ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-25677/2021 от 29.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20217/2022

г. Казань Дело № А65-25677/2021

03 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Коген Казань» – ФИО1, доверенность от 10.08.2021,

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО2, доверенность от 02.12.2020,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022

по делу № А65-25677/2021

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коген Казань» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани, открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коген Казань» (далее – истец, общество «Коген Казань») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее – ответчик, Управление Росреестра по Республики Татарстан) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740кв.м, адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Новостройки.

К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан»; межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области; исполнительный комитет муниципального образования города Казани; открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022, исковые требования удовлетворены.

Управление Росреестра по Республике Татарстан, не согласившись с судебными актами,обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет» и в системе «Картотека арбитражных дел» в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

Общество «Коген Казань» в отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебное заседание, назначенное на 30.06.2022, отложено на 27.07.2022 в порядке статьи 158 АПК РФ.

В судебное заседание Управление Росреестра по Республики Татарстан явку своего представителя не обеспечило, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представители общества «Коген Казань» и общества «РЖД» возражали на доводы кассационной жалобы.

Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции полагает судебные акты подлежащими отмене, дело – направлению на новое рассмотрение исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:50:280529:1, площадью 60 740 кв.м расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Новостройки, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Под здания и сооружения производственного назначения», поставлен на кадастровый учет 21.08.2002, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», границы земельного участка установлены, площадь уточнена, данный объект не является преобразуемым объектом недвижимости.

Сведения о данном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 21.08.2002 на основании межевого дела, подготовленного КУП «Казземпроект», на основании Постановления главы администрации г. Казани от 30.06.1997 № 1221 об отводе земельного участка по ул. Новостройки площадью 6,074 га, занимаемого зданиями и сооружениями производственного назначения Государственному предприятию «Желдорстройиндустрия» Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, Государственного акта на право постоянного (бессрочное) пользования землей от 07.10.1997 № РТ-50-008196.

11.04.2003 постановлением главы администрации г. Казани № 571 Государственному унитарному предприятию «Казанское отделение Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации» предоставлены в аренду сроком на 10 лет земельные участки общей площадью 473,77 га, занимаемые зданиями и сооружениями в зоне границ полосы железной дороги на территории г. Казани.

При этом в пункте 5 постановления главы администрации г. Казани № 571 от 11.04.2003 «О предоставлении Государственному унитарному предприятию «Казанское отделение Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации» земельных участков на территории г. Казани» указано, что признается утратившим силу Постановление главы Администрации г. Казани от 30.06.1997 № 1221 «Об отводе государственному предприятию «Желдорстройиндустрия» Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации земельного участка по ул. Новостройке».

13.12.2003 в постановление главы администрации г. Казани от 11.04.2003 № 571 внесены изменения постановлением главы администрации г. Казани № 2184, согласно которому общая площадь предоставленного в аренду земельного участка составляет не 473,77 га, а 471,46 га.

Сведения о данном земельном участке, предоставленном Государственному унитарному предприятию «Казанское отделение Горьковской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации» в аренду сроком на 10 лет, занимаемым зданиями и сооружениями в зоне границ полосы железной дороги на территории г. Казани как об участке в зоне границ полосы железной дороги на территории г. Казани с разрешенным использованием «под объекты железнодорожного транспорта» внесены в ЕГРН 22.07.2005 под кадастровым номером 16:50:000000:34.

В тот же день, 22.07.2005 на основании распоряжения от 21.07.2005 № 154-р между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Татарстан (далее- арендодатель) и ОАО «РЖД» (далее – арендатор) заключен договор аренды от 22.07.2005 № 05-10з, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:0034 площадью 4 712 729 кв. м в зоне границ полосы железной дороги на территории г. Казани для использования в целях – под объекты железнодорожного транспорта. Срок аренды земельного участка с 01.08.2005 по 31.07.2054.

Согласно выписке из ЕГРН от 03.08.2012 земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:0034 площадью 4 712 729 кв. м. имеет 27 частей с учетными номерами части, находится в аренде у ОАО «РЖД».

04.08.2014 ОАО «РЖД» передало часть земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:0034 ориентировочной площадью 59 791 кв. м. в субаренду открытому акционерному обществу «РЖДстрой» в целях, не связанных с капитальным строительством (реконструкцией) объектов недвижимости, а также с деятельностью по приему, заготовке, складированию и переработке лома черных и цветных металлов, – для эксплуатации производственных объектов, указав в договоре, что на арендуемом земельном участке расположено 49 объектов, субарендатор использует земельный участок с 21.05.2007.

28.08.2020 акционерное общество «РЖДстрой» (продавец, далее – АО «РЖДстрой») продал обществу «Коген Казань» (покупатель) по договору № ФИМ-2020-15-КП купли-продажи недвижимого и неотъемлемого движимого имущества, находящегося в собственности АО «РЖДстрой» 47 объектов недвижимого имущества, а также движимое имущество – трансформаторы.

При этом в пункте 2.4 названного договора указано, что продавец уведомляет покупателя о размещении в пределах границ земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, являющиеся предметом сделки купли-продажи, объекта гражданской обороны – отдельно стоящего бомбоубежища площадью 133 кв.м., не принадлежащего продавцу. Указанный объект гражданской обороны ограничен в обороте на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Постановление № 57),и принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД»

Из письма Управления Росреестра по Республики Татарстан в адрес ОАО «РЖД» от 26.02.2021 № 14-25/05643-э следует, что в ответ на обращение ОАО «РЖД» от 19.02.2021 (вх.№ 0355-ю-э от 24.02.2021) по вопросу снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:50:280529:1, площадью 60 740 кв.м, уполномоченный государственный орган сообщил, что его снятие в соответствии с частью 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ? Закон № 218-ФЗ), пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, невозможно, поскольку в его пределах располагается объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:000000:7754.

19.05.2021 между ОАО «РЖД» и обществом «Коген Казань» заключен договор субаренды части земельного участка № ЦРИ/04/СА/5138/20/001465 в соответствии с которым истец принял на себя право использовать часть земельного участка площадью 59 791 кв. м с кадастровым номером 16:50:000000:34/чзу1 из земель населенных пунктов, имеющий адресный ориентир: <...>. Срок аренды части земельного участка договором субаренды установлен по 31.07.2054.

24.09.2021 ОАО «РЖД» обратилось в Управление Росреестра по Республики Татарстан с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м с кадастрового учета.

Уведомлением от 30.09.2021 № КУВД-001/2021-40121423/1 Управление Росреестра по Республики Татарстан приостановило действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м с учета, указав, что земельный участок не подходит ни под одно из оснований, предусмотренных законом для снятия с кадастрового учета.

Общество «Коген Казань» полагая, что имеются в действующем законодательстве основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 16:50:280529:1 с кадастрового учета, обратилось в арбитражный суд к Управлению Росреестра по Республики Татарстан с настоящими исковыми требованиями.

Общество «Коген Казань» указывает, что одним из оснований отказа снятия с государственного кадастрового учета спорного участка была его связь со строением с кадастровым номером 16:50:000000:7754. В настоящее время данное препятствие устранено: ответчиком произведен учет изменений в отношении указанного строения, связь строения со спорным участком прекращена.

Истец полагает, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м. целиком расположен на части территории земельного участка площадью 59 791 кв.м. с кадастровым номером 16:50:000000:34, субарендатором которого он является с 19.05.2021, спорный земельный участок с кадастровым номером 16:50:280529:1 ничьими правами не обременен, однако существование указанного земельного участка нарушает права истца в распоряжении своим имуществом, поскольку один из банков отказал обществу «Коген Казань» в выдаче кредитных денежных средств под залог недвижимого имущества, расположенного на субарендованном участке.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), действовавшей до 01.01.2017, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ.

В соответствии с названной нормой, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Таким образом, положениями Закона № 221-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823.

В силу части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Порядок снятия с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943.

Однако спорный земельный участок не может быть снят с кадастрового учета в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, поскольку, как указывалось выше, в реестре имеются сведения о расположении в пределах названного участка объекта недвижимости.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 306-КГ18-16823 отмечено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Между тем, в рамках настоящего дела ни общество «Коген Казань», ни общество «РЖД» не оспаривали действия (бездействия) Управления Росреестра по Республики Татарстан по вопросу постановки земельного участка на кадастровый учет, осуществленных позднее снимаемого с учета спорного земельного участка; указанными лицами также не оспаривались и действия уполномоченного органа по отказу в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.

В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения дела, не признаны незаконными, возложение на него как на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.

Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявления субарендатора на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости по мотиву частичного наложения субарендуемого им земельного участка на спорный земельный участок, не является само по себе основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, являющегося федеральной собственностью.

На протяжении всего спора в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции (апелляционная жалоба), а также в доводах кассационной жалобы Управление Росреестра по Республики Татарстан заявляло о невозможности снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета, поскольку на нем располагается объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:000000:7754.

Ранее аналогичное обращение арендатора земельного участка – общества «РЖД», Управлением Росреестра по Республики Татарстан было оставлено без удовлетворения.

Однако общество «РЖД» спорную ситуацию не разрешило, действия Управления Росреестра по Республики Татарстан по отказу в снятии земельного участка не оспорило, передало право аренды на указанную часть земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:34 истцу по договору субаренды части земельного участка от 19.05.2021, как собственнику объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:34, фактически создав неопределенность в отношении прав владения указанной частью земельного участка и предпосылки для нового спора с участием субарендатора земельного участка.

Между тем, из материалов дела следует, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м по адресу: Республика Татарстан, г. Казань. Кировский район, ул. Новостройки, располагался объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:000000:7754, послуживший основанием для отказа арендатору в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.

