ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-26792/17 от 19.12.2017 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 декабря 2017 года                                                                                  Дело №А65-26792/2017

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное)

на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2017 года по делу  № А65-26792/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.), рассмотренное в порядке упрощенного производства

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Набережные Челны,

к обществу с ограниченной ответственностью ТК «АвтоЭволюция» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Набережные Челны,

о взыскании штрафных санкций,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ТК «АвтоЭволюция» (далее – общество, ООО ТК «АвтоЭволюция») о взыскании штрафных санкций (л.д.3-4).

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.10.2017 по делу №А65-26792/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.24).  

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что у суда не было оснований для отказа во взыскании штрафных санкций по причинам нарушения процедуры привлечения страхователя к ответственности, так как Управление действовало в соответствии с нормами Закона № 27-ФЗ. Сумма штрафа ответчиком уплачена не была. В связи с чем 10.08.2017 Управление ПФ РФ обратилось в Арбитражный суд РТ с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Исковое заявление подано в суд с соблюдением установленного шестимесячного срока (01.06.2017-15.08.2017).

С учетом изложенного, считает, что для отказа в удовлетворении иска о взыскании суммы штрафа в судебном порядке, у суда первой инстанции не имелось (л.д.28-29).

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 08.07.2016 ООО ТК «АвтоЭволюция» представило в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2016 года, по сроку до 10.06.2016.

На основании данного факта Пенсионным фондом составлен акт №013S18160008073 от 31.08.2016 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.5).

По итогам рассмотрения акта №013S18160008073 от 31.08.2016 Пенсионным фондом принято решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете №013S19160007183 от 10.10.2016, в соответствии с которым ООО ТК «АвтоЭволюция» привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учете за май 2016 года в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д.8).

Требованием об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №013S01160390373 от 15.11.2016 обществу предложено в добровольном порядке в установленный срок уплатить штрафные санкции в вышеуказанной сумме (л.д.10).

Поскольку в добровольном порядке указанное выше требование исполнено не было, Пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлена обязанность страхователя своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 №41142).

В силу части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Судом первой инстанции установлено, что Пенсионным фондом в ходе проверки  правильности, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, установлено, что обществом сведения по телекоммуникационным каналам связи за май 2016 года по форме СЗВ-М в срок до 10.06.2016 не были представлены, сведения представлены с нарушением установленного срока - 08.07.2016 в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается электронным реестром поступления документов от страхователя.

В связи с выявленным нарушением Пенсионным фондом составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.08.2016 №013S18160008073.

Акт с указанием времени и места рассмотрения акта направлен обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

По результатам рассмотрения акта, Управлением ПФР принято решение от 10.10.2016 №013S19160007183 о применении к обществу финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо х 500 руб. = 500 руб.).

Решение получено представителем общества по доверенности и направлено по почте обществу.

Для уплаты суммы штрафа обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении Пенсионным фондом направлено требование от 15.11.2016 № 0I3S01160390373 с указанием срока оплаты до 31.01.2017.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В связи с неисполнением требования об уплате штрафа Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением от 30.03.2017 о выдаче судебного приказа на взыскание с общества штрафных санкций.

Указанное заявление поступило в Арбитражный суд Республики Татарстан 27.04.2017, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного для обращения в суд (с 31.01.2017 по 27.04.2017).

16.05.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан выдан судебный приказ № А65-10794/2017 о взыскании с ООО ТК «АвтоЭволюция»» штрафных санкций в размере 500 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.06.2017 № А65-10794/2017 выданный 16.05.2017 судебный приказ о взыскании с общества суммы штрафа отменен в связи с поступлением от него возражений.

Сумма штрафа обществом не была уплачена.

Согласно части 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

10.08.2017 Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с общества суммы штрафа.

Данное исковое заявление принято почтой 15.08.2017, что подтверждается и штампом Арбитражного суда Республики Татарстан о получении в конверте с датой отправки от 15.08.2017 в исковом заявлении.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступающей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции Управление Пенсионного фонда вправе было обратиться в арбитражный суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.

Как указывалось выше, обществу предложено было уплатить сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 31.01.2017, следовательно, последний день подачи заявления в суд в соответствии с установленным законом сроком о взыскании штрафа - 31.07.2017.

Пенсионный фонд, в свою очередь, обратился с заявлением в арбитражный суд лишь 21.08.2017, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением после истечения срока исполнения требования об уплате.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления Пенсионным фондом в суд не заявлено.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Пенсионного фонда, изложенный в апелляционной жалобе, что основанием пропуска срока для подачи заявления в суд послужила подача заявления на выдачу судебного приказа.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что 16.05.2017 Арбитражный суд Республики Татарстан по делу №А65-10794/2017 выдан судебный приказ на взыскание штрафа за указанное правонарушение, а 01.06.2017 определением Арбитражного суда Республики Татарстан данный судебный приказ отменен и суд указал Пенсионному фонду на возможность заявить данное требование в порядке искового производства.  

Установленный законодательством срок для обращения с заявлением в суд (шесть месяцев) является достаточным для подготовки и направления в суд необходимой документации, и является пресекательным.

Суд апелляционной инстанции также не усматривает уважительных причин, не зависящих от воли Пенсионного фонда и послуживших препятствием к подготовке и подаче заявления в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Подача Пенсионным фондом заявления на выдачу судебного приказа не свидетельствует о невозможности подачи заявления в установленный законом срок.

Пенсионным фондом не представлено доказательств невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок (с 01.06.2017 (отмена судебного приказа) по 31.07.2017).

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции считает, что срок предъявления требования у Пенсионного фонда истек и ходатайство о восстановлении срока не заявлено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.

По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 октября 2017 года по делу  № А65-26792/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                В.Е. Кувшинов