный оператор возлагает на другие организации, обязанность по раскрытию информации о своей деятельности в осуществляемой части переходит к этим организациям.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ООО «Экомир-Казань» обязано раскрыть информацию в той части, которая соответствует осуществляемой им деятельности в области обращения с ТКО, - транспортирование ТКО.
Данный вывод суда первой инстанции подтверждается арбитражной судебной практикой (в частности, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.06.2021 по делу №А65-23216/2020, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу №А65-11045/2020).
Факт совершения ООО «Экомир-Казань» вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ООО «Экомир-Казань» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, общество не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, и наличии вины общества в его совершении.
Ст.2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 №4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №1552-О).
Совершенное ООО «Экомир-Казань» правонарушение не является малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Данное правонарушение посягает на установленный порядок правоотношений в сфере тарифного регулирования.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного обществом деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, суду не представлено.
Оснований для применения в отношении ООО «Экомир-Казань» положений ст.3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку в силу ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.19.8.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа замене на предупреждение не подлежит.
Довод ООО «Экомир-Казань» о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежит отклонению. Доказательств проведения в отношении общества проверки на основании Закона №294-ФЗ по настоящему делу не представлено.
Действие Закона №294-ФЗ на производство по делам об административных правонарушениях не распространяется.
В данном случае имело место непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что в силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п.3 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ).
Административное правонарушение административным органом выявлено в результате изучения представленной ООО «Чистый город» информации об оказанных ООО «Экомир-Казань» услугах по транспортировке ТКО, на что прямо указано в оспариваемом постановлении (т.1, л.д.20).
Довод общества о том, что правонарушение обнаружено административным органом в результате осуществления контроля за соблюдением ООО «Экомир-Казань» стандартов раскрытия информации в форме систематического наблюдения и анализа информации, суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованный.
Ссылка ООО «Экомир-Казань» на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение п.12 Стандартов №564 истек 01.02.2021, о незаконности оспариваемого постановления не свидетельствует, учитывая, что предельный срок раскрытия информации по п.15 Стандартов №564 - 30.04.2021, следовательно, дата совершения данного правонарушения - 01.05.2021 и годичный срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение на дату принятия оспариваемого постановления не истек.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи (с учетом ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ), в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Наложение на ООО «Экомир-Казань» штрафа в сумме 50 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины по данной категории споров действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года (резолютивная часть от 01 ноября 2021 года) по делу №А65-21522/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Н. Некрасова