ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-25042/20 от 12.04.2021 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

13 апреля 2021 года                                                                               Дело А65-25042/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена                         12 апреля 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено                           13 апреля 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:

от Межрайонной ИФНС №18 по РТ – Хайруллов А.Н., доверенность от 31.12.2020,

иные лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Огаркиной Ольги Евгеньевны

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2021 года по делу №А65-25042/2020 (судья Хафизов И.А.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя Огаркиной Ольги Евгеньевны

к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №18 по РТ,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: УФНС по РТ, г.Казань, МРИ ФНС №14 по РТ,

о признании незаконным бездействия МРИ ФНС №18 по РТ и об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Огаркина Ольга Евгеньевна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №18 по Республике Татарстан (далее - ответчик, регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным бездействия МРИ ФНС №18 по РТ, выразившегося в непринятии (не применении) при регистрации Огаркиной Ольги Евгеньевны упрощенного режима налогообложения, об обязании МРИ ФНС №18 по РТ устранить в полном объеме допущенное нарушение и направить документы о применении к Огаркиной Ольге Евгеньевне упрощенного режима налогообложения по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФНС по РТ, г.Казань, МРИ ФНС №14 по РТ .

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Огаркина Ольга Евгеньевна обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.

Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 12 апреля 2021 года.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители подателя жалобы и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Представитель Межрайонной ИФНС №18 по РТ доводы изложенные в апелляционной жалобе отклонил, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В материалы дела поступил отзывы (письменные пояснения) УФНС по РТ и МРИ ФНС №14 по РТ на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС России №18 по Республике Татарстан 17.12.2019г. непосредственно от Огаркиной Ольги Евгеньевны, для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представлены следующие документы: заявление по форме № Р21001, подписанное Огаркиной О.Е.; копия паспорта Огаркиной О.Е.; документ об уплате государственной пошлины.

20.12.2019г. Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан принято решение о государственной регистрации Огаркиной О.Е. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена запись за ГРН 319169000201535.

С указанием на наличие бездействия ответчика, выраженного в непринятии (не применении) при регистрации Огаркиной Ольги Евгеньевны упрощенного режима налогообложения, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявления заявителем указано на то, что к заявлению для государственной регистрации ею было приложено уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"  (Закон №129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом №129-ФЗ.

Согласно статье 2 Законом №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"  государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Положениями Закона № 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.

Статьей 22.1 Закона N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины;

к) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;

л) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в случае, если в отношении данного физического лица принято такое решение в соответствии с абзацем третьим пункта 4 настоящей статьи).

Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 129-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно пп. 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.

Уведомление о применении УСН возможно подать в регистрирующий орган одновременно с документами на государственную регистрацию.

Как установлено судом первой инстанции, в Межрайонную ИФНС России №18 по Республике Татарстан 17.12.2019г. непосредственно от Огаркиной Ольги Евгеньевны, для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представлены следующие документы: заявление по форме № Р21001, подписанное Огаркиной О.Е.; копия паспорта Огаркиной О.Е.; документ об уплате государственной пошлины.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документом, удостоверяющим факт представления документов для осуществления регистрационных действий, является расписка.

Из расписки, имеющейся в материалах регистрационного дела, следует, что 17.12.2019г. регистрирующим органом от Огаркиной О.Е. принято заявление о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия документа, удостоверяющего личность и документ об оплате государственной пошлины, при этом, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения заявителем не представлено (л.д.27).

Данная расписка в получении документов по вх. №49142А была передана Огаркиной О.Е. для ознакомления и сверки с перечнем представленных документов. На указанной расписке в получении документов Огаркиной О.Е. собственноручно проставлена подпись и указана дата - 17.12.2019, при этом, заявитель не сообщил какой-либо информации государственному налоговому инспектору относительно отсутствия в расписке в получении документов  - уведомления о применении упрощенной системы налогообложения.

Иного отдельного документа (отметки в документе) о получении регистрирующим органом уведомления о применении упрощенной системы налогообложения заявителем не представлено.

Соответственно, отсутствует надлежащее подтверждение того, что 17.12.2019г. Огаркиной О.Е. одновременно с документами на государственную регистрацию подавалось уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в регистрирующий орган.

В п.1 ст. 22.1 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем в регистрирующий орган.

Таким образом, уведомление о применении упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 22.1 Закона №129-ФЗ не является обязательным для предоставления в регистрирующий орган.

По результатам рассмотрения представленных Огаркиной О.Е. документов, 20.12.2019г. Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан принято решение о государственной регистрации Огаркиной О.Е. в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена запись за ГРН 319169000201535.

В качестве подтверждения факта подачи уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения при обращении в регистрирующий орган, заявитель ходатайствовал о допросе в качестве свидетеля гражданина Галеева, который по ее словам, присутствовал вместе с ней при подаче документов в регистрирующем органе, а также принимал участие при подготовке (оформлении) документов для регистрации в качестве индивидуально предпринимателя

Суд первой инстанции определением от 18.12.2020 обосновано отклонил ходатайство заявителя о допросе в качестве свидетеля Галеева, поскольку в силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В данном случае законодателем установлен порядок подачи документов в регистрирующую налоговую инспекцию, в частности порядок предоставления расписки налогового органа в получении документов от заявителей. То есть, обстоятельства, на которые указывает заявитель, должны быть (могут быть) подтверждены письменным доказательствами. Допрос свидетеля не приведет к установлению каких-либо новых обстоятельств по делу (позиция (версия) заявителя была озвучена самим заявителем в ходе судебного заседания). Позицию заявителя, согласно которой допрос свидетеля (заведомо выступающего на стороне заявителя) необходим для придания его пояснениям доказательственной силы (в результате предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний), суд признал не соответствующей ст. 68 АПК РФ. В данном случае суд полагает недопустимым подтверждение (опровержение) наличия факта совершения юридически значимых действий, связанных с осуществлением предпринимательских действий устными показаниями причастных лиц, поскольку по спорных взаимоотношениям существует установленная процедура фиксации совершения юридически значимого действия (отметка уполномоченного лица государственного органа о принятии соответствующего заявления).

В качестве косвенного доказательства намерения заявителем применять упрощенную систему налогообложения заявитель представил налоговую декларацию за 2019 год.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП налоговым органом по месту учета ИП Огаркиной О.Е. является Межрайонная ИФНС России № 14 по Республике Татарстан.

30.03.2020 года ИП Огаркиной О.Е. в Межрайонную ИФНС России № 14 по РТ представлена налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.

Платежным поручением №971873 от 26.04.2020 ИП Огаркиной О.Е. уплачен авансовый платеж/налог по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в размере 4 878 руб.

В силу абз. 2 п.4 ст.80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации.

При этом, в рассматриваемом случае суд считает, что принятие налоговым органом деклараций по УСН не может рассматриваться как подтверждение права на применение УСН.

Иное означало бы, что подача налоговой декларации за предыдущие периоды и принятие их налоговым органом освобождает налогоплательщика от установленной законом обязанности по направлению уведомления.

Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в адрес Межрайонной ИФНС России № 14 в установленные сроки от ИП Огаркиной О.Е. не поступало.

По данному факту налогоплательщику налоговым органом по месту учета направлено уведомление для дачи пояснений от 03.06.2020 года № 15825 по вопросу представления налоговой декларации по УСН за 2019 год.

08.06.2020 года из Межрайонной ИФНС России № 18 по РТ поступило интернет-обращение, представленное ИП Огаркиной О.Е. в данную инспекцию, а также ответ, направленный Межрайонной ИФНС России № 18 по РТ, в адрес налогоплательщика и Межрайонной ИФНС России № 14 по РТ.

Межрайонной ИФНС России № 14 по РТ в адрес Огаркиной О.Е. 17.06.2020 года направлено письмо № 2.11-14/15092@, об отсутствии уведомления о переходе на УСН и необходимости представления налоговой отчетности по общей системе налогообложения.

