ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23571/17 от 23.11.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 ноября 2017 года                                                                              Дело № А65-23571/2017

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Седьмое частное автотранспортное объединение" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017  по делу №А65-23571/2017 (судья Насыров А.Р.) рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Седьмое частное автотранспортное объединение",

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Седьмое частное автотранспортное объединение" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления №КЗ 06/70-17 о назначении административного наказания от 11 июля 2017 года, вынесенного государственным транспортным инспектором ФИО1, о признании ООО "Седьмое частное автотранспортное объединение" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Седьмое частное автотранспортное объединение" просит суд апелляционной инстанции решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 №10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Определением от 25.10.2017 подателю жалобы было предложено обосновать пропуск срока для подачи апелляционной жалобы на обжалуемое решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017 по настоящему делу.

Согласно ч. 5 ст. 211 АПК РФ решение арбитражного суда, по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности, вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. То есть апелляционная жалоба может быть подана в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Между тем, в обжалуемом решении (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017 по настоящему делу указано, что решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

При таких обстоятельствах срок на подачу апелляционной жалобы следует восстановить.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон) Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора)) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене. В соответствии с п.4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществлять свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТЕ ПФО Ространснадзора (утв. Приказом Ространснадзора о 02.06.2011г. №АК-465фс).

На основании Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010г. №409), государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в частности, за обеспечением транспортной безопасности и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16 -ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» раскрываются следующие понятия субъектов и объектов, на которые распространяется действия указанного закона:

- субъекты транспортной инфраструктуры- юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

-объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:

а)   железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б)   метрополитены;

в)   тоннели, эстакады, мосты;

г)   морские терминалы, акватории морских портов;

д)    порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых
осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной
опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,
судоходные гидротехнические сооружения;

е)    расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море,
исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской
Федерации искусственные острова, установки, сооружения;

ж)   аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления
движением транспортных средств;

з)    участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных
путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие
функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и
оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

-     транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или Оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а)     транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для
регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по
заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой
требуется специальное разрешение;

б)   воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в)   воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г)   суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;

д)   суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров,
за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для
перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным
разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по
представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере внутренних дел;

е)       железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку
пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по
специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным
органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере внутренних дел;

ж)   транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

Таким образом, ООО «Седьмое частное автотранспортное  объединение» является субъектом транспортной инфраструктуры, которое обязано осуществлять действия, направленные на обеспечения транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924 утверждены «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта»

В период с 13 по 14 июня 2017 года при проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» на основании: истечении срока исполнения юридическим лицом, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами от 21.03.2017 г. № 6КЗ-18АВ/17; распоряжения от «19» апреля 2017 г. № 414 ФИО2 — Врио начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было установлено, что юридическим лицом - ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение», нарушены требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:

- не проверены силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» - в нарушении п.п. 11 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924. Нарушение допущено по вине юридического лица ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение».

По результатам проверки составлен акт № КЗ-41АВ/17 от 14.06.2017 г. и выдано предписание № 6КЗ-46АВ/17 от 14.06.2017 г. на устранение выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ, - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Местом совершения административного правонарушения: административное здании ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» по адресу: 422540, <...>.

23 июня 2017 года государственным транспортным инспектором государственным инспектором отдела НОТЕ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора был составлен протокол № КЗ 6/70-17 об административном правонарушении. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо было уведомлено надлежащим образом, путем направления извещения о составлении протокола об административном правонарушении № КЗ-231 от 14.06.2017 г. заказным почтовым отправлением с уведомлением. Согласно распечатки с сайта Почта России вышеуказанный документ получен 21.06.2017 г.

На составление протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица не явился. Ходатайств не поступало.

23 июня 2017 г. государственным транспортным инспектором - государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора было вынесено определение № 6/70-17 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 11 июля 2017 г. в 11 час. 00 мин.

11 июля 2017 года государственным транспортным инспектором - государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ и вынесено постановление № КЗ 06/70-17 о назначении юридическому лицу административного наказания в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

О месте и времени вынесения постановления юридическое лицо извещено надлежащим образом, путем направления определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № КЗ 6/70-17 от 23 июня 2017 г. заказным почтовым отправлением с уведомлением. Согласно распечатки с сайта Почта России вышеуказанный документ получен 05.07.2017 г.

При вынесении постановления законный представитель юридического лица не явился. Ходатайств не поступало.

Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Доказательства того, что юридическим лицом - ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ни в ходе административного расследования ни позднее, не представлены.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях юридического лица ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ является обоснованным. Кроме того, с момента вступления в силу Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность соблюдения норм и правил о транспортной безопасности, при этом Законом не установлена возможность наступления ответственности за их невыполнение в зависимости от каких-либо обстоятельств.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопроса, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая, что выявленные нарушения посягают на порядок общественных отношений, установленных государством в области обеспечения транспортной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2017  по делу №А65-23571/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                        А.Б. Корнилов