Однако данному обстоятельству с учетом доводов общества «Коген Казань» о том, что в настоящее время данный объект снят с кадастрового учета на земельном участке 16:50:280529:1 и поставлен на кадастровый учет в пределах земельного участка 16:50:000000:34 (единое землепользование), судами оценка не дана.

Из представленной на обозрение суда кассационной инстанции выписки из ЕГРН по состоянию на 06.10.2021 следует, что объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:000000:7754 представляет собой кирпичное здание ТП-8 ст. Юдино площадью 99,4 кв.м., 1971 года строительства, принадлежит на праве собственности обществу «РЖД», располагается в пределах земельных участков 16:50:000000:34, 16:50:000000:1013.

Между тем этим обстоятельствам, а также обстоятельствам правомерности снятия объекта недвижимости с кадастровым номером 16:50:000000:7754 с одного земельного участка и постановки его на кадастровый учет в пределах другого участка, с учетом обстоятельств возникшего спора судами оценка не дана.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка.

Обращаясь с настоящим иском, истец утверждает, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м. целиком расположен в пределах арендуемой им с 19.05.2021 части земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:34 площадью 59 791 кв.м., которую до него у общества «РЖД» в такой же части арендовало АО «РЖДстрой».

Между тем, материалы дела, в том числе реестровое дело 16:50:000000:34 не содержат сведений о формировании из землепользования 16:50:000000:34 части с кадастровым номером 16:50:000000:34/чзу1 площадью 59 791 кв.м. и постановке на государственный кадастровый учет такой части земельного участка. В государственном кадастре недвижимости такие сведения также отсутствуют, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН. Описание указанной части земельного участка 16:50:000000:34/чзу1, позволяющее индивидуализировать образованную часть участка площадью 59 791 кв.м., ее параметры (длина, ширина, ориентиры, расстояние до них, или например расстояние от границы части участка до расположенного на нем здания, сооружения или других ориентиров), или межевой план, содержащий такие сведения, материалы дела не содержат. В связи с чем выводы судов, согласившихся с доводами истца о наложении земельного участка 16:50:280529:1 площадью 60 740 кв.м. на часть земельного участка 16:50:000000:34 площадью 59 791 кв.м., нарушением таким наложением прав истца, и возможность устранения такого нарушения только путем возложения на уполномоченный орган обязанности снять такой участок с кадастрового учета, являются преждевременными. При том имеющейся разнице в площадях названных участков, свидетельствующей о возможности нарушения прав иных лиц, в части оставшейся площади, с учетом того, что судами не установлено фактическое местоположение остальной части земельного участка (за пределами, превышающими площадь 59 791 кв.м.), оценка судами не дана.

Поскольку в результате снятия с кадастрового учета земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот, исключение Управлением Росреестра по Республики Татарстан сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости лишает собственника возможности распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, а также расположенным на нем объектом.

В связи с этим судами подлежали оценке и установлению обстоятельства, связанные с возможностью нахождения на спорном земельном участке объекта гражданской обороны, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги» утвержден Перечень объектов имущества общества «РЖД», внесенных в уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и залог, в состав которых включены также объекты гражданской обороны, в том числе убежища (подпункт 2 пункта 7 Перечня).

Суду кассационной инстанции представлены на обозрение документы, из которых следует, что в границах части земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:34 площадью 59 791 кв.м. расположен объект гражданской обороны – отдельно стоящее бомбоубежище площадью 133 кв.м., которое находится в собственности ОАО «РЖД», о чем АО «РЖДстрой» (продавец имущества) извещает общество «Коген Казань» (покупателя имущества) при заключении сделки купли-продажи имущества от 28.08.2020 в пункте 2.4 названного договора.

Сведений об обстоятельствах существования и постановки названного объекта защитного сооружения на кадастровый или технический учет на момент предоставления земельного участка ОАО «РЖД», фактическом расположении указанного объекта в материалах дела не имеется.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанций, не получили и не дали оценку совокупности всех доказательств, их содержанию, признали доказанным факт наложения земельных участков, служащий основанием для удовлетворения иска.

При этом суды не приняли во внимание, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (далее - Закон № 153-ФЗ), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 16:50:280529:1 является ранее возникшим правом в силу действовавшего Закона № 153-ФЗ, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 № ГКПИ00-1204.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание утратившим силу федерального закона, или решения уполномоченного органа, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 153-ФЗ, размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (далее - Правила № 611).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 611, в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей не общего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Законом № 221-ФЗ.

При этом границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

В силу изложенного суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

При новом рассмотрении суду следует проверить доводы Управления Росреестра по Республики Татарстан с учетом указанных выше положений, содержащихся в настоящем постановлении, определить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании, в том числе требований и возражений иных лиц, участвующих в деле, обязать Росимущество, которое на протяжении всего спора, не обеспечило явку своего представителя и не высказало свою правовую позицию по спорной ситуации, с учетом возложенных на него полномочий по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, представить пояснения, принять законный и обоснованный судебный акт.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А65-25677/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина

Судьи С.Ю. Муравьев

В.А. Карпова