Таким образом, до окончания сроков проведения камеральной налоговой проверки, налоговым органом по месту учета были осуществлены мероприятия налогового контроля на основании поданной налогоплательщиком налоговой декларации в порядке ст. 88 НК РФ, налогоплательщику своевременно сообщено о несоответствии представленной декларации применяемой налогоплательщиком системе налогообложения.

Как установлено судом первой инстанции, доказательств соблюдения предпринимателем положений пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации материалы дела не содержат, соответственно, в силу прямого указания закона (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации) он не вправе применять упрощенную систему налогообложения (в спорный период).

По смыслу положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации переход на упрощенную систему осуществляется в уведомительном порядке.

Следовательно, даже с учетом возможности подачи уведомления о применении УСН в регистрирующий орган одновременно с документами на государственную регистрацию, обязанность по соблюдению положений пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации лежит на заявителе.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Действуя разумно и добросовестно, заявитель 17.12.2019 получив расписку в принятии регистрирующим органом документов, мог своевременно узнать о том, что какие документы им были поданы в регистрирующий орган и подано ли им одновременно с документами на государственную регистрацию уведомление о применении УСН.

В соответствии с пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе был вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Вместе с тем, данные действия заявителем не осуществлены.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что риск неблагоприятных последствий, связанных с не осуществлением заявителем действий по своевременной подаче уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, несет непосредственно налогоплательщик.

В свою очередь, поскольку согласно расписке от 17.12.2019 заявителем одновременно с документами на государственную регистрацию, уведомление о переходе на УСН в регистрирующий орган не представлялось (документально-подтвержденное доказательство обратного отсутствует), вина регистрирующего органа в непринятии указанного документа не доказана.

Пояснения заявителя относительно применения им упрощенной системы налогообложения без доказательств, подтверждающих уведомление налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения, не могут изменять налоговые правоотношения  и освобождать налогоплательщика от установленной законом обязанности по направлению уведомления.

При этом, пояснения лиц в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами не являются.

В данном случае само по себе намерение заявителя применять УСН после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, принятие им предварительных мер связанных с таким намерением (подготовка документов), ссылка не невнимательность при подаче документов, а также добросовестное заблуждение относительно принятия регистрирующим органом заявления о применении УСН, не являются основанием для выводов о наличии бездействий со стороны ответчика и возможности в судебном порядке разрешить заявителю применять УСН с момента государственной регистрации в качестве ИП. В данном случае даже после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявитель имел возможность проверить принятие его заявления о применении УСН, а также в течение 30 дней после регистрации подать такое заявление непосредственно в налоговый орган.

В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) указано, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

Из материалов дела не следует, что своим поведением налоговый орган фактически признал правомерность применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения; напротив, МРИ ФНС №14 по РТ направлено уведомление для дачи пояснений от 03.06.2020 года № 15825 по вопросу представления налоговой декларации по УСН за 2019 год.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2018 N 308-КГ17-14457, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов; иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-0).

В рассматриваемом случае, МРИ ФНС №14 по РТ получив от заявителя налоговую декларацию за 2019 год по УСН в пределах установленных сроков для ее проверки отреагировала на нее, что свидетельствует об отсутствии какой-либо правовой неопределенности для заявителя.

Указанной позиции придерживаются суды (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.07.2020 № Ф07-6094/2020 по делу № А56-89153/2019, определение Верховного Суда РФ от 19.05.2020 N 301-ЭС20-6828 по делу N А43-319/2019, Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2018 N310-КГ18-12859 по делу N А68-8604/2017).

В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.

Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 руб., излишне уплаченную по чеку - ордеру от 26.02.2021.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2021 года по делу №А65-25042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Огаркиной Ольге Евгеньевнеиз федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 руб., излишне уплаченную по чеку - ордеру от 26.02.2021.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          Е.Н. Некрасова