ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности определения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
14 ноября 2017 года. Дело № А65-24411/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителей:
главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 - не явился, извещён,
главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 - не явился, извещён,
главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 - не явился, извещён,
индивидуального предпринимателя ФИО4 - не явился, извещён,
ООО «Агрофирма «Тимерхан» - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 года по делу № А65-24411/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>), город Набережные Челны Республики Татарстан,
главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>), город Набережные Челны Республики Татарстан,
главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (ОГРНИП <***>), город Набережные Челны Республики Татарстан,
индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>), город Набережные Челны Республики Татарстан,
ООО «Агрофирма «Тимерхан» (ОГРН <***>), город Набережные Челны Республики Татарстан,
к Главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, город Набережные Челны Республики Татарстан,
с участием третьего лица Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, деревня Малая Шильна Тукаевского района Республики Татарстан,
о признании недействительным и отмене постановления № 42 от 14 июня 2017 года о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, индивидуальный предприниматель ФИО4, ООО «Агрофирма «Тимерхан» (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Главе Тукаевского муниципального района РТ (далее - ответчик), с привлечением третьего лица Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, о признании недействительными и отмене постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан № 1697 от 16 июня 2017 года «Об отмене Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ», и постановления Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан № 42 от 14 июня 2017 года «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района».
Определением суда от 02.08.2017 г. из дела № А65-20565/2017 требование крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, крестьянского фермерского хозяйства ФИО2, крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, ООО «Агрофирма «Тимерхан» к Главе Тукаевского муниципального района РТ о признании недействительным и отмене Постановления № 42 от 14.06.2017 г. «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района» выделено в отдельное производство с присвоением делу № А65-24411/2017.
Определением суда от 12.09.2017 г. производство по делу прекращено.
Глава КФХ ФИО3, не согласившись с определением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Главе КФХ ФИО3 и ИП ФИО4 на праве долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102405:114 и 16:39:102501:55, которые в последующем размежеваны на множество земельных участков, расположенные по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение (н.п. Ильбухтино, н.п. Б.Шильна).
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Тимерхан» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:102501:203 и 16:39:102501:41, расположенные по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Ильбухтино.
Глава КФХ ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:102501:117, расположенного по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, с. Ильбухтино.
Главой Тукаевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление от 14.06.2017 г. № 42 «О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района» (далее - постановление № 42 от 14.06.2017 г.).
Заявители, считая постановление от 14.06.2017 г. № 42 Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан незаконным, обратились в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Частью 11 ст. 24 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 28 ГрК РФ).
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (ч. 3 ст. 28 ГрК РФ).
При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части (ч. 4 ст. 28 ГрК РФ).
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (ч. 5 ст. 28 ГрК РФ).
Согласно п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 14.06.2017 г. № 42 принято в соответствии со ст. ст. 24, 28 ГрК РФ, Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом района, Положением о порядке организации и проведении публичных слушаний в Тукаевском муниципальном районе утвержденного решением Совета района от 26.01.2007 г. № 11/5, на основании представления прокуратуры Тукаевского муниципального района от 08.06.2017 г. № 02-08-03, постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского района 13.06.2017 г. № 1620 «О начале разработки Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан», в целях соблюдения права жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории Малошильнинского сельского поселения района.
Постановлением от 14.06.2017 г. № 42 Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан постановил провести публичные слушания по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, определив срок проведения (2 дня) и место проведения публичных слушаний, разделив территорию населенного пункта на 6 частей.
Приложением к Постановлению Главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 г. № 42 утвержден порядок участия граждан в обсуждении проекта Генерального плана Малошильнинского сельского поселения.
Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как следует из материалов дела, постановление от 14.06.2017 г. № 42 опубликовано 16.06.2017 г. на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Судом правильно указано в определении, что официальный характер постановления Главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 г. № 42 свойственен именно нормативным актам, а поэтому оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, поскольку регулирует правоотношения в сфере организации работы по обсуждению проекта Генерального плана Малошильнинского сельского поселения.
Кроме того, на основании анализа информации, размещенной на официальном сайте Тукаевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://tukay.tatarstan.ru), судом правильно установлено, что в состав Малошильнинского сельского поселения входят 6 населенных пунктов: село Большая Шильна, деревня Малая Шильна, село Ильбухтино, деревня Белоус, поселок Ильичевский, поселок Опушка, из чего следует, что оспариваемое постановление касается не только земельных участков, принадлежащих заявителям, которые находятся в селах Ильбухтино и Б.Шильна, но и земельных участков других населенных пунктов Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, то есть касается не только заявителей, а населения всего Малошильнинского сельского поселения, численность которого по данным официального сайта составляет 3 689 человек.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление Главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 г. № 42 о проведении публичных слушаний и приложение к нему, устанавливающий порядок участия граждан в обсуждении проекта Генерального плана, содержит такие существенные признаки нормативного правового акта как наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, в преамбуле оспариваемого постановления оговорено, что постановление принимается в целях соблюдения прав жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории Малошильнинского сельского поселения района.
В преамбуле приложения к оспариваемому постановлению указано, что настоящий порядок участия граждан в обсуждении проекта Генерального плана Малошильнинского сельского поселения разработан в целях обеспечения участия населения в обсуждении проекта Генерального плана Малошильнинского сельского поселения и регулирует порядок участия граждан сельского поселения в обсуждении проекта Генерального плана, а также учета мнения населения по проекту Генерального плана.
При таких обстоятельствах, определить круг лиц, в отношении которых указанное постановление имеет обязательственную силу, не представляется возможным, а в сферу правоотношений по планированию территорий вовлечено неопределенное количество лиц.
Таким образом, судом правильно установлено, что Постановление Главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 г. № 42 не адресовано конкретному лицу, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы, не устанавливают, не изменяют, не прекращают права и обязанности заявителей.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
На основании вышеизложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление Главы Тукаевского муниципального района от 14.06.2017 г. № 42 «О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района» является нормативным актом.
В силу ст. 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ») арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ» с 06.08.2014 г. из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, а поэтому данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению определения судом апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление носит ненормативный характер основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого определения, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, определение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 года по делу № А65-24411/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи Т.С. Засыпкина
Е.Г. Филиппова