ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23589/14 от 25.02.2015 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

03 марта 2015 года                                                                          Дело № А65-23589/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  03 марта 2015 года

  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью Научно-коммерческий центр «Тайминг» – ФИО1, доверенность от 15.09.2014г. № 15/09, ФИО2, доверенность от 15.09.2014г. № 15/09;

от Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан  ФИО3, доверенность от 08.12.2014г. № 28900/03;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года по делу            № А65-23589/2014 (судья Нафиев И.Ф.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-коммерческий центр «Тайминг», (ОГРН <***>), п. Кама Тукаевского района Республики Татарстан,

к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан, г.Казань,

о признании незаконным действия об отказе в исключении эксплуатируемых ООО НКЦ «Тайминг» опасных производственных объектов:

- Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, здание автосалона - регистрационный № А43-010902-0001;

- Сеть газопотребления по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - регистрационный № А43-01-09-02-0002 из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенному в уведомлении от 21.07.2014г. исх. №16444/05;

обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем исключения эксплуатируемых ООО НКЦ «Тайминг» опасных производственных объектов:

- Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, здание автосалона - регистрационный № А43-010902-0001;

- Сеть газопотребления по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - регистрационный № А43-01-09-02-0002,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-коммерческий центр «Тайминг», Тукаевский район Республики Татарстан, п.Кама, (далее - заявитель, Общество, ООО НКЦ «Тайминг») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по Республике Татарстан, г.Казань, (далее - ответчик, Управление): о признании незаконным действия об отказе в исключении эксплуатируемых ООО НКЦ «Тайминг» опасных производственных объектов:

- Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, здание автосалона - регистрационный № А43-010902-0001;

- Сеть газопотребления по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - регистрационный № А43-01-09-02-0002 из государственного реестра опасных производственных объектов, изложенному в уведомлении от 21.07.2014г. исх. №16444/05;

об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем исключения эксплуатируемых ООО НКЦ «Тайминг» опасных производственных объектов:

- Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, здание автосалона - регистрационный № А43-010902-0001;

- Сеть газопотребления по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - регистрационный № А43-01-09-02-0002.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Приволжское управление Ростехнадзора  подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о том, что ввиду наличия на объектах заявителя газа в количестве менее 1 тонны, указанные объекты не подлежат отнесению к категории опасных производственных объектов, противоречит содержанию Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ.

Податель жалобы также считает, что при обращении в Приволжское управление Ростехнадзора на первичную регистрацию своих объектов и реестре ОПО (датой регистрации сети газопотребления является 30.11.2002 года и 13.07.2011 года, а датой присвоения класса опасности 28.01.2014 года), а также при обращении ООО Научно-коммерческий центр «Тайминг» в Приволжское Управление Ростехнадзора с заявлением исх.№21 от 01.07.2014 года без указания на отсутствие признака «производственного» в  заявлениях и обращениях, Приволжское управление Ростехнадзора не обязано было самостоятельно на этом основании исключать сети газопотребления из реестра в июле 2014 года.

В судебном заседании представитель в Приволжского управления Ростехнадзора доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ООО НКЦ «Тайминг» считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

ООО НКЦ «Тайминг» является владельцем двух производственных объектов: - Сеть газопотребления по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, здание автосалона - регистрационный № А43-010902-0001; - Сеть газопотребления по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - регистрационный № А43-01-09-02-0002 (т.1 л.д.16-17).

Данные производственные объекты согласно свидетельства о регистрации №А43-01902 от 28.01.2014 зарегистрированы Управлением в государственном реестре опасных производственных объектов (т.1 л.д.15).

Общество обратилось к ответчику с заявлением от 01.07.2014 г. №21 об исключении названных эксплуатируемых объектов из государственного реестра опасных производственных объектов вследствие изменений, в связи с которыми у этих объектов отсутствуют признаки опасности. К заявлению были приложены обосновывающие документы (т.1 л.д.9).

Управление, рассмотрев заявление Общества и приложенные документы, возвратило заявителю пакет документов по причине того, что они не соответствуют требованиям Административного регламента по осуществлению исключения из государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 №606. Ответчик также указал, что для классификации и идентификации сетей газопотребления и газоснабжения количество опасного вещества не учитывается, на их классификацию влияет только давление, на основании чего заявление отклонено от рассмотрения (т.1 л.д.10-11).

Не согласившись с данными действиями ответчика, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

При принятии решения об удовлетворении указанных требований общества суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Как подтверждается материалами дела, сеть газопотребления предприятия по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов 30.11.2002г., регистрационный номер А43-01902-0001 (т.1 л.д.15-16).

В этот период 2002 г. регистрация опасных производственных объектов и включение их в реестр опасных производственных объектов производилась в соответствии с «Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра РД 03-294-99», утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.1999г. №39 (диапазон действия документа с 24.08.2002 по 14.09.2003).

В соответствии с данным Положением «Опасный производственный объект (далее -объект) - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками (признаками опасности), указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Идентификация опасных производственных объектов проводится организацией, эксплуатирующей эти объекты (эксплуатирующей организацией) или экспертной организацией (в рамках экспертизы промышленной безопасности). Идентификация опасных производственных объектов может проводиться организациями, которым федеральными органами исполнительной власти предоставлено право проведения идентификации в пределах их компетенции. Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов согласно п. 18 Положения РД 03-294-99, на основании которого сеть газопотребления общества была идентифицирована как опасный производственный объект, контролируют регистрирующие органы.

В соответствии с п.20 Положения РД 03-294-99 «При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака следует использовать производственную площадку или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее - используются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

При этом опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором используется такое техническое устройство или такое вещество.

В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке».

Так, объект «Сеть газопротребления предприятия», per. № А43-01902-0001, по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...>, обслуживает котельную заявителя (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2010г., серия 16-АЕ 448601) и используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения здания (т.1 л.д.130).

Объект «Сеть газопотребления предприятия», рег.№ А43-01902-0002, по адресу: <...> в районе здания казначейства, является газоснабжением котельной дилерского центра «Мерседес-Бенц Центр Кама» (л.д.129).

Судом верно отмечено в решении, что никакими доказательствами по делу не подтверждается использование спорных 2 сетей газопотребления в иных целях, чем  для отопления и горячего водоснабжения, и что на территории указанных объектов производятся производственные процессы с использованием горючего вещества - газа.

Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.09.2014 №00-04-05/1497 «О недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов» отмечено о недостатках при перерегистрации опасных производственных объектов. Так, указано, что «понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности. Не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации» (т.2 л.д.8-11).

Соответствуя вышеизложенным разъяснениям, сети газопотребления заявителя используются для нужд административного здания в целях выработки тепловой энергии без целей ее реализации. Данные доводы заявителя не опровергнуты ответчиком в нарушение ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ об обязанности доказывания.

Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, «Сеть газопотребления рег.№ А43 -01902-0001», в состав сети газопотребления входит котельная с двумя котлами Buderus Logano GE615. Согласно паспорта оборудования -Низкотемпературный напольный котел Buderus Logano GE615 предназначен для погодозависимой генерации тепла для систем отопления и горячего водоснабжения (т.1 л.д.123-124).

Аналогично, в состав сети газопотребления объекта «Сеть газопотребления рег.№ А43-01902-0002, согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, так же входит котельная с двумя водогрейными котлами Buderus Logano GE515. Согласно паспорту оборудования указанные котлы так же предназначены для генерации тепла для систем отопления и горячего водоснабжения (т.1 л.д.125, 131-140).

Наименование оборудования «Котлы отопительные с комплектующими» подтверждается и Сертификатом соответствия №ГО00.1Ш1320.Н00015, выданным ООО «Будерус Отопительная техника» (т.1 л.д.127-128).

Также, согласно разрешения на применение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № РРС 00-33885, указано оборудование «Котлы отопительные стальные и чугунные серий GE 515, 615» (т.1 л.д.126).

Судом верно отмечено в решении, что вышеизложенным подтверждается факт использования Сетей газопотребления заявителя исключительно для выработки тепловой энергии и обеспечения собственных нужд, в связи с чем, объекты не подлежат отнесению к категории опасных производственных объектов.

Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что порядок установления классов опасности для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления закреплен п.4 Приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ), в таблицах 1 и 2 Приложения 2, определяющих класс опасности опасных производственных объектов, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.

В соответствии со ст. 2 Закона №116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложения 1 «Опасные производственные объекты», к этой категории относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а)воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Таким образом, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются, транспортируются в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количества горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления.

