ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
19 октября 2016 года Дело № А65-27807/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан – не явился, извещен,
от УФАС по Республике Татарстан – не явился, извещен,
от ФИО1 – не явился, извещен,
от Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района Республики Татарстан – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Мензелинского м.р. РТ на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2016 года по делу №А65-27807/2015 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований:
ФИО1,
Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района Республики Татарстан,
о признании частично недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан обратился Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным абз.3 предписания УФАС по РТ №06-250/2015 от 10 сентября 2015 года о расторжении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности от 06.07.2006 №32-071-0037, №32-071-0039, №32-071-0036, №32-071-0038.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Мензелинского м.р. РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2016 года по делу №А65-27807/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили письменные пояснения Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района Республики Татарстан на апелляционную жалобу, в которых она просит апелляционный суд, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 30.04.2015 г. №02/259-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе изучения документов, Инспекцией УФАС по РТ установлено, что постановлением руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан № 1390 от 31.12.2014 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ», схемы размещения рекламных конструкций были утверждены лишь 31.12.2014 г., соответственно лица, желающие получить разрешение на установку рекламных конструкций на земельных участках на территории Мензелинского муниципального района РТ, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Мензелинского муниципального района РТ были потенциально лишены данной возможности.
06 июля 2006 года между Финансово-бюджетной и Земельно-имущественной палатой Мензелинского муниципального района РТ и ФИО1 были заключены 4 договора: № 32-071-0037, № 32-071-0039, 32-071-0036, № 32-071-0038 аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, сроком на 49 лет.
Вышеуказанные договора аренды были заключены на основании Постановлений Главы Мензелинского муниципального района Республики Татарстан № 195 от 17.04.2006 «О предоставлении земельного участка», № 196 от 17.04.2006 «О предоставлении земельного участка», № 197 от 17.04.2006 «О предоставлении земельного участка», № 195 от 17.04.2006 «О предоставлении земельного участка».
Усмотрев признаки нарушения Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, предоставленных ООО «Жилсервис» на территории Мензелинского муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 31.07.2015 года №02/543-к было возбуждено дело №06-250/2015.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом было принято решение по делу №06-250/2015 от 10.09.2015г., согласно которому Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.3006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Мензелинского -муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения ответчиком в адрес Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан было выдано предписание об устранении нарушений законодательства, где заявителю предписывалось (в редакции ответчика):
1. Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а именно:
- провести торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласно новым схемам размещения конструкций, утвержденным 31.12.2014.г
- предоставить доказательства расторжения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности № 32-071-0039 от 06.07.2006г., № 32-071-0037 от 06.07.2006г., № 32-071-0038 от 06.07.2006г., №32-071-0036 от 06.07.2006г. с ФИО1.
2. Об исполнении настоящего Предписания Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан сообщить в антимонопольный орган в течение 10 дней со дня его исполнения.
Не согласившись с пунктом 3 предписания УФАС по РТ №06-250/2015 от 10 сентября 2015 года, заявитель обратился в суд с настоящим уточненным заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В рилу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее -рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах {и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (Письмо ФАС России «О разъяснении отдельных положений статьи 19 ФЗ «О рекламе» от 22.08.2013г. №АД/327/13).
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 30.04.2015 г. №02/259-пр УФАС по РТ была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе изучения документов, Инспекцией УФАС по РТ установлено, что постановлением руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан № 1390 от 31.12.2014 г. «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ», схемы размещения рекламных конструкций были утверждены лишь 31.12.2014 г., соответственно лица, желающие получить разрешение на установку рекламных конструкций на земельных участках на территории Мензелинского муниципального района РТ, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Мензелинского муниципального района РТ были потенциально лишены данной возможности.
В соответствии с представленной Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ Справкой № 85 от 21.05.2015 г., в городе Мензелинске установлено 19 рекламных конструкций, из которых 4 получили разрешения на установку рекламных конструкций, а 15 рекламных конструкций в экстренном порядке были построены в 2010 г. к Чемпионату мира по парашютному спорту фирмой ОOO «Жилсервис».
Правоустанавливающих документов, подтверждающих выдачу Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ разрешений на размещение 15 рекламных конструкций, а также договоров на установку и эксплуатацию 15 рекламных конструкций ООО «Жилсервис» не представлено. Данные конструкции не демонтированы.
