ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-28494/20 от 26.04.2021 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

28 апреля2021 года                                                                              Дело № А65-28494/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

при участии:

от Акционерного общества «ТГК-16» - представителей Галимова И.В. (доверенность от 11.01.2021 №1-Д), Мухамадярова Л.Р. (доверенность от 11.01.2021 № 3-Д),

от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – представителей Зарипова Р.Р. (доверенность от 11.01.2021 № 3/14-21), Царевой Н.В. (доверенность от 11.01.2021 № 1/14-21),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам и Акционерного общества «ТГК-16»  

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2021 года по делу № А65-28494/2020 (судья Гилялов И.Т.),       

по заявлению Акционерного общества «ТГК-16», г. Казань, (ОГРН 1101690011532, ИНН 1655189422)

к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443)

о признании незаконными бездействия, действия по возврату документов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ТГК-16» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - ответчик, Комитет по тарифам):

- о признании незаконным бездействия, выраженного в не установлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год;

- о признании незаконным действия по возврату документов АО «ТГК -16» об установлении тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год;

- обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «ТГК» и открыть тарифное дело об установлении тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год.

В суд первой инстанции от заявителя поступило ходатайство об уточнении предмета заявленных требований в части желаемого способа устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, АО «ТГК-16» просило обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «ТГК-16» путем установления в течение двадцати дней со дня принятия судебного акта нормативного правового акта об установлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный-2» на 2020 год со сроком начала действия с 28.10.2020 г.

Судом в отсутствие возражений ответчика ходатайство удовлетворено, изменение предмета заявленных требований в данной части принято в указанной редакции.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2021 года заявление удовлетворено частично, признаны незаконными действия Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по возврату документов АО «ТГК -16» об установлении тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «ТГК-16», г.Казань, (ОГРН 1101690011532, ИНН 1655189422) путем открытия в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу тарифного дела по установлению тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год и в установленном порядке принять соответствующее решение по установлению тарифов.

В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2021 года по делу № А65-28494/2020 в части отказа в признании незаконным бездействия, выраженного в не установлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год. В отмененной части принять новый судебный акт о признании незаконным бездействия, выраженного в не установлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год. Дополнить абзац 4 резолютивной части решения суда после слов: "... принять соответствующее решение по установлению тарифа" словами: "..., распространив его действие на правоотношения, возникшие с 28 октября 2020 года". Общество полагает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, выраженное в неустановлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год.

Также, Общество в жалобе выражает несогласие с выводами суда, обязавшего Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «ТГК-16», г.Казань, путем открытия в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу тарифного дела по установлению тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год и в установленном порядке принять соответствующее решение по установлению тарифов, указывая, что отсутствует указание на немедленное исполнение, не указан срок начала действия решения по установлению тарифа.

Кроме того, с апелляционной жалобой обратился Комитет по тарифам, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2021 года по делу № А65-28494/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Комитет полагает, что его действия по возврату документов Обществу, не противоречат закону, заявление АО «ТГК-16» не соответствовало статусу «Предложение об установлении цен (тарифов), поскольку необходимые материалы, прилагаемые к указанному заявлению представлены в нарушение п.16 Правил  №1075, не в полном объеме.

В материалы дела от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу Комитета по тарифам, в котором АО «ТГК-16» просит суд апелляционной инстанции апелляционную жалобу Комитета по тарифам оставить без удовлетворения как необоснованную.

От Комитета по тарифам также поступил отзыв на апелляционную жалобу АО «ТГК-16», в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции апелляционную жалобу АО «ТГК-16» оставить без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя свою апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить. В удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по тарифам просили отказать.

Представители Комитета по тарифам в судебном заседании апелляционного суда свою апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить. В удовлетворении апелляционной жалобы АО «ТГК-16»просили отказать.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по тарифам с заявлением от 28.09.2020 № 101/4083 об установлении тарифов на тепловую энергию потребителям Зеленодольского муниципального района на 2020 год с приложением документов. Письмом от 09.10.2020 (исх. № СП-20/4793/2020) Комитет по тарифам возвратил документы об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год. Заявление Общества об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год Комитетом по тарифам не рассмотрено.

Полагая незаконными бездействие Комитета по тарифам в не установлении тарифа на поставку тепловой энергии на 2020 год и действия Комитета по тарифам по возврату документов об установлении тарифов на поставку тепловой энергии на 2020 год, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Частью 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно п. 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) входят установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктами 1.1, 4.2 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468, Комитет по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.), в том числе в сфере теплоснабжения, на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования).

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил регулирования установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования производится в соответствии с Регламентом; открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.

Согласно пункту 13 Правил регулирования регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Из п. 15 Правил регулирования следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.

Согласно подп. «а» п. 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Пунктом 24 Правил регулирования установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.

Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется Регламентом (п. 25 Правил регулирования).

Приказом Федеральной службой по тарифам от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2013 № 28979) (далее - Регламент). Из п. 1 Регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.

В силу п. 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 данного Регламента.

Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (п. 11 Регламента).

Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов) (пункт 12 Регламента).

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что для обращения в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов регулируемая организация должна владеть на законном основании имущественным комплексом и осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения, то есть иметь договорные отношения с потребителями, получающими тепловую энергию как услугу. В случае поступления заявления об утверждении тарифа регулирующий орган в течение 10 дней обязан открыть тарифное дело, либо отказать в рассмотрении предложений об установлении тарифа. Отказ в установлении тарифа по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования и Регламентом, не допускается.

Из материалов дела следует, что в ответ на заявление Общества об установлении тарифов на тепловую энергию потребителям Зеленодольского муниципального района на 2020 год, поступившее 28.09.2020 в Комитет по тарифам, последний письмом № СП-20/4793/2020 от 09.10.2020 сообщил Обществу о принятом решении о возврате документов об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год, ссылаясь на то, что Обществом не представлены правоустанавливающие документы на сети теплоснабжения, расположенные в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ЖК «Радужный-2», а также не представлен договор на передачу тепловой энергии с ООО «РСК» в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ЖК «Радужный-2».

Вместе с тем, положенный в обоснование правомерности действий по возврату документов довод Комитета по тарифам о непредставлении Обществом правоустанавливающих документов на сети теплоснабжения, расположенные в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в ЖК «Радужный-2» суд первой инстанции признал необоснованным, указав, что  указанные сети теплоснабжения Обществом для осуществления регулируемой деятельности не используются, к тому же Общество не является ни владельцем или собственником данных сетей теплоснабжения. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Во исполнение требований пунктов 15 и 16 Правил Обществом представлено в Комитет по тарифам заявление об установлении тарифов на тепловую энергию, правоустанавливающие документы на источник теплоснабжения Казанская ТЭЦ-3, договор поставки тепловой энергии с Эксплуатационной инструкцией (оперативное соглашение) на снабжение тепловой энергией в горячей воде, подписанное поставщиком – Обществом, теплосетевой организацией – ООО «РСК», которому принадлежат спорные сети теплоснабжения, и потребителем – ООО «УК Жилсервис», которой урегулированы вопросы режима потребления тепловой энергии и порядок взаимодействия поставщика тепловой энергии, теплосетевой организации и потребителя (приложение № 8 к данному договору).

Как установлено судом, тепловая энергия производится Обществом на Казанской ТЭЦ-3 и транспортируется по тепловым сетям, принадлежащим ООО «РСК», который проложен от Казанской ТЭЦ-3 до ЖК «Салават Купере» города Казани. От указанного трубопровода сделано ответвление на территорию Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново ЖК «Радужный-2». При этом, постановлением Комитета по тарифам от 18.12.2019 № 6-141/тп ранее уже была утверждена плата за технологическое присоединение к тепловым сетям ООО «РСК» двух жилых домов ЖК «Радужный-2». Как следует из экспертного заключения, размещенного на официальном сайте Комитета по тарифам, ООО «РСК» была предоставлена документация, подтверждающая строительство тепловых сетей и подключение объектов ЖК «Радужный-2».

Кроме того, исходя из положений п. 16 (1) Правил регулирования, при установлении цен (тарифов) для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае установления тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), документы, указанные в подпунктах «и» и «к» пункта 16 Правил (в том числе договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии), не представляются. Следовательно, непредставление Обществом договора на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «РСК» до потребителей с.п. Осиново (ЖК «Радужный-2») в рамках указанного тарифного дела, на которое ранее организации тарифы не утверждались, основано на нормах действующего законодательства и также не могло являться основанием для возврата документов об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год.

