ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23794/19 от 05.12.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства, не вступившего в законную силу

05 декабря 2019 года Дело № А65-23794/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Паритет»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2019 по делу № А65-23794/2019 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Паритет» (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...>

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в г.Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, <...>

третьи лица: ФИО1, <...>

о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2019 № 781 по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах (далее – административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2019 № 781.

Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.

В апелляционной жалобе указывает на то, что информация о размере взимаемой комиссии за оплату жилищно-коммунальных услуг размещена на информационных стендах в кассах расчетно-регистрационных центров ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт».

Податель жалобы отмечает, что собственники жилых и нежилых помещений могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) через кассу ООО УК «Паритет», при этом за ЖКУ кассовый чек выдается потребителю на руки и все операции автоматически отображаются в ИФНС России по г. Набережные Челны, с собственниками нежилых помещений заключаются договоры на возмещение общеэксплуатационных расходов. В данном договоре применяются аналогичные тарифы, как и для собственников жилых помещений.

Податель жалобы считает, что собственники нежилых помещений имеют такие же права и обязанности, как и собственники жилых помещений, поэтому отказ суда в приобщении кассовых чеков за оплату ЖКУ собственниками нежилых помещений МКД является необоснованным.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 03.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 23.07.2019 в 10:00 час. в помещении Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах, в кабинете №316, должностным лицом территориального отдела Управления при рассмотрении обращения гр.ФИО1 (вх.№24/6726 от 03.07.2019) и материалов административного расследования, проведенного на основании определения №69 от 11.07.2019, в отношении ООО УК «Паритет», осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: РТ, <...> (47/21), на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД от 13.11.2009, выявлен факт нарушения требований ст. 16.1, ч. 4 ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», выразившиеся в нарушении установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, а именно: ООО УК «Паритет» не обеспечена возможность потребителю ФИО1, проживающему по адресу: РТ, <...>, (лицевой счет №<***>), производить оплату жилищно-коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов.

При рассмотрении платежного документа, оплаченного потребителем, административным органом установлено, что при оплате платежного документа с потребителя взималась плата за услуги платежного агента ООО «ЕРЦ-«Татэнергосбыт».

Так, 11.06.2019 при оплате сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги на основании предоставленных платежных документов (счет-квитанция за май 2019 лицевой счет №<***>), с потребителя ФИО1 взималась дополнительная сумма (комиссия) в размере 18.41 руб. (0,5% от размера начисленных сумм), что подтверждается кассовым чеком от 11.06.2019 платеж №267, выданным ООО «ЕРЦ-«Татэнергосбыт».

На этом основании Управлением сделан вывод о том, что ООО УК «Паритет»" не представило гр.ФИО1 возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов.

Административным органом 30.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении №781 от 02.08.2019, которым ООО УК «Паритет» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с постановлением, ООО УК «Паритет» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.

Как указывает заявитель, 01.01.2017 заключен агентский договор №2/17 с ООО «Городской расчетный центр». Согласно предмету договора Принципал поручает, а Агент обязуется за вознаграждение производить от имени и за счет Принципала первичный бухгалтерский учет в части начисления и обработки платежей потребителей за услуги, осуществлять прием, обработку показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, формировать необходимую для этого базу данных, изготавливать для передачи потребителю Услуг единый платежный документ.

16.01.2019 ООО «ГРЦ» прекратило свою деятельность путем реорганизации в виде присоединения к ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт».

01.04.2019 между ООО «Единый расчетный центр - «Татэнергосбыт» (далее – заказчик) и ООО УК «Паритет» (далее – исполнитель) заключен агентский договор на организацию расчетов №2019/Д131/57А. Начало действия договора с 01.07.2019.

При этом ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт» выступает агентом управляющих и ресурсоснабжающих организаций и в соответствии с агентскими договорами, заключенными с ними, в том числе, выполняет действия по приему платежей.

Общество также указывает, что информация о размере взимаемой комиссии за оплату жилищно-коммунальных услуг размещена на информационных стендах в кассах расчетно-регистрационных центров ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт». По мнению заявителя, потребители жилищно-коммунальных услуг не лишены возможности производить данные платежи посредством банков и отделений Почты России по иным, отличным от ООО «ЕРЦ - «Татэнергосбыт», ставкам комиссионных сборов, ровно, как и вовсе без комиссий -через портал государственных услуг. В офисе ООО УК «Паритет» в отделе бухгалтерии установлена контрольно-кассовая техника №0000 7220 8600 2303.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо в нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Пунктом 1 ст. 861 ГК РФ установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В силу ст. 863 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В соответствии со ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Оплата услуг может производиться потребителем в соответствии с указанием исполнителя путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата услуг потребителем производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате услуг считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию либо платежному агенту.

