ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-23984/13 от 10.12.2014 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 декабря 2014 г. Дело № А65-23984/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 10 декабря 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 12 декабря 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – извещен, не явился,

от ответчика – извещен, не явился,

от третьих лиц:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан – извещен, не явился,

от Прокуратуры Республики Татарстан – извещен, не явился,

от ООО «Центр аудита и консалтинга» – извещен, не явился,

от граждан:

Плаксейчук Е. А. – извещен, не явился,

Алибаевой Л. Т. – извещен, не явился,

Абдулхакова М. М. – извещен, не явился,

Бадыгина Р. А. – извещен, не явился,

Музафаровой Л. А. – извещен, не явился,

Сибагатуллиной Л. А. – извещен, не явился,

Королева П. С. – извещен, не явился,

Габдрахманова М. С. – извещен, не явился,

Плаксейчук Т. В. – извещен, не явился,

Казариновой Н. И. – извещен, не явился,

Пузырева М. А. – извещен, не явился,

Латыпова Р. Ф. – извещен, не явился,

Абдулхакова Р. Р. – извещен, не явился,

Баишева М. А. – извещен, не явился,

Галимуллина Н. Р. – извещен, не явился,

Сахабутдинова Б. Б. – извещен, не явился,

Нурмухаметовой Э. А. – извещен, не явился,

Николаевой Н. А. – извещен, не явился,

Зарипова Р. Х. – извещен, не явился,

Гатауллина Р. В. – извещен, не явился,

Хасановой А. М. – извещен, не явился,

Белякова В. Г. – извещен, не явился,

Богданова Э. И. – извещен, не явился,

Олоновой Р. М. – извещен, не явился,

Урезова Н. Л. – извещен, не явился,

Гараева Ф. К. – извещен, не явился,

Назмиева А. А. – извещен, не явился,

Усмановой В. А. – извещен, не явился,

Гилязева Г. А. – извещен, не явился,

Широковой О. В. – извещен, не явился,

Долотказиной Э. Р. – извещен, не явился,

Уткина В. Ю. – извещен, не явился,

Саетхановой З. И. – извещен, не явился,

Шайдуллиной Р. М. – извещен, не явился,

Имамовой Л. Г. – извещен, не явился,

Сунгатуллиной З. Д. – извещен, не явился,

Набиуллиной Г. Р. – извещен, не явился,

Писаревой Э. В. – извещен, не явился,

Плаксейчук Е. А. – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2014 года по делу № А65-23984/2013 (судья Кириллов А.Е.),

по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани ,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,

Прокуратура Республики Татарстан,

общество с ограниченной ответственностью «Центр аудита и консалтинга»,

граждане Плаксейчук Екатерина Антоновна, Алибаева Лира Тимерхановна, Абдулхаков Марсель Мансурович, Бадыгина Рафида Анваровна, Музафарова Ленара Акмалутдиновна, Сибагатуллина Лейла Абдулловна, Королев Петр Сергеевич, Габдрахманова Мавзуда Сафиулловна, Плаксейчук Татьяна Владимировна, Казаринова Надежда Ильинична, Пузырев Михаил Афанасьевич, Латыпов Рамиль Фаритович, Абдулхаков Рустам Рифгатович, Баишев Марат Анвяревич, Галимуллин Нияз Рафилович, Сахабутдинов Бахадир Батырович, Нурмухаметова Эльвира Альбертовна, Николаева Нина Анатольевна, Зарипов Равиль Хамматович, Гатауллин Равил Василович, Хасанова Альфия Музитовна, Беляков Владимир Геннадьевич, Богданов Энвер Ибрагимович, Олонова Рабига Мухаметшевна, Урезов Николай Леонидович, Гараев Фарит Каюмович, Назмиев Айрат Альбертович, Усманова Виктория Аликовна, Гилязев Гадель Ахиярович, Широкова Ольга Владимировна, Долотказина Эльвира Рафгатовна, Уткин Виталий Юрьевич, Саетханова Зарина Искандаровна, Шайдуллина Разида Минзакиевна, Имамова Лариса Габдулловна, Сунгатуллина Зиля Даяновна, Набиуллина Гульназ Рифгатовна, Писарева Эльмира Викторовна, Плаксейчук Екатерина Антоновна,

