ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27078/18 от 13.02.2019 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 февраля 2019 года                                                                          Дело № А65-27078/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  13 февраля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2019 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчиков – не явился, извещен,

от третьего лица -  не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 года по делу №А65-27078/2018 (судья Кириллов А.Е.),

по заявлению ФИО1, <...>

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны <...>

о признании недействительной записи, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (далее - ответчики) с требованием о признании недействительной записи, внесенной 23.08.2017г. в ЕГРИП, за государственным регистрационным номером 417169000712653 о регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) в связи с окончанием срока действия документа на право проживания в Российской Федерации, признании ошибочной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>; об обязании аннулировать записи за государственным регистрационным номером 417169000712653 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и приведении записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО2 в соответствие с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2018 уточненное заявление ФИО1 удовлетворено. Суд решил признать незаконной запись Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, внесенную 23.08.2017 в ЕГРИП, за государственным регистрационным номером 417169000712653 о регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) в связи с окончанием срока действия документа на право проживания в Российской Федерации, обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан аннулировать запись за государственным регистрационным номером 417169000712653 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе указывает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно применены нормы закона, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае ст. 85 Налогового кодекса РФ не подлежит применению.

Также податель жалобы указывает, что обязанность по предоставлению сведений об изменении вида и данных документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, к которым относятся разрешение на временное проживание и вид на жительство, возлагается именно на заявителя.

ФИО1 представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 29.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение суда отменить.       

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей следует, что ФИО1 является иностранным гражданином, документом, подтверждающим его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, является вид на жительство в Российской Федерации, который выдан УФМС России по РТ 24.08.2012, сроком действия до 23.08.2017 серия 82 №0029669. Дата прекращения деятельности в связи с окончанием действия документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, указана: 23.08.2017.

При этом, в срок до 23.08.2017, ФИО1 в установленный срок с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган с приложением документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не обращался.

Уведомления и решения МРИ ФНС № 18 о принятии решения по вопросу исключения ИП из ЕГРИП заявителем не получены и по адресу регистрации не поступали.

Заявитель по делу указал на то, что 16.05.2017 УФМС России по г. Казани ФИО1 продлен срок действия вида на жительство до 23.08.2022. УФМС по г. Казани внесена соответствующая запись о продлении срока действия вида на жительство в документ ВНЖ 82 №0029669 до 23.08.2022.

Статьей 1 Закона № 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Согласно подпункту «и» пункта 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином, в государственный реестр вносится вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Такими документами, подтверждающими право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», являются разрешение на временное проживание и вид на жительство.

Заявитель в суде первой инстанции пояснил, что после обращения в налоговый орган с целью восстановления государственной регистрации, ответчик указал не невозможность восстановления записи, в связи с чем ФИО3 М.З.О. повторно зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>.

Запись внесена на основании заявления ФИО2 О. о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Управление ФНС России по Республике Татарстан посчитав, что в связи с не предоставлением до 23.08.2017 иностранным гражданином ФИО3 М.З.О. (ИНН <***>) заявления по форме Р24001 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащим сведения о документе, подтверждающем право временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, в ЕГРИП за ОГРН <***>, внесло запись о прекращении деятельности в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в отношении иностранного гражданина ФИО2 О.

Удовлетворяя заявленные в соответствии с уточнением требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

 В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», где определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, указанным лицом должна быть представлена копия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации (подпункт "е" пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129 -ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа. Согласно п. 3 ст. 8 закона № 115-ФЗ вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Пунктом 4.1. ст. 8 закона № 115-ФЗ установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной   власти   в   сфере   миграции   осуществляют   обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на 4 жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета.

Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 8 закона № 115-ФЗ установлено, что порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Суд первой инстанции верно указал, что пунктом 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации». Таким образом, органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в РФ, ведут соответствующие государственные реестры таких данных.

Суд первой инстанции правильно указал на положения ст. 85 НК РФ, согласно которым указанные сведения органы миграционного учета обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки. Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Основания и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлены ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ. Приведенный перечень не подлежит расширительному толкованию по усмотрению налогового органа: - принятие предпринимателем решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: - смертью данного лица; - в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) - в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, 5 - в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (п. 6).

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа, государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (п. 11).

Ссылка налогового органа на п. 5 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ правомерно была отклонена судом первой инстанции, поскольку указанная норма права относится к содержанию государственного реестра индивидуальных предпринимателей, но не устанавливает основания для внесения в реестр соответствующих записей о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей.

Суд первой инстанции верно указал на то, что согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу части 6 статьи 7.1 Закона № 210-ФЗ непредставление (несвоевременное     представление) органом  или организацией  по межведомственному    запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. При этом органы ФМС обязаны были предоставить данные сведения в налоговые органы в порядке и сроки, установленные вышеуказанными нормативными актами. Неисполнение (несвоевременное исполнение) органами миграционного учета данной обязанности не может нести каких-либо неблагоприятных последствий для заявителя.

Суд первой инстанции правильно указал, что налоговый орган не имел права требовать с заявителя представления документов и сведений, которые налоговый орган и так должен был получить с другого государственного органа, предоставляющего государственные услуги.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действия налогового органа по внесению в реестр записи о прекращении ФИО3 М.З.О. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя незаконны, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Довод подателя жалобы о том, что обязанность по предоставлению сведений об изменении вида и данных документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, к которым относятся разрешение на временное проживание и вид на жительство, возлагается именно на заявителя, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный, поскольку не опровергает выводов суда первой инстанции о необходимости соблюдения в данном случае регистрирующим органом положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Налогового кодекса Российской Федерации.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом необходимые нормы материального и процессуального права.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 года по делу №А65-27078/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                              Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                             П.В. Бажан

                                                                                                                        Е.Г. Филиппова