Согласно п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) (далее – Правила)потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств осуществляется за счет плательщика.

Как следует из материалов дела, ООО УК «Паритет» заключило с ООО «ЕРЦ-«Татэнергосбыт» агентский договор от 01.04.2019 № Ж2019/Д131/57А на прием платежей от потребителей за жилищно-коммунальные услуги. Согласно п. 1.1.1 агентского договора «...Агент обязуется выполнить по поручению Принципала следующие действия: от своего имени и за счет принципала: по расчету (начисление) платы за услуги, по формированию и печати на бумажном носителе Единых платежных документов; по приему, распределению и дальнейшему перечислению денежных средств, вносимых Потребителями на счет Агента в целях исполнения обязательств перед Принципалом по внесению платы за Услуги».

В соответствии с п.2.3.3. договора «Принципал обязан возместить Агенту его расходы по оплате услуг Сборщиков платежей по приему платежей посредством Портала государственных и муниципальных услуг без взимания комиссионного вознаграждения с Потребителей».

В соответствии с п.4.1 раздела 4 «Стоимость услуг и порядок расчета» агентского договора «Вознаграждение Агента составляет: за осуществление действий, указанных в пунктах 1.1.1 и 1.1.2 настоящего договора, 0,51 руб. (кроме того, НДС) за один квадратный метр общей площади всех жилых и нежилых помещений, обслуживаемых Принципалом Многоквартирных домов, в месяц».

При этом расходы по оплате услуг платежного агента, банка не являются обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов в силу положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации.

В решении суд верно отметил, что право платёжного агента на взимание с физических лиц дополнительной комиссии за услуги по приёму платежей не соответствует требованиям п.3 ст. 308 ГК РФ, поскольку плательщики не являются стороной указанного договора, и, следовательно, участниками обязательства, возникшего из данного договора.

Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п.3 ст. 308 ГК РФ).

Согласно п. 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

В силу п.5 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований п.1 настоящей статьи.

Положениями части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляется путем наличных и безналичных расчетов.

В соответствии с пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Право потребителя по своему выбору оплачивать жилищно-коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей, в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, закреплено в пп. «а» п.65 Правил.

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей, продублированы в ч.4 ст.37 этого же Закона, в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги: оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ. При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст. 16.1 и ст. 37 Закона о защите прав потребителей особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Таким образом, физические лица - плательщики за коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) и т.д. или осуществлять платежи без взимания комиссии.

В заявлении Общества также указано, что у потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе гр.ФИО1, имелась возможность оплатить оказанные им услуги непосредственно в кассу Общества путем наличных расчетов без взимания комиссии.

Ответчиком не оспаривается, что 19.06.2017 ООО УК "Паритет" произведена регистрация контрольно-кассовой техники согласно информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан.

Между тем, обществом не представлено доказательств организации приема платежей от потребителей за жилищно-коммунальные услуги без комиссии в кассу общества (кассовый чек, выданный потребителю), либо предоставления альтернативной возможности оплачивать коммунальные платежи без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Также заявителем не представлено доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований действующего законодательства.

Кроме того, из приложенного к заявлению ФИО1 платежного документа следует, что исполнителем услуг указано ООО УК «Паритет».

Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абз. 7 п. 2 Правил).

В соответствии со ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, п.п. 13, 14, 17 Правил предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.

В решении суд верно указал на то, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом управляющая организация участвует как исполнитель коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация как поставщик.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абз. 1 п. 13 Правил).

Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.

Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Суд первой инстанции правильно отметил, что получение Обществом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и осуществлением расчетов.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал доводы Общества необоснованными.

Исходя из норм действующего законодательства и обстоятельств дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО УК «Паритет» не предоставило потребителю ФИО1 возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Общество, тем самым, допустило нарушение установленных законом прав потребителей, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4. ст. 14.8 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела Обществом доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 4 ст. 16.1 и ст.37 Закона о защите прав потребителей, не представлено.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствуют основания для удовлетворении заявления ООО УК «Паритет» о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2019 № 781 и правомерно отказал в удовлетворении заявления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку указанные доводы аналогичны доводам, рассмотренным судом первой инстанции, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом соответствующие нормы материального права.

С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Поскольку согласно ст.211 АПК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается, ООО УК «Паритет» следует возвратить из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб.

Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

РешениеАрбитражного суда Республики Татарстан от 03.10.2019 по делу № А65-23794/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Паритет» (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...> из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 11.10.2019 № 1376 государственную пошлину в размере 3000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Т.С. Засыпкина