В соответствии с предоставленными Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ документами, в городе Мензелинске действуют договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности № 32-071-0039 от 06.07.2006 г., № 32-071-0037 от 06.07.2006 г., № 32-071-0038 от 06.07.2006 г., № 32-071-0036 от 06.07.2006 г., с ФИО1.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», УФАС по РТ на основании приказа от 31.07.2015 года №02/543-к было возбуждено дело №06-250/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, предоставленных ООО «Жилсервис» на территории Мензелинского муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с предоставленными Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района РТ документами, между Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палатой Мензелинского муниципального района РТ и ФИО1 от 06 июля 2006 г. заключены договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности № 32-071-0039, № 32-071-0037, № 32-071-0038, № 32-071-0036 «под размещение рекламного щита» без проведения процедуры торгов. Срок аренды установлен с 01 июля 2006 г. по 30 июня 2055 г.
В силу части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», действующей с 01.07.2008 года, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
При этом договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды, и законодательство Российской Федерации о рекламе не предполагает заключения договора аренды для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-Ф3 «О рекламе».
Названными нормами законодательства о рекламе не предусмотрено, что земельные участки под размещение рекламных конструкций предоставляются в аренду. В этом случае заключается исключительно лишь договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Право на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций возникает после заключения указанного договора.
Кроме того, с 01.03.2015 года вступила в силу глава V.6 Земельного кодекса РФ - использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Статья 39.33 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с указанной статьей, использование земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
При этом, в разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» предусматривает с 01.07.2008 года единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По смыслу положений части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.
Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить ее установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее даты выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» в действующей редакции по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и; гражданского законодательства.
Как следует из положений части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», срок разрешения привязан к сроку действия договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Возможность пролонгации выданного разрешения Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» не предусмотрена.
Также в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» отсутствуют положения, допускающие пролонгацию договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, в случае заключения нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо проведение торгов и выдача нового разрешения.
Рынок распространения наружной рекламы законодательно определен в качестве самостоятельного объекта регулирования и является конкурентным, в связи с чем, часть 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» предусматривает с 01.07.2008 года единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона №135-Ф3 конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством выдачи и пролонгации разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, либо заключенных без проведения обязательной процедуры торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» следует: что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Мензелинского муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан на основании указанного решения было выдано предписание прекратись нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
- провести торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласно новым схемам размещения рекламных конструкций, утвержденным 31.12.2014г.
- предоставить доказательства расторжения договоров аренды земельных участков находящихся в государственной собственности № 32-071-0039 от 06.07.2006 г., № 32-071-0037 от 06.07.2006 г., № 32-071-0038 от 06.07.2006 г., № 32-071-0036 от 06.07.2006 г., с ФИО1.
От третьих лиц ФИО1 и Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района РТ поступили отзывы на заявление, в которых они требования заявителя признают в полном объеме поясняют, что: «в предписании УФАС № 06-250/2015 от 10.09.2015г. Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан вменяется нарушение ч.5.1. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе», трактующая, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суд первой инстанции правомерно посчитал, что часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ, из чего следует, что на момент заключения договоров аренды данного требования в законодательстве о рекламе не было. Согласно ст.422 ГК условия договоров аренды № 32-071-0037, № 32-071-0039, № 32-071-0036, № 32-071-0038 сохраняют силу.
Кроме того представитель Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палаты Мензелинского муниципального района РТ в отзыве не заявление отметил, что в соответствии с действующим на тот период законодательством 14 марта 2006г. органами местного самоуправления было дано извещение в районной газете «Мензеля» о реализации вышеуказанных земельных участков. Доступ к информации был свободный и общедоступный, что позволяло лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков, подать заявление. Однако от иных лиц заявок не поступало, о чем подтверждается справкой, выданной отделом земельно-имущественных отношений ФБ и ЗИП Мензелинского района №119 от 10.0.42006г., ввиду чего договоры были заключены с единственным заявителем гр. ФИО1
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал, что антимонопольный орган пришел к правильному выводу, что Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части несвоевременного утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Мензелинского муниципального района РТ и непроведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, предоставленных ООО «Жилсервис» на территории Мензелинского муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольный орган доказал, что предоставление в аренду указанных выше земельных участков ФИО1 произошло с нарушением требований, установленных законом.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 марта 2016 года по делу №А65-27807/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.М. Рогалева