о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее ответчик) о признании незаконными постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы», постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 8123 от 10.09.2010 г., постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 1563 от 01.04.2011 г., постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 3399 от 28.06.2011 г. «Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2014 года по делу № А65-23984/2013 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными не соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12.07.2010 г. № 6320 «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы»; от 10.09.2010 г. № 8123; от 01.04.2011 г. № 1563; от 28.06.2011 г. № 3399 «Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы».

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили материалы № 26/6759 от 01.06.2013 г. из Управления экономической безопасности МВД по Республике Татарстан, в отношении исполнительного комитета муниципального образования города Казани о нарушении порядка заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в массиве н.п. Кояшлы Приволжского района г. Казани.

Из представленных материалов следует, что исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы».

Данным постановлением был утвержден акт выбора и схема расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 1 250 кв.м. и 92 142 кв.м. в жилом массиве Кояшлы для размещения базы отдыха.

10.09.2010 г. исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление № 8123 от 10.09.2010 г. «О предоставлении ООО «Центр аудита и консалтинга» земельных участков в жилом массиве Кояшлы».

24.09.2010 г. между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и ООО «Центр аудита и консалтинга» были заключены договора аренды земельных участков: № 14932 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. и № 14931 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1 250 кв.м., сроком на 3 года.

Право аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. зарегистрировано в Управлении федеральной службы по регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан 26.10.2010 г.

Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 01.04.2011 г. № 1563 в постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 г. № 8123 внесены изменения, согласно которым срок действия указанных договоров продлевался до семи лет.

В дальнейшем, 28.06.2011 г. земельный участок с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. был размежеван на 77 земельных участков. 01.07.2011 г. договор аренды № 14932 земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. был расторгнут. Между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и ООО «Центр аудита и консалтинга» заключены 77 договоров аренды вновь сформированных земельных участков сроком на пять лет.

В период с 04.08.2011 г. по 27.02.2012 г. ООО «Центр аудита и консалтинга» переуступило свои права по договорам аренды данных земельных участков физическим лицам.

По заявлению от ООО «Центр аудита и консалтинга» 26.03.2012 г. в соответствии с постановлением Мэра г. Казани № 62 от 24.02.2012 г. были проведены публичные слушания о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки. По результатам публичных слушаний Казанской городской Думой 07.06.2012 г. принято решение «О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки на территории жилого массива Кояшлы» в части перевода указанной территории из рекреационно-ландшафтной зоны в зону коллективных садов. Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28.09.2012 г. № 7150 изменен вид разрешенного использования земельных участков: для строительства базы отдыха на другой вид использования - сады, огороды, дачи.

Судом установлено, что МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и ООО «Центр аудита и консалтинга» совершались последовательные согласованные действия, с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 03.07.2013 г. № 01/313-к было возбуждено дело № 06-146/2013 по признакам нарушения МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани» (420111, РТ, г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7) и ООО «Центр аудита и консалтинга» (420012, г. Казань, ул. Маяковского, д. 30) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

13.08.2013 г. в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение жителей поселка Кояшлы (780/ж) с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства при выделении земельных участков. Также в данном обращении было указано на то, что жители поселка Кояшлы категорически против выделения земельных участков в их поселке, со ссылкой на то, что ограничивается доступ в лес, ограничивается отвод ливневых вод весной и вывоз снега зимой.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в действиях исполнительного комитета муниципального образования города Казани были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По существу рассматриваемого дела № 06-146/2013 Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» представили следующие объяснения.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принял решение признать исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в вынесении постановления № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы» без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков; в бездействии по контролю за реализацией постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 г. № 8123 и постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 01.04.2011 г. № 1563, что привело к несоблюдению требований действующего законодательства о государственной регистрации; в вынесении постановления № 3399 «Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы», в разрез целям и разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. Признать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» нарушившим статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении согласованных действий с ООО «Центр аудита и консалтинга» с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков. Признать ООО «Центр аудита и консалтинга» нарушившим требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении согласованных действий с МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань», с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.

На основании принятого решения выданы предписания.

Предписанием № 1 от 17.09.2013 г. исполнительному комитету предписано прекратить нарушение части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, а именно: отменить постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы»; отменить постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 8123 от 10.09.2010 г. «О предоставлении ООО «Центр аудита и консалтинга» земельных участков в жилом массиве Кояшлы»; отменить постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани 01.04.2011 г. № 1563 «О внесении изменений в постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 г. № 8123»; отменить постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 3399 от 28.06.2011 г. «Об образовании земельных участков в жилом массиве Кояшлы»; отменить постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 1656 от 18.02.2013 г.

Предписанием № 2 от 17.09.2013 г. МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» предписано прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции, а именно: принять соответствующие меры, направленные на расторжение договоров аренды: № 15769 от 01 июля 2011 года; 15770 от 01 июля 2011 года; 15771 от 01 июля 2011 года; 15772 от 01 июля 2011 года; 15773 от 01 июля 2011 года; 15774 от 01 июля 2011 года; 15775 от 01 июля 2011 года; 15776 от 01 июля 2011 года; 15777 от 01 июля 2011 года; 15778 от 01 июля 2011 года; 15779 от 01 июля 2011 года; 15780 от 01 июля 2011 года; 15781 от 01 июля 2011 года; 15782 от 01 июля 2011 года; 15783 от 01 июля 2011 года; 15784 от 01 июля 2011 года; 15785 от 01 июля 2011 года; 15786 от 01 июля 2011 года; 15787 от 01 июля 2011 года; 15788 от 01 июля 2011 года; 15789 от 01 июля 2011 года; 15790 от 01 июля 2011 года; 15791 от 01 июля 2011 года; 15792 от 01 июля 2011 года; 15793 от 01 июля 2011 года; 15794 от 01 июля 2011 года; 15795 от 01 июля 2011 года; 15796 от 01 июля 2011 года; 15797 от 01 июля 2011 года; 15798 от 01 июля 2011 года; 15799 от 01 июля 2011 года; 15800 от 01 июля 2011 года; 15801 от 01 июля 2011 года; 15802 от 01 июля 2011 года; 15803 от 01 июля 2011 года; 15804 от 01 июля 2011 года; 15805 от 01 июля 2011 года; 15806 от 01 июля 2011 года; 15807 от 01 июля 2011 года; 15808 от 01 июля 2011 года; 15809 от 01 июля 2011 года; 15810 от 01 июля 2011 года; 15811 от 01 июля 2011 года; 15812 от 01 июля 2011 года; 15813 от 01 июля 2011 года; 15814 от 01 июля 2011 года; 15815 от 01 июля 2011 года; 15816 от 01 июля 2011 года; 15817 от 01 июля 2011 года; 15818 от 01 июля 2011 года; 15819 от 01 июля 2011 года; 15820 от 01 июля 2011 года; 15821 от 