ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27627/14 от 13.04.2015 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

20 апреля 2015 года                                                                       Дело № А65-27627/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  20 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Коммунальные сети Верхнеуслонского района»Мельников Е.А., доверенность от 09.04.2015г. № 4;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан- извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» в лице конкурсного управляющего Акбарова Д.И.

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 января 2015 г. по делу                № А65-27627/2014 (судья Адеева Л.Р.),

по заявлению открытого акционерного общества «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», г.Зеленодольск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконным требования от 07.11.2014г. №РБ-05/17021,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», г.Зеленодольск (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан  с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее - ответчик, УФАС по РТ), о признании незаконным требования от 07.11.2014г. №РБ-05/17021.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что суд неправильно применил нормы материального права и неверно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителяОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

13.11.2014 ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» получено требование УФАС по РТ от 07.11.2014 № РБ-05/17021 о предоставлении антимонопольному органу в срок до 24.11.2014г. информации и документов по деятельности заявителя, осуществляемой им в области водо- и теплоснабжения, которое обосновано проведением контроля за соблюдением заявителем Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», оценки конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения, а также контроля за соблюдением заявителем Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Свое требование о представлении информации и документов ответчик обосновал положением статей 23 и 25 Федерального закона «О защите конкуренции», указав в требовании, что в случае невыполнения заявителем в установленный срок требования или непредставление не в полном объеме затребованной информации и документов, заявитель будет привлечен к административной ответственности по ч.5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Полагая, что оспариваемое требование УФАС по РТ от 07.11.2014 № РБ-05/17021 о предоставлении антимонопольному органу в срок до 24.11.2014г. информации и документов по деятельности заявителя в осуществляемой им области водо- и теплоснабжения нарушает законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.

Согласно подпункту 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС России), ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

В силу п. 11 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган при проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями получает от них необходимые документы и информацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов антимонопольного дела, запрос антимонопольного органа о представлении заявителем документов был сделан в рамках осуществления оценки конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения, а также контроля за соблюдением Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части соблюдения заявителем положений части 12 статьи 13 названного закона.

При этом в запросе УФАС по РТ была указана цель запроса антимонопольного органа.

Судом правильно учтено, что оценка конкурентной среды (определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке) осуществляется не только в рамках рассмотрения дела или заявлении, но и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, в силу п. 10 ст.23 Закона о защите конкуренции.

Обеспечение контроля за экономической концентрацией проводится, в том числе, путем постоянного наблюдения за хозяйственными процессами на товарных рынках, обеспечение которого возможно путем направления соответствующих запросов в адрес хозяйствующих субъектов и периодического определения их положения на том или ином рынке.

Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке товаров, услуг предполагает установлениет ряда обстоятельств, в том числе, доли, занимаемой хозяйствующим субъектом на рынке. Доля хозяйствующего субъекта определяется, как отношение объема товара, услуги, производимой (оказываемой) данным хозяйствующим субъектом к объему товара, услуги, производимый (оказываемой) всеми хозяйствующими субъектами, действующими на рынке.

Таким образом, достоверную и исчерпывающую информацию об объеме товаре услуги произведенной (оказанной) конкретным хозяйствующим субъектом, являющимся участником исследуемого рынка, возможно получить только у данного хозяйствующего субъекта. В этом случае антимонопольный орган не осуществляет проверку всей деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения им антимонопольного законодательства в целом (что делается при проведении плановых или внеплановых проверок), а исследует только те документы и материалы, которые могут дать исчерпывающую информацию, необходимую антимонопольному органу для определения положения (доли) хозяйствующего субъекта, действующего на исследуемом рынке.

Ни антимонопольным законодательством, ни законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не установлено, что антимонопольный орган при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и при определении положения (доли) хозяйствующего субъекта на рынке должен осуществлять плановую или внеплановую проверку деятельности того или иного субъекта в соответствии со статьей 25.1 Закона о защите конкуренции.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установлено, что положения данного закона не применяются при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (п.2 ч.3 ст.1 Закона о защите прав юридических лиц).

В соответствии с п.5.3.1.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 и пунктом 4.1.9 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Федеральная антимонопольная служба,    его   территориальный   орган   осуществляет   контроль   за   соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В рамках государственного контроля за соблюдением организациями положении Закона об энергосбережении антимонопольный орган в рамках предоставленных ему полномочий, устанавливает только те обстоятельства и исследует только те документы и материалы, на основании которых имеется возможность установить соблюдение (или соблюдение) организациями положений Закона об энергосбережении.

В этом случае антимонопольный орган также не осуществляет плановую или внеплановую проверку, а запрашивает соответствующие документы и материалы, по результатам рассмотрения которого устанавливается факт соблюдения (или соблюдение) организациями положений Закона об энергосбережении.

