ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23075/2023Г от 20.11.2023 АС Республики Татарстан

44/2023-165515(1)



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и 

обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Харламова А.Ю., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,  с участием: 

от заявителя - не явился, извещен,
от инспекции - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с  ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Вим-Авиа» на решение Арбитражного  суда Республики Татарстан от 09 октября 2023 года по делу № А65-23075/2023 (судья  Хафизов И.А.), 

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Вим-Авиа»  (ОГРН 1027713011237, ИНН 7713357944), пгт. Богатые Сабы Республики Татарстан, 

к Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Татарстан, пгт. Богатые Сабы  Республики Татарстан, 

о признании незаконным постановления о привлечении к административной  ответственности, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Вим-Авиа» (далее -  заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к  Межрайонной ИФНС России № 10 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый  орган) о признании незаконным постановления № 16752315600139300007 от 25 июля 2023  года о привлечении к административной ответственности. 

Решением суда от 09.10.2023 г. в удовлетворении заявления обществу отказано. 

Общество, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу  новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования. 

Инспекция, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, изложенным в отзыве,  приобщенном к материалам дела, и просила решение суда оставить без изменения, а  апелляционную жалобу без удовлетворения. 

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает  апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. 

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства,  суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а  апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 


Как следует из материалов дела, 25.07.2023 г. Межрайонной ИФНС России № 10 по  Республике Татарстан вынесено постановление № 16752315600139300007 о привлечении  ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» к административной ответственности по ч. 6.5 ст. 15.25  КоАП РФ к штрафу в размере 200 000 руб. 

Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные  сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой  инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении  заявленного требования, исходя из следующего. 

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа  арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет  оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 названной статьи). 

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по  валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам  (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских  документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих  документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение  установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных  сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям,  подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или  паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) -  резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате  последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями  внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому  нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо  передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе  исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств,  предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей  уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с  приложением соответствующих документов, в виде наложения административного штрафа  на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. 

Частью 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6  настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления  отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и  (или) подтверждающих банковских документов. 

Повторность в рассматриваемом случае является обязательным квалифицирующим  признаком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.5 ст. 15.25  КоАП РФ

Объективную сторону правонарушения по ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП образуют действия  (бездействие), предусмотренные в ч. 6 названной статьи, совершенные лицом, ранее  привлеченным к ответственности за совершение административного правонарушения по ч.  6 ст. 15.25 КоАП РФ


Законом № 173-ФЗ устанавливаются правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования,  а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности  нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и  внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и  агентов валютного контроля (ст. 2). 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты,  осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и  составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. 

В силу п. 3 ст. 23 Закона № 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам  резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при  осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком РФ. 

Порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих  документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов  о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, утв.  постановлением Правительства РФ 28.12.2005 г. № 819 (далее - Правила). 

В соответствии с п. 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании  квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме, согласно  приложению и банковские документы (банковские выписки или и документы, выданные  банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк),  подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее подтверждающие банковские  документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. 

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ  (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими  документами. 

Согласно п. 5 Правил подтверждающие банковские документы представляются за  период с первого числа по последнее число отчетного квартала, причем данные банковские  документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с  требованиями законодательства РФ, а к документам, составленным на иностранном языке,  прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с  требованиями законодательства РФ (п. 7 Правил). 

В случае если счет открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие  банковские документы представляются за период с даты открытия счета по последнее число  отчетного квартала. 

В соответствии с п. 6 Правил документы, предусмотренные п. 4 - 5 вышеуказанных  Правил, представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента,  полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ, или  направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 

В соответствии с п. 9 Правил днем представления в налоговый орган отчета и  подтверждающих банковских документов считается: 

- для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных  непосредственно резидентом либо представителем резидента, 

- дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

- для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным  почтовым отправлением с уведомлением о вручении, 

- дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о  вручении. 

Часть 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ и п. 4 Правил возлагают на резидента, открывшего  счет (вклад) в банке за пределами территории РФ, обязанность выполнения установленных  ими требований вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским  счетам. 


Согласно п. 4 вышеназванных Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по  окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме  согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы,  выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором  зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее -  подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату  отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами  территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими  документами. 

Из материалов дела следует, что у ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» открыты счета  (вклады) за пределами РФ в BANK OF CHINA (HEILONGJIANG BRANCH (Китай), счет   № 166485804261, CHAAB TRASTBANK DARHAN SAIILGOH STREET,7 (Узбекистан), счет   № 20296840304695707006, PRIVATE JOINT-STOCK BANK TRUSTBANK DARKHAN  BRANCH (УЗБЕКИСТАН), счета № 20296000704695707001, № 22620000904695707002,   № 23102000604695707002. 

ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» было обязано представить отчеты о движении  средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и банковские документы,  подтверждающие сведения. 

Общество в нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О  валютном регулировании и валютном контроле» не представило подтверждающие  документы (банковские выписки) по отчету о движении денежных средств по счетам  (вкладам) в банке BANK OF CHINA (HEILONGJIANG BRANCH (Китай), номер счета  166485804261, дата открытия 04.09.2017 г. за следующие периоды: 

- 2 квартал 2021 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  30.07.2021 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 30.07.2021 г.; 

- 3 квартал 2021 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  27.10.2021 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 01.11.2021 г.; 

- 4 квартал 2021 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  19.01.2022 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 31.01.2022 г.; 

- 1 квартал 2022 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  18.04.2022 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 02.05.2022 г.; 

- 2 квартал 2022 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  26.07.2022 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 01.08.2022 г.; 

- 3 квартал 2022 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  19.10.2022 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 31.10.2022 г.; 

- 4 квартал 2022 г. дата представления отчета без подтверждающих документов  30.01.2023 г. (своевременно), срок представления отчета с подтверждающими документами  не позднее 30.01.2023 г. 

ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» несвоевременно представило подтверждающие  документы по отчету о движении денежных средств по следующим счетам (вкладам) в  банках: 

- 2 квартал 2021 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.07.2021 г. (своевременно). Подтверждающие документы  03.08.2021 г., срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.07.2021 г. 


- 4 квартал 2022 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.01.2022 г. (своевременно). Подтверждающие документы  31.01.2023 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.01.2023 г. 

- 2 квартал 2021 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.07.2021 г. (своевременно). Подтверждающие документы  03.08.2021 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.07.2021 г. 

- 4 квартал 2022 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.01.2023 г. (своевременно). Подтверждающие документы  31.01.2023 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.01.2023 г. 

- 2 квартал 2021 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.07.2021 г. (своевременно). Подтверждающие документы  03.08.2021 г. Подтверждающие документы 03.08.2021 г. 

- 4 квартал 2022 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.01.2023 г. (своевременно). Подтверждающие документы  31.01.2023 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.01.2023 г. 

- 2 квартал 2021 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.07.2021 г. (своевременно). Подтверждающие документы  03.08.2021 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.07.2021 г. 

- 4 квартал 2022 г. Отчет о движении денежных средств без подтверждающих  документов представлен 30.01.2022 г. (своевременно). Подтверждающие документы  31.01.2023 г. Срок представления отчета с подтверждающими документами не позднее  30.01.2023 г. 

Конкурсный управляющий ООО «Авиакомпания Вим Авиа» в заявлении указывал на  то, что им были предприняты все меры по получению выписок по счетам, открытым в  банках за пределами территории РФ, конкурсный управляющий осуществлял деятельность  по ведению переписок с иностранными банками в целях получения выписок по счетам и  закрытию счетов, исполнял свои обязанности добросовестно, о чем свидетельствуют  многочисленные запросы, направленные в иные иностранные банки, по мере получения  сведений о наличии в них счетов Общества. 

В части заявлений в банки Республики Узбекистан налоговый орган отметил  следующее: 

- письмо от 28.07.2021 г. не имеет подтверждения банка о получении данного письма,  так как направлен по электронной почте и отправлен только 30.07.2021 г., то есть не  заблаговременно, при этом срок представления отчета с подтверждающими документами не  позднее 30.07.2021 г. Скрин из электронной почты не является допустимым  доказательством направления заявления. 

