ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-30882/15 от 22.08.2016 АС Республики Татарстан


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

29 августа 2016 года                                                                          Дело № А65-30882/2015

г. Самара

Резолютивная часть определения объявлена 22 августа 2016 года

Определение в полном объеме изготовлено 29 августа 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Холодной С.Т., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,

с участием:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – извещен, не явился,

от Министерства финансов Республики Татарстан - извещен, не явился,

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан - извещен, не явился,

от Муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные челны Республики Татарстан» - извещен, не явился,

от Акционерного общества «Социальная карта» - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года по делу № А65-30882/2015 (судья Харин Р.С.),

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Набережные Челны, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

с участием третьих лиц:

- Муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные челны Республики Татарстан», (ИНН <***>),

- Акционерного общества «Социальная карта», (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании 4 885 046,55 руб. в солидарном порядке,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан о взыскании 4 885 046, 55 руб. в солидарном порядке убытков.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2016г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, ИП ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 г. и принять по делу № А65-30882/2015 новый судебный акт об удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, о взыскании в солидарном порядке 4 885 046, 55 руб. убытков.

В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно, допущены нарушения в единообразии в толковании и применении норм права ст. 790, 1069, Гражданского кодекса РФ, положений Постановлений КМ РТ № 161 07.04.2005г., № 574 от 02.07.2012 г., № 772 от 17.09.2012 г., а также нарушены нормы процессуального права (п.З ст. 15, ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ), не применены ст.ст. 1102, 1105, 1071, 1082 Гражданского кодекса РФ.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции ошибочно указано, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчиков и понесенными истцом убытками, факт причинения убытков и их размер подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Податель жалобы ссылается на то, что расходы истца связаны с предоставлением услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан, которые не были компенсированы.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец (исполнитель) на основании договора № 207 от 08.08.2008, заключенного с Исполнительным комитетом города Набережные Челны (заказчик) осуществлял пассажирские перевозки по автобусным муниципальным маршрутам, не включенным в муниципальный заказ, маршруты № 305 и 2а транспортными средствами особо малой вместимости в количестве 43 единиц. Марки, государственные номера транспортных средств указаны в приложении № 1 к договору, являющегося его неотъемлемой частью (раздел 1 договора).

Порядок организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан в спорный период (01.01.2013 - 31.06.2013) регулировался Законом Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» (далее - Закон №70-ЗРТ).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона №70-ЗРТ перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок, возмещаются его расходы, связанные с этими перевозками, из средств соответствующего бюджета. Порядок определения размера и условия возмещения указанных расходов перевозчика устанавливаются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления и оформляются договором на осуществление пассажирских перевозок.

В целях реализации прав граждан на проезд транспортном общего пользования Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан» (далее - Постановление № 161) введены единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский социальный проездной билет.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан (далее - Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета) проездной билет и детский проездной билет являются именными, исполняются на бумажном носителе или в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций. При этом транзакция - операция регистрации проезда с использованием электронной карты, является безусловным подтверждением факта совершения поездки. Операторы автоматизированной системы оплаты проезда - оператор автоматизированной системы оплаты проезда г. Казани, оператор (ы) автоматизированной системы оплаты проезда на территориях других муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан.

Согласно п. 12 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета, Министерство финансов Республики Татарстан открывает Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики  Татарстан  в  каждом  городе  и  районе  специальные казначейские счета для зачисления выручки от продажи проездных билетов и детских проездных билетов. В муниципальных районах (городских округах), где транспортные услуги оказывают две и более транспортные организации, средства, полученные от реализации проездных билетов и детских проездных билетов, перечисляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан транспортным организациям на основании решений о распределении средств,  принятых исполнительными комитетами указанных муниципальных образований в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Постановлением № 161 утверждена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (приложение № 1).

01.01.2013 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (министерство) и истцом (перевозчиком) заключен договор № 51, согласно которому Министерство поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства об оказании транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 № 134 «О предоставлении в 2010 году субсидий и субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан» и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан».

В соответствии с указанным договором Министерство обязалось возместить перевозчику расходы, связанные с оказанием транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в рамках бюджетного финансирования.

На основании п. 3.1 договора Министерство приняло на себя обязательство по мере поступления средств на расчетный счет Министерства производить перечисление средств истцу в соответствии с Методикой расчета размера транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (приложением № 1 к «Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан», утвержденному Постановлением от 07.04.2005 № 161) на основании справок-расчетов, предоставленных муниципальным образованием.

В рамках реализации проекта «Транспортная карта Республики Татарстан», в целях осуществления оплаты проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, Кабинетом Министров Республики Татарстан было вынесено Постановление № 574 от 02.07.2012 «Об утверждении Порядка предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением» в г. Альметьевске, г. Зеленодольске, <...>.

Согласно п. 2 данного Постановления Управлению государственных закупок Республики Татарстан совместно с Исполнительными комитетами муниципальных образований городов Набережные Челны, Альметьевска, Нижнекамска и Зеленодольска не позднее 15.08.2012 поручено провести отбор оператора автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 Постановления реализация бумажных единых месячных социальных проездных билетов и единых месячных детских социальных проездных билетов с 01.09.2012 отменена. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2012 № 772 Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета дополнен Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан (приложение №2). В соответствии с п. 2 указанной Методики денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации. Денежные средства (до 75 процентов), поступившие на расчетные счета операторов, не позднее трех рабочих дней с момента завершения пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на текущий месяц распределяются между транспортными организациями, осуществляющими перевозки в городском и пригородном сообщении, пропорционально размеру средств, перечисленных транспортной организации за предшествующий отчетный месяц.

Не позднее пятого рабочего дня операторы автоматизированной системы оплаты проезда осуществляют обмен информацией о количестве совершенных транзакций на территории каждого из операторов автоматизированной системы оплаты проезда по форме, согласованной с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Окончательное распределение денежных средств по итогам отчетного месяца производится операторами не позднее седьмого рабочего дня месяца, следующего за отчетным. После распределения денежные средства перечисляются со счетов операторов на счета транспортных организаций. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором. Информацию о средствах, причитающихся транспортным организациям за отчетