ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 марта 2024 года. Дело № А65-29917/2023
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2023 года (мотивированное решение от 02 февраля 2024 года) по делу № А65-29917/2023 (судья Мазитов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стратегическое партнерство» (ОГРН 1221600091965, ИНН 1686019935), город Казань Республики Татарстан,
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (ОГРН 1021602839488, ИНН 1654004245), город Казань Республики Татарстан,
об изменении постановления об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Стратегическое партнерство» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (далее - Татарстанстат, административный орган) об изменении постановления №12-05-03/1241 от 26 сентября 2023 года в части замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Резолютивной частью решения суда от 13.12.2023 г. (мотивированное решение от 02.02.2024 г.) заявление общества удовлетворено.
Административный орган, не согласившись с указанным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется ранее принятый судебный акт суда общей юрисдикции, вступивший в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены обжалуемого судебного акта и прекращения производства по делу.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено непредоставление в установленный срок первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» на 01.08.2023 г., о чем составлен протокол об административном правонарушении от 18.09.2023 г., в котором действия общества квалифицированы по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного протокола административным органом вынесено постановление № 12-05-03/1241 от 26.09.2023г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался следующими доводами и обстоятельствами.
Согласно п. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд, не связанный с доводами, содержащимися в заявлении, обязан проверить оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
Объективную сторону данного правонарушения образует непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учета. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в РФ изложены в Федеральном законе от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее - Закон № 282-ФЗ), который и регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
Согласно ст. 6 Закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории РФ юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций, граждане РФ, находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных.
Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Согласно приказу Федеральной службы государственной статистики № 536 от 29.07.2022 г. первичные статистические данные по форме № П-3 «Сведения о финсновом состоянии организации» за июль 2022 г. должны предоставляться в территориальные органы ежемесячно с 1-го рабочего дня по 28-е число после отчетного периода, ежеквартально с 1-го рабочего дня по 30-е число после отчетного периода.
Таким образом, последним днем предоставления отчетности за июль 2022 г. является 28.08.2022 г.
Из оспариваемого постановления следует, что первичные статистические данные за июль 2022 г. общество представило с опозданием - 07.09.2022 г.
Общество обстоятельство подачи первичных статистических данных с нарушением установленного срока не оспаривало.
Событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, имело место.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка предоставления статистической отчетности.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности своевременного соблюдения требований закона, а также доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства обществом не представлены.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Нарушения порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Двухмесячный срок давности привлечения к ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, к моменту вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оценив обстоятельства дела, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г., не установлено наличие исключительных обстоятельств, при наличии которых возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с чем оснований освобождения общества от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения суд не усмотрел.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Административным органом не установлено, что ранее общество привлекалось к административной ответственности.
Учитывая, что обществом правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд посчитал возможным заменить предусмотренное ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении решения, суд первой инстанции не принял во внимание наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан, 09.10.2023 г. от ООО «Стратегическое партнерство» в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан поступила жалоба об изменении постановления № 12-05-03/1241 от 26.09.2023 г. о наложении административного штрафа в части назначения административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
12.12.2023 г. в открытом судебном заседании, в присутствии заявителя и Татарстанстата, судьей Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан была рассмотрена жалоба и вынесено решение - оставить постановление № 12-05-03/1241 от 26.09.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении общества без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, общество первоначально направило жалобу в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан, рассмотрение жалобы состоялось и на момент вынесения резолютивной части решения АС Республики Татарстан (13.12.2023 г.) по жалобе общества уже имелось решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан.
Однако общество не сообщило Арбитражному суду Республики Татарстан об имеющемся решении.
Решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан было обжаловано обществом в Верховный суд Республики Татарстан.
На запрос суда апелляционной инстанции из Верховного суда Республики Татарстан поступила копия решения от 14.02.2024 г., согласно которому решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан изменено, и обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Таким образом, на момент рассмотрения дела АС Республики Татарстан имелось решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда и прекращения производства по делу, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2023 года (мотивированное решение от 02 февраля 2024 года) по делу № А65-29917/2023 отменить. Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья П.В. Бажан