- письмо, направленное 07.06.2021 г. не содержит исходящего номера и даты  составления заявления, не имеет подтверждения банка о получении данного запроса, так как 


направлен по электронной почте. Скрин из электронной почты не является допустимым  доказательством направления заявления. 

- письмо от 15.12.2022 г. невозможно соотнести с представленными почтовыми  квитанциями от 15.12.2022 г., а именно по почтовым квитанциям без реестра отправки и  описи вложения не представляется возможным определить какой именно документ был  отправлен. 

В части заявлений в банки Республики Китай налоговый орган отметил следующее: 

- письма направленные 15.10, 24.12.2021 г., 21.03 и 10.06.2022 г. не содержат  исходящего номера и даты составления заявления, также их невозможно соотнести с  представленными почтовыми квитанциями, а именно по почтовым квитанциям без реестра  отправки и описи вложения не представляется возможным определить какой именно  документ был отправлен. 

- письма направленные 20.09 и 15.12.2022 г. невозможно соотнести с представленными  почтовыми квитанциями, а именно по почтовым квитанциям без реестра отправки и описи  вложения не представляется возможным определить какой именно документ был отправлен. 

Также вышеуказанные заявления не содержат период, за который запрашиваются  банковские сведения. 

Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент  ежеквартально, в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, представляют в  налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или  иной организацией финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в  соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная  организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг),  подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по  состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. 

Таким образом, данные сведения запрашиваются у банка по окончании отчетного  квартала по состоянию на последнее календарное число отчетного квартала и  представляются в налоговый орган не позднее 30 числа по окончании отчетного квартала. 

Из представленных документов усматривается факт того, что заявление в 2021 г.  (кроме 15.10 и 24.12.2021 г.) обществом в банк Китая о предоставлении отчетов о движении  в банк не направлялись. 

Доказательств невозможности представления подтверждающих документов в пределах  установленного срока в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не  могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, по настоящему делу обществом судам не  представлено. 

Таким образом, судом сделан правильный вывод, что ООО «Авиакомпания Вим Авиа»  нарушены требования предусмотренные ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 г.   № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и п. 4 Правил, а именно  несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям,  порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами  территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов, что составляет  объективную сторону вменяемого правонарушения. 

Нарушение обществом перечисленных требований законодательства установлено  судами и подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами. 

Таким образом, налоговым органом правомерно установлено правонарушение,  ответственность за которое предусмотрена ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ

В письме ФНС России от 12.07.2013 г. № АС-4-2/1251 разъяснено, что в случае  представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета  не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских  документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов,  оформленных ненадлежащим образом, не направление налоговым органом резиденту  письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) 


отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских  документов не является основанием для не привлечения резидента к административной  ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов с  подтверждающими банковскими документами. 

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается  противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных  правонарушениях установлена административная ответственность.  

Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РР,  должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного  законодательства, но и обязано обеспечить их выполнение. 

Доказательства наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению  требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о  том, что общество приняло все зависящие от него и достаточные меры по недопущению  совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости,  обществом в материалы дела и судам не представлены. 

Положенные в обоснование отсутствия факта вменяемого правонарушения, доводы  общества о его попытках предпринять все меры, которые от него зависят для получения  информации о его счетах, судом правильно отклонены, поскольку не исключают факт  непредоставления вместе с отчетом в уполномоченный орган подтверждающих банковских  документов, а также своевременного представления отчетов. 

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях  общества состава административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена в ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ

Аналогичная позиция изложена в постановлении АС Поволжского округа 02.06.2023 г.  по делу № А65-22259/2022, по спору между теми же сторонами но по иным периодам  нарушения. 

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют  требованиям КоАП РФ

Ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного  административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные  решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться  устным замечанием. 

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в  исключительных случаях и производится с учетом п. 18 и 18.1 постановления Пленума ВАС  РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к  обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 

Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального  составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. 

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в  пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых  обязанностей, к формальным требованиям публичного права. 

Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности  совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных  случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и  было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя  (постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 г. № 4-П и определение  Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. № 1552-О). 

Согласно позиции ВС РФ, изложенной в определении от 16.04.2019 г. № 307-АД1824091, применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм,  ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции 


административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых  законодательством. 