Согласно пункта 1 приложения № 2 «Классификация опасных производственных объектов» к Закону № 116-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п. 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения.

В первой строке таблицы 2 приложения № 2 к Закону № 116 указано, в случае нахождения на опасном производственном объекте воспламеняющихся и горючих газов в количестве 2000 т и более опасный производственный объект относится к I классу опасности; 200 т и более, но менее 2000 т - опасный производственный объект относится ко II классу опасности; 20 т и более, но менее 200 т - опасный производственный объект относится к III классу опасности; 1 т и более, но менее 20 т - опасный производственный объект относится к IV классу опасности.

Таким образом, в случае, если на объекте одновременно находится или может находиться газ в количестве менее 1 т, такой объект к опасным производственным объектам не относится.

В силу пункта 4 приложения № 2 к Закону для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Учитывая указанные выше положения, в соответствии с которыми к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т, классификация опасных производственных объектов, предусмотренная пунктом 4 приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ, применяется в случае, если на объекте одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т.

Судом верно отмечено в решении, что определяющим (первичным) критерием опасного производственного объекта является именно количество опасного вещества (более 1 т), тогда как давление является вторичным критерием.

В соответствии с подпунктом а) пункта 2 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся также объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа.

Как видно из карт учета в отношении сетей газопотребления заявителя (пункты 2.1.), они были поставлены ответчиком на учет в государственном реестре опасных производственных объектов по единственному признаку: «Получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ, в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (т.1 л.д.16-17).

По признаку опасности «Использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа данные сети газопотребления не были поставлены на учет (пункт 2.2. карт учета).

Материалами дела не подтверждается использование заявителем оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля.

Согласно представленным заявителем расчетам массы газа, объекты ООО НКЦ «Тайминг» имеют следующие показатели:

- Сеть газопотребления предприятия, рег.№А43-01902-0001 по адресу: 423877, Республика Татарстан, <...> - общая масса газа составляет 16,203 кг.

- Сеть газопотребления предприятия, рег.№А43-01902-0002 по адресу: 423803, <...> в районе здания казначейства - общая масса газа 3,454 кг. (т.1 л.д.12-14).

Данные расчеты не опровергнуты ответчиком, ссылки на отсутствие методик расчета массы газа отклоняется судом в связи с необоснованностью.

Судом верно указано на то, что в виду наличия на объектах заявителя газа в количестве менее 1 тонны, указанные объекты не подлежат отнесению к категории опасных производственных объектов.

Данные выводы соответствуют сложившейся судебной практике: постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.09.2014 №Ф07-6028/14 по делу №А21-9438/2013, Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2014 №Ф09-2511/14 по делу №А50-17240/2013 и др.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что совокупностью доказательств по делу подтверждается несоответствие оспариваемых действий ответчика вышеприведенным нормам закона, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, и, в соответствии с положениями ст.201 АПК РФ, удовлетворил заявленные обществом требования.

Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.

Податель жалобы указывает, что вывод суда о том, что в виду наличия на объектах заявителя газа в количестве менее 1 тонны, указанные объекты не подлежат отнесению к категории опасных производственных объектов», противоречит содержанию Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ.

Указанный довод является необоснованным в связи со следующим.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Так, сеть газопотребления заявителя по адресу: 423877. РТ, <...>, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов 30.11.2002г., регистрационный номер А43-01902-0001.

В указанный период регистрация опасных производственных объектов и включение их в реестр опасных производственных объектов производилась в соответствии с Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра РД 03-294-99, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.06.1999г. №39 (диапазон действия документа с 24.08.2002 по 14.09.2006).

Согласно названному Положению «Опасный производственный объект (далее -объект) - предприятие или его цех, участок. Площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками (признаками опасности), указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Объект «Сеть газопротребления предприятия», per. № А43-01902-0001, адрес: 423877, Республика Татарстан, <...>, является котельной (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2010г., серия 16-АЕ 448601) используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения здания.

Какие-либо производственные процессы на территории объекта с использованием горючего вещества - газа, не производились и не производятся. Доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены.

Второй объект заявителя - «Сеть газопотребления предприятия», рег.№ А43-01902-0002, адрес: <...> в районе здания казначейства, зарегистрирован 13.07.2011г.

В указанный период действия (административные процедуры) при регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов были определены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и томному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов от 04.09.2007г. №606).