С учетом указанных обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд пришел к выводу, что Обществом в адрес Комитета по тарифам представлен необходимый и достаточный пакет документов в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования, требуемых для открытия дела об установлении тарифа. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Приведенная ответчиком в обоснование принятия им не предусмотренного Регламентом решения о возврате документов об установлении тарифов на тепловую энергию ссылка на письмо Федеральной службы по тарифам от 11.06.2014 № СЗ-6425/5 судом отклонена, поскольку, во-первых, данный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату его издания, во-вторых, не предусматривает возможность возврата документов без вынесения решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда относительно неправомерности действий ответчика по возврату   Обществу документов об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год, отмечает, что   в силу норм  п.11 Регламента основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным Регламентом, принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.  Однако законное  основание для возврата представленных документов, ответчиком  не доказано и материалами дела не подтверждено. Тогда как, в соответствии с п. 11 Регламента принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по основанию непредставления документов не допускается.   Также, в соответствии с  п.20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в  случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.     В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет соответствующие доводы апелляционной жалобы Комитета по тарифам о законности его действий по возврату документов.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что заявителем представлены все необходимые документы для установления тарифов на 2020 год, в отсутствие иных оснований для отказа в рассмотрении предложений об установлении тарифов и для отказа в открытии дела об установлении тарифа, суд пришел к верному выводу, что действия ответчика, выразившиеся в возврате документов АО «ТГК -16» об установлении тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год, не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем оспариваемые действия подлежат признанию незаконными.

В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В рассматриваемом случае восстановление нарушенных прав заявителя возможно путем обязания ответчика открыть в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу тарифного дела по установлению тарифов на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год и в установленном порядке принять соответствующее решение по установлению тарифов.

В части требования о признании незаконным бездействия, выраженного в не установлении обществу тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год суд пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, по заявлению Общества от 28.09.2020 года №101/4083 об установлении тарифов и приложенным документам, Комитетом были совершены действия по возврату  представленных Обществом документов.

Суд верно посчитал, что данное требование общества  о признании незаконным бездействия, выраженного в не установлении обществу тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020,  является необоснованным и выходит за рамки понятия термина «бездействие», поскольку под этим термином понимается полное игнорирование органом государственной власти обращения (заявления) организаций или граждан.

В соответствии с п. 12 Регламента результатом рассмотрения представленных заявителем документов и материалов является осуществление в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов) либо открытие тарифного дела, либо принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов.

Тем самым, действующим правым регулированием не предусмотрено, что результатом рассмотрения представленных заявителем документов и материалов должно быть сразу установление тарифов. Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования в порядке, предусмотренном Правилами регулировании и Регламентом по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов.

Судом сделан вывод о том, что ответчиком неправомерного бездействия по не установлению Обществу тарифа на поставку тепловой энергии на этапе рассмотрения в 10-дневный срок поступивших от Общества документов не допущено, требование заявителя в данной части не основано на нормах действующего законодательства.

В связи с изложенным судом также сделан верный вывод, что основания для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия ответчика, выраженного в не установлении Обществу тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год, отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о  наличии оснований для частичного удовлетворения требований Общества.

Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются апелляционным судом.

Основания для удовлетворения  требований Общества  о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в неустановлении АО «ТГК-16» тарифа на поставку тепловой энергии потребителям Зеленодольского муниципального района с.п. Осиново по ЖК «Радужный – 2» на 2020 год, не подтверждены, мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, приведены выше.

Относительно довода жалобы о том, что в решении суда  ( абзац 4 резолютивной части решения)  отсутствует указание на немедленное исполнение, не указан срок начала действия решения по установлению тарифа, апелляционный суд отмечает следующее.

Согласно пункту 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину или формулу цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.  Таким образом, указание  даты введения в действие цен (тарифов)- обязательное требование к форме и содержанию решения, принимаемого  органом  по регулированию.

Содержание резолютивной части решения суда   относительно указания способа устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя  и 10 ти дневного срока с момента вступления в законную силу,   соответствует положениям п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ  (которым предусмотрена возможность установления судом срока устранения допущенных нарушений)  и не противоречит  Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - АО «ТГК-16».

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2021 года по делу № А65-28494/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                    Н.В.Сергеева

                                                                                                         И.С. Драгоценнова