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным,  следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным  отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда),  причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку  представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за  пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. 

Информация, содержащаяся в представляемых инспекции отчетах, необходима ей, как  агенту валютного контроля, для осуществления своих контрольно-надзорных функций за  резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. 

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»  установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является  частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность  скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных,  социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. 

Основные направления государственной политики в области обеспечения  безопасности определяет Президент РФ. 

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется  федеральными органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной  безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых  Советом безопасности и утверждаемых Президентом РФ. 

Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утв. указом  Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537, п. 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной  безопасности РФ, утв. указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683, установлено, что  валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на  обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений  которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и  криминальной экономикой. 

Таким образом, возможность осуществления валютного контроля в отношении ООО  «Авиакомпания «Вим-Авиа» является инструментом, обеспечивающим экономическую  безопасность государства и граждан, а невозможность осуществления валютного контроля  приводит к возникновению угрозы такой безопасности. 

В рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания совершенного ООО  «Авиакомпания «Вим-Авиа» административного правонарушения малозначительным,  поскольку данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым  общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере  валютного регулирования и валютного контроля. 

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в  пренебрежительном отношении ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. 

Применительно к рассматриваемому случаю, совершенное обществом  правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку ООО  «Авиакомпания «Вим-Авиа» совершает однородные правонарушения на протяжении  длительного времени. 

В том числе, в рамках оспариваемого постановления установлены неоднократные  факты (эпизоды) нарушений в различные отчетные периоды. 

Аналогичная позиция изложена в постановлении Одиннадцатого ААС от 16.08.2019 г.  по делу № А65-9357/2019. 

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного  деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований  законодательства, обществом не представлено. 


Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным  органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания  для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности  не истек, штраф назначен в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи  (с учетом ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ), в связи с чем отсутствуют основания для признания  назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного  правонарушения. 

Наложение на ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа» штрафа в сумме 200 000 руб. (в  размере менее половины минимальной суммы штрафа) соответствует всем обстоятельствам  дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания  за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью  общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает  разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под  защитой административно-деликтного законодательства запретов, в том числе с учетом  количества выявленных эпизодов. 

Частью 1.3 - 2 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при уплате административного  штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего  предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за совершение  административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 - 4 ст. 14.32 настоящего  Кодекса, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении  административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере  половины суммы наложенного административного штрафа. 

Суд обоснованно отмечено, что инспекцией в постановлении было дополнительно  указано, что сумма штрафа: 200 000 руб., при уплате не позднее 20 дней со дня вынесения  постановления составит 100 000 руб. 

Таким образом, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления общество было  вправе оплатить половину суммы наложенного административного штрафа, соответственно  снизив свою имущественную нагрузку. 

Вместе с тем, как указал налоговый орган, общество ½ назначенного  административного штрафа в предоставленный законом срок, не уплатило, а наоборот  выбрало другой способ защиты своих прав путем инициирования настоящего судебного  процесса. 

Ввиду указанного, отсутствуют правовые и фактические основания для снижения  суммы назначенного административным органом оспариваемым постановлением штрафа в  размере 200 000 руб. (назначенного в размере менее половины минимальной суммы штрафа,  предусмотренной ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ). 

Суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации  назначенное, административным органом обществу административное наказание в виде  штрафа в размере 200 000 руб. соответствует характеру совершенного обществом  административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и  отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а  также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что  постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6.5 ст.  15.25 КоАП РФ является законным и оснований для его отмены не имеется. 

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в  материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК  РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по  существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных  доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами  дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. 

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при  рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг 


юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал  обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном  случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда  апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта. 

Ссылка подателя жалобы на судебные акты и судебную практику по другим делам не  принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в  отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может  рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права  применительно к данному делу. 

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого  решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается. 

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная  жалоба не подлежит удовлетворению. 

Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 октября 2023 года по делу   № А65-23075/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой  инстанции. 

Председательствующий П.В. Бажан 

Судьи А.Ю. Харламов 

 С.Ю. Николаева