01 июля 2011 года; 15822 от 01 июля 2011 года; 15823 от 01 июля 2011 года; 15824 от 01 июля 2011 года; 15825 от 01 июля 2011 года; 15826 от 01 июля 2011 года; 15827 от 01 июля 2011 года; 15828 от 01 июля 2011 года; 15829 от 01 июля 2011 года; 15830 от 01 июля 2011 года; 15831 от 01 июля 2011 года; 15832 от 01 июля 2011 года; 15833 от 01 июля 2011 года; 15834 от 01 июля 2011 года; 15835 от 01 июля 2011 года; 15836 от 01 июля 2011 года; 15837 от 01 июля 2011 года; 15838 от 01 июля 2011 года; 15839 от 01 июля 2011 года; 15840 от 01 июля 2011 года; 15841 от 01 июля 2011 года; 15842 от 01 июля 2011 года; 15843 от 01 июля 2011 года; 15844 от 01 июля 2011 года; 15845 от 01 июля 2011 года, освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, вернуть в муниципальную собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:172025:18; 16:50:172025:19; 16:50:172025:20; 16:50:172025:21; 16:50:172025:22; 16:50:172025:23; 16:50:172025:24; 16:50:172025:25; 16:50:172025:26; 16:50:172025:27; 16:50:172025:28; 16:50:172025:29; 16:50:172025:30; 16:50:172025:31; 16:50:172025:32; 16:50:172025:33; 16:50:172025:34; 16:50:172025:35; 16:50:172025:36; 16:50:172025:37; 16:50:172025:38; 16:50:172025:39; 16:50:172025:40; 16:50:172025:41; 16:50:172025:42; 16:50:172025:43; 16:50:172025:44; 16:50:172025:45; 16:50:172025:46; 16:50:172025:47; 16:50:172025:48; 16:50:172025:49; 16:50:172025:50; 16:50:172025:51; 16:50:172025:52; 16:50:172025:53; 16:50:172025:54; 16:50:172025:55; 16:50:172025:56; 16:50:172025:57; 16:50:172025:58; 16:50:172025:59; 16:50:172025:60; 16:50:172025:61; 16:50:172025:62; 16:50:172025:63; 16:50:172025:64; 16:50:172025:65; 16:50:172025:66; 16:50:172025:67; 16:50:172025:68; 16:50:172025:69; 16:50:172025:70; 16:50:172025:71; 16:50:172025:72; 16:50:172025:73; 16:50:172025:74; 16:50:172025:75; 16:50:172025:76; 16:50:172025:77; 16:50:172025:78; 16:50:172025:79; 16:50:172025:80; 16:50:172025:81; 16:50:172025:82; 16:50:172025:83; 16:50:172025:84; 16:50:172025:85; 16:50:172025:86; 16:50:172025:87; 16:50:172025:88; 16:50:172025:89; 16:50:172025:90; 16:50:172025:91; 16:50:172025:92; 16:50:172025:93; 16:50:172025:94.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», вступившего в силу 07.06.2013) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», опубликованного на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 27.08.2013 (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58), заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким федеральным законом, применительно к пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58, является Закон о защите конкуренции.

Подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Более того, в соответствии с пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» статьей 29 и частью 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В силу подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 6 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Признание оспариваемых актов на момент рассмотрения спора утратившими силу не препятствует рассмотрению судом заявления о признании данных актов недействительными.
  Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2014 г. в удовлетворении заявлений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по делу № А65- 24972/2013 отказано.

В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьями 30 - 32 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).

Таким образом, Земельный кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

Кроме того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Решением Казанской городской Думы от 17.02.2010 г. № 15-6 «Об опубликовании муниципальных правовых актов» источником официального опубликования муниципальных правовых актов и иной информации признается Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. Муниципальные правовые акты также могут быть официально опубликованы в газетах «Казанские ведомости» и «Шахри Казан» с пометкой «официальное опубликование и на официальном сайте муниципального образования города Казани в сети Интернет www.kzn.ru.

Однако, при предоставлении исполнительным комитетом муниципального образования города Казани земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:172025:15 и 16:50:172025:16, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков не производилось ни в одном печатном издании в том числе, в официальных печатных изданиях «Казанские ведомости» и «Шахри Казан».

При этом исполнительным комитетом муниципального образования города Казани было произведено опубликование лишь самого постановления № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы» и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани», что является по существу не информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, при предоставлении исполнительным комитетом муниципального образования города Казани земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:172025:15 и 16:50:172025:16 с предварительным согласованием мест размещения объекта для строительства ООО «Центр аудита и консалтинга», не соблюдены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и тем самым, нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленный в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Более того, постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 01.04.2011 г. № 1563 «О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 10.09.2010 г. № 8123», согласно которому срок действия договоров аренды земельных участков: № 14932 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. и № 14931 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1 250 кв.м., продлевался с трех до семи лет, не было опубликовано ни в одном печатном издании.

Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.

Таким образом, неопределенный круг лиц был лишен любой возможности получения информации о наличии между МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и ООО «Центр аудита и консалтинга» договоров аренды земельных участков: № 14932 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. и № 14931 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1 250 кв.м., и о продлении их действия с трех до семи лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ, земля - основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основа осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 609 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 2.2. постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 8123 от 10.09.2010 г. «О предоставлении ООО «Центр аудита и консалтинга» земельных участков в жилом массиве Кояшлы» установлено, что арендатору ООО «Центр аудита и консалтинга» необходимо зарегистрировать в Управлении Федеральной службы кадастра и картографии по Республике Татарстан договора аренды земельных участков: №14932 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. и № 14931 аренда участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1 250 кв.м.

Как указано в пункте 3 постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 8123 от 10.09.2010 г. «О предоставлении ООО «Центр аудита и консалтинга» земельных участков в жилом массиве Кояшлы» контроль за выполнением указанного постановления возложен на должностное лицо Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Право аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:172025:16, площадью 92 142 кв.м. зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан 26.10.2010 г.

Однако, как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела, информация о государственной регистрации договора аренды № 14931 участка с кадастровым номером 16:50:172025:15, площадью 1 250 кв.м. отсутствует.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» установлено, что согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В случае, если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.

Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь ввиду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.

В то же время в силу статьи 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.

Согласно п. 8. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 установлено, что частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Ответчик не указал конкретные нормы федерального закона, разрешившая данному органу проводить выделение земли муниципальной земли без соблюдений установленного публичного порядка.

Между тем в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется на основании соответствующего обращения в уполномоченный орган заинтересованного лица.

В процессе осуществления процедуры выбора земельного участка в целях его предоставления для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.

По смыслу пункта 3 названной статьи об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованное лицо не лишено возможности подать заявление о предоставлении ему земельного участка и при наличии иных претендентов на этот участок.

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения относительно размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после предусмотренного законом публичного информирования населения.

Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Следовательно, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 № 4224/10.

Из материалов дела следует, что публичное информирование о предоставлении земельных участков в аренду Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани не проводилось. В официальном издании муниципального «Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани» опубликован только текст Постановления № 6320 от 12.07.2010 г. «О предварительном согласовании ООО «Центр аудита и консалтинга» места размещения объекта в жилом массиве Кояшлы» после утверждения акта выбора земельного участка и постановки земельного участка на кадастровый учет, что является нарушением требований земельного законодательства по срокам информирования населения и по содержанию.

Формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет до информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства автоматически влечет за собой выставление земельного участка на торги, однако Исполком г. Казани продолжил процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Публичное размещение информации о предстоящем предоставлении сформированного земельного участка в аренду заявителем не осуществлялось.

Ответчик признан нарушившим ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившейся в осуществлении согласованных действий в ООО «Центр аудита и консалтинга» с целью не проведения аукционов по реализации земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с Положением о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24.12.2005 г. № 11-5, предметом и целью деятельности МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а именно: владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.

Указанным Положением контроль за использованием земель на территории муниципального образования города Казани также возложен на Заявителя Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани согласно положению о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

Заключая договоры аренды земельных участков в жилом массиве Кояшлы с ООО «Центр аудита и консалтинга» в нарушение установленного порядка заключения таких договоров, без проведения публичных процедур, Заявитель 2 нарушил императивные предписания ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2014 года по делу № А65-23984/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.В. Кузнецов

Судьи В.Е. Кувшинов

Е.М. Рогалева