ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27410/2021 от 18.04.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 апреля 2022 года Дело № А65-27410/2021

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 января 2022 года по делу № А65-27410/2021 (судья Хасаншин И.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества «КАМАЗ» (ОГРН 1021602013971, ИНН 1650032058), г.Набережные Челны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань о признании недействительным решения,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «КАМАЗ» (далее – ПАО «КАМАЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения № 013S19210011656 от 11.08.2021.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 по делу № А65-27410/2021, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.

Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению Пенсионного фонда, обжалуемое решение является незаконным и необоснованным.

ПАО «КАМАЗ» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ПАО «КАМАЗ» зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда с присвоением № 013-401-003808.

Общество представило в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2019 года в установленный срок 28.10.2019, что сторонами не оспаривается (л.д.49).

01.04.2021 общество направило в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2019 года на одного работника, сведения о котором за указанный период отсутствовали в исходной форме СЗВ-М (л.д.57).

По результатам проведенной проверки представленной отчетности Пенсионный фонд установил факт нарушения предоставления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 01.07.2021 № 013S18210008828.

Указанным актом установлено нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года.

Решение от 11.08.2021 № 013S19210011656 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 № 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция № 766 н).

С 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н).

Согласно пункту 39 Инструкции № 766н, пункту 40 Инструкции № 211н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, право страхователя предоставлять уточненные сведения, предусмотрено как Инструкцией Минтруда России от 21.12.2016 № 766н действовавшей ранее, так и Инструкцией утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 действующей с 27.07.2020.

При этом ни Закон № 27-ФЗ, ни Инструкции не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.

Как установлено судом первой инстанции, общество представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2019 года в установленные Законом № 27-ФЗ сроки, а впоследствии представило дополняющие сведения по форме СЗВ-М на одного работника.

При этом, основанием для представления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) об одном работнике за октябрь 2019 года, послужило решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29.07.2020, вступившего в законную силу 03.12.2020, о восстановлении работника общества в должности с 26.10.2018.

В рассматриваемом случае общество первоначальные сведения представило в установленные сроки, а впоследствии после восстановления работника в должности, самостоятельно обнаружив тем самым не полноту представленных исходных сведений за октябрь 2019 года, до обнаружения их Пенсионным фондом, подало дополнительные сведения.

Принимая во внимание, что ПАО «КАМАЗ» реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных работниках в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции № 211н посредством направления в Пенсионный фонд дополняющих форм СЗВ-М содержащих откорректированные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействительным спорного решения, и правомерно удовлетворил заявление.

Пенсионный фонд в апелляционной жалобе указывает, что при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что общество допустило нарушение положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Указанные доводы, судом апелляционной инстанции отклоняются.

Инструкция № 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции № 211н).

Как указывалось статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.

Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.

Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом № 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.

Апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 Закона № 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции № 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.

Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702 по делу № А04-5748/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Кроме того, аналогичный правовой подход к применению Инструкции № 211н отражен в судебных актах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (от 16.06.201 Ф02-2676/2021 по делу № А19-21121/2020), Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу № А69-243/2021, Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу № А51-19329/2020, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А27-7649/2021, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу № А44-10008/2021, от 10.08.2021 по делу № А13-3152/2021.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений в исходных сведениях не позволяет квалифицировать действия общества как нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Пенсионного фонда о том, что работник был восстановлен в должности судебным актом, вступившим в законную силу 03.12.2020, а сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении указанного работника представлены только 01.04.2021.

Как указано выше, ни Закон № 27-ФЗ, ни Инструкция № 211н не устанавливают каких-либо сроков регулирующих либо ограничивающих страхователя по дате представления дополнительных (уточняющих) сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах. Основанием для освобождения от ответственности в этом случае является только факт того, что указанные дополнительные (уточняющие) сведения представлены страхователем самостоятельно до обнаружения ошибок Пенсионным фондом.

Доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными, так как основаны на неверном толковании норм материального права. Заявленные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 по делу № А65-27410/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья О.А. Лихоманенко