ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства, не вступившего в законную силу
18 декабря 2017 года Дело № А65-22506/2017
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Романенко С.Ш.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2017 года по делу № А65-22506/2017 (судья Исхакова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Российскому объединению инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России), г.Москва в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации (Росинкас), г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о взыскании,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Российскому Объединению инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации (Росинкас) о взыскании 15 775 руб. задолженности по договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности №071-0111 от 24.09.20107 за январь-апрель 2017 года, 1 183 руб. 19 коп. пени по 09.05.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2017 года по делу № А65-22506/2017 исковые требования удовлетворены частично.
С Российского Объединения инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации (Росинкас) в пользу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области взыскано 472 рубля 28 копеек долга, 35 рублей 42 коп. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Также с Российского Объединения инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации (Росинкас) взыскана государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 60 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене и удовлетворению исковых требований в полном объеме.
При этом в жалобе заявитель указал, что данный судебный акт принят с нарушением норм материального права, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению, изложенному в отзыве Российского Объединения инкассации Центрального Банка Российской Федерации в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в вязи с чем, его следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области без удовлетворения. Вместе с тем, в своем отзыве ответчик указывает на неправильное определение порядка расчета арендной платы истцом, как следствие, сумма, предъявленная к взысканию неверна.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, 24 сентября 2008 года между Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района РТ (Арендодатель) и Российскми Объединением инкассации (Росинкас) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации (Росинкас) (Арендатор) заключен договор аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности №071-0111.
По условиям договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 296 кв.м., кадастровый номер 16:01:22 02 49:26, расположенный по адресу: г.Набережные Челны, г.Агрыз, ул.К. Маркса, д.20, для размещения гаража.
В соответствии с п. 2.1 договор аренды заключен на 49 лет до 23 сентября 2057 года.
Согласно п.3.1 договора, арендная плата в размере 364 рубля 64 копеек перечисляется арендатором за каждый месяц не позднее десятого числа следующего месяца.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3.4 в случае нарушения срока внесения арендной платы арендатор выплачивает пени в размере 0,1% от суммы невнесенной арендной платы за каждый день просрочки.
Факт передачи земельного участка арендатору подтверждается актом приема-передачи от 24.09.2008.
Дополнительным соглашением от 18.05.2009 в договор № 071-0111 внесены изменения: в преамбуле договора слова «Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района РТ», действующего на основании положения, с одной стороны, именуемое в дальнейшем «арендодатель», заменить на «Территориальное управление Росимущества по Республике Татарстан». Дополнен п.1.1.6 договора, предоставляемый земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра РТ 15.06.2009.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендодатель уведомил арендатора об изменении ставки арендной платы, указав, что с 01.01.2017 она составит 4 260 руб. 27 января 2017 года.
29 мая 2017 года арендодатель направил претензию в адрес арендатора с требованием в течение 14 календарных дней погасить задолженность по арендной плате за период январь-апрель 2017 года в размере 15 775 рублей и уплатить пени в сумме 1 183 рубля 19 копеек.
Оставление претензии без удовлетворения, ненадлежащее исполнение обязательства по договору послужило основанием для обращения арендодателя в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с Российского Объединения инкассации ЦБ РФ в лице Татарстанского Республиканского Управления инкассации задолженности по арендной платы в размере 15 775 рублей и пени в сумме 1 183 рубля 19 копеек.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 309, 307, 606-614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно частично удовлетворил исковые требования исходя из следующего.
При этом суд первой инстанции верно указал, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Арендная плата за пользование землями, находящимися в публичной собственности является регулируемой.
При этом в силу положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год (определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом согласно основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определенным указанным постановлением, одним из них является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п.9 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ предусмотрено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Пунктом 2 статьи 3 вводного закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ):
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 09.10.2003, земельный участок с кадастровым номером 16:01:22 02 49:0026 площадью 296 кв.м. находился в бессрочном (постоянном) пользовании у ответчика.
Согласно распоряжению Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан, ответчик переоформил права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанного участка до 01.07.2012 (л.д. 57).
Судом первой инстанции правомерно произведен перерасчет арендной платы, при расчете которого применен поправочный коэффициент в размере 1% (под гаражи), ставка земельного налога 1,3% и коэффициент инфляции 1,038%. Исходя из расчета, ежемесячная арендная плата составляет 434 руб. 32 коп.
Таким образом, в период с января по апрель 2017 года ответчику должна быть начислена арендная плата в размере 1 737 руб. 28 коп., ответчиком произведена оплата арендных платежей в спорный период в размере 1 265 руб.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно посчитал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в размере 472 руб. 28 коп., исходя из произведенного перерасчета арендной платы.
Со ссылкой на нормы статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку ответчик допустил просрочку исполнения обязательств по внесению арендных платежей, ходатайств о снижении пени не заявил, требование истца о взыскании пени подлежит частичному удовлетворению, с учетом произведенного перерасчета размера арендных платежей, в размере 35 руб. 42 коп. за 31 день просрочки платежа начиная с 10.10.2017г. по 09.02.2017г. начисленных на сумму 118 руб. 07 коп., за 28 дней просрочки платежа начиная с 10.02.2017г. по 09.03.2017г. начисленных на сумму 236 руб. 14 коп., за 31 день просрочки платежа начиная с 10.03.2017г. по 09.04.2017г. начисленных на сумму 354 руб. 21 коп., за 30 дней просрочки платежа начиная с 10.04.2017г. по 09.05.2017г. начисленных на сумму 472 руб. 28 коп.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2017 года по делу № А65-22506/2017, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 октября 2017 года по делу № А65-22506/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.Ш. Романенко