Критерии идентификации опасных производственных объектов определены в Приложении 8 вышеуказанного Административного регламента.

При идентификации опасных производственных объектов осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно пунктам 3 и 7 Приложения 8 в процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности) и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Идентификация проводится на основании анализа следующих документов организации:

-  структуры предприятия;

-  генерального плана расположения зданий и сооружений предприятия;

-  о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;

-  спецификации установленного оборудования;

- документации на технические устройства, используемые на опасных производственных объектах;

-  данных о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;

-  учредительных документов предприятия;

- документов, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.

Пунктом 8, 9 Приложения 8 установлено, что при рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

В соответствии с пунктом 12 Приложения 8 в результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.

При этом правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистом(ами) регистрирующего органа (пункт 13 Приложения).

В данном случае у государственного органа фактически отсутствовали основания для включения объектов «Сеть газопотребления предприятия» в реестр опасных производственных объектов. в результате ошибки, допущенной при идентификации объектов заявителя, последние необоснованно были включены в государственный реестр опасных производственных объектов.

Приложение 2 Закона №116-ФЗ устанавливает «Классы опасности опасных производственных объектов».

Следовательно, до установления класса опасности необходимо первоначально определить, является ли объект опасным производственным объектом согласно критериям (признакам), изложенным в Приложении 1 Закона №116-ФЗ.

То есть, необходимо определить, возможно ли отнесение объектов заявителя «Сетей газопотребеления» к категории опасных производственных объектов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 №168 утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

В разделе 11 указано наименование объекта «Сеть газопотребления». В составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации. Объект идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115°С.

Критерием отнесения объекта «Сеть газопотребления» к опасному производственному объекту является п.1 Приложения 1 Закона №116-ФЗ (это использование и транспортировка горючих веществ - жидкости, газы, способных самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), следовательно для определения, относятся ли объекты Заявителя к категории опасных производственных объектов, необходимо в Приложении 2 найти соответствующий вид опасных веществ, данные по количеству и сделать соответствующий вывод.

В соответствии с первой строкой таблицы 2 Приложения 2 к Закону №116-ФЗ при нахождении на опасном производственном объекте воспламеняющихся и горючих газов в количестве 2000 т и более - опасный производственный объект относится к I классу опасности; 200 т и более, но менее 2000 т - опасный производственный объект относится ко II классу опасности; 20 т и более, но менее 200 т - опасный производственный объект относится к III классу опасности; 1 т и более, но менее 20 т -опасный производственный объект относится к IV классу опасности.

На основании вышеизложенного, первичным является именно определение -относится ли объект к категории опасных производственных объектов по количеству опасного вещества, и только после отнесения объекта к категории опасного производственного объекта - подлежит установлению класса опасности объекта.

В п. 10 Приложения 2 к Закону №116-ФЗ указано, что «в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1-7 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности».

Из толкования данной нормы следует, что в случае, если например по количеству горючего вещества - газа, объект возможно отнести к одному из классов опасностей в соответствии с таблицей 2 Приложения 2, а по идентификации объекту могут быть присвоены иные классы опасности в соответствии с п.2-7, то подлежит установлению наиболее высокий класс опасности.

Таким образом, в случае, если на объекте одновременно используется газ в количестве менее 1 т, такой объект к опасным производственным объектам не относится.

Основания исключения объекта из государственного реестра на основании заявления эксплуатирующей его организации определены п.7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998г. №1371 (в редакции постановления Правительства РФ от 10.06.2013 №486), согласно которому указанными основаниями являются:

а)   ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации;

б) утраты объектом признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону №11б-ФЗ;

в) предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

Доводы заявителя относительно отсутствия «производственной деятельности» и использование объектов исключительно для собственных нужд отопления и горячего водоснабжения, являются лишь дополнением к основному доводу об утрате объектами признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону №116-ФЗ.

Довод подателя жалобы о том, что представленный расчет заявителя не может быть принят во внимание, поскольку к расчету не приложены документы о выполнении его специалистами, имеющими соответствующее образование и полномочия, не может послужить основанием для отмены решения, поскольку ответчиком не представлены допустимые и надлежащие доказательства, подтверждающие необоснованность расчетов.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

 Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года по делу № А65-23589/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                      А.Б. Корнилов