Судом верно указано на то, что сведения (информация), запрашиваемые антимонопольным органом, являются средством, при помощи которого устанавливается обстоятельства, необходимые для принятия антимонопольным органом обоснованного решения, направленного на обеспечение соблюдения требований норм законодательства, контроля исполнения которых возложен на антимонопольный орган.

Возможность истребования антимонопольным органом информации и документов, необходимых ему для исполнения возложенных на него функции и полномочии установлен статьей 25 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций и полномочий. При этом, указанной нормой на хозяйствующие субъекты возложена прямая обязанность по предоставлению в антимонопольный орган запрашиваемой информации, в соответствии с возложенными на него указанным Законом и иными нормативными правовыми актами полномочиями.

В целях ограничения возможности антимонопольного органа запрашивать любую информацию, статьей 25 Закона о защите конкуренции установлено, что требование о представлении информации должно быть мотивированным, запрашиваемые документы и информация должны быть необходимы антимонопольному органу для исполнения возложенных на него полномочий.

Таким образом, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольные органы в соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, вправе запрашивать любую информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций, а хозяйствующие субъекты обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую ему в соответствии c возложенными на него указанным Законом и иными нормативными правовыми актами полномочиями в области антимонопольного регулирования.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой - постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2011г. по делу №А65-13164/2010.

С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст.201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.

Запрос антимонопольного органа о представлении заявителем документов в рассматриваемом случае был сделан в рамках осуществления Татарстанским УФАС России возложенных на него полномочий:

-           по оценке конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения;

-           по контролю за соблюдением Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части соблюдения заявителем положений части 12 статьи 13 названного закона.

В соответствии с ч.21 ст.4 Закона о защите конкуренции экономическая концентрация - это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Исходя из полученных результатов анализа состояния конкуренции, антимонопольный орган может принять решение, направление на демонополизацию рынка (это решения о разделении или реорганизации действующих на рынке субъектов; решения о запрете на совершение сделок по покупке акций, долей иных аналогичных субъектов и т.п.), о подготовке предложений для стимулирования развития конкуренции на рынке и иные решения для поддержания стабильной конкурентной среды.

Необходимость анализа состояния конкуренции (определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке) при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией установлено в п. 10 ст.23 Закона о защите конкуренции.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установлено, что положения данного закона не применяются при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (п.2 ч.3.1 ст.1 названного Закона).

Таким образом, является обоснованным и законным вывод суда, о том, что положения Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля не применяются в случае направления антимонопольным органом запроса о представлении информации, необходимой для анализа состояния конкуренции при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В рассматриваемом случае, действия антимонопольного органа по получению сведений и документов от заявителя не были направлены на рассмотрение какого-либо дела, обращения, а также не осуществлялись в рамках проведения плановых или внеплановых проверок в соответствий со статьей 25.1 Закона о защите конкуренции или Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В запросе Управления было указана конкретная цель запроса антимонопольного органа, а именно «оценка конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения и контроль за соблюдением Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этом случае антимонопольный орган не осуществляет проверку всей деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения им антимонопольного законодательства в целом (что делается при проведении плановых или внеплановых проверок), а исследует только те документы и материалы, которые могут дать исчерпывающую информацию, необходимую антимонопольному органу для определения положения (доли) хозяйствующего субъекта, действующего на исследуемом рынке.

Следует учитывать, что сведения (информация), запрашиваемые антимонопольным органом, являются средством, при помощи которого устанавливается обстоятельства, необходимые для принятия антимонопольным органом обоснованного решения, направленного на обеспечение соблюдения требований норм законодательства, контроль исполнения которых возложен на антимонопольный орган.

У антимонопольного органа отсутствует обязанность при каждом необходимом случае получения информации и документов, необходимых ему для исполнения возложенных на него функции и полномочий, проводить плановые или внеплановые проверки, предусмотренные статьей 25.1 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, статьей 25 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право запроса определенной информации и документов.

Административный регламент по исполнению государственной функции по
проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства,
утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. №340 определяет порядок
проведения антимонопольным органом проверок, предусмотренных статьей 25.1 Закона о
защите конкуренции, которые, как было указано ранее, в данном случае Татарстанским
УФАС России не проводились.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до 01.07.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для. коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» как ресурсоснабжающая организация обязано выполнять, совершать действия по оснащению тех или иных объектов (многоквартирных домов, жилых домов, зданий и т.п.) приборами учета ресурсов, снабжение которыми оно осуществляет, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района» сетям инженерно-технического обеспечения.

Функции по государственному контролю за соблюдением организациями положений Закона об энергосбережении, возложены на антимонопольный орган.

Исходя из изложенного, запрос Татарстанского УФАС России о представлении информации в рамках контроля за экономической концентрацией, в части оценки конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения и в рамках контроля за соблюдением Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части соблюдения заявителем положений части 12 статьи 13 названного закона, направленный в адрес ОАО «Коммунальные сети Верхнеуслонского района», являлся обоснованным.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 января 2015 г. по делу                № А65-27627/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          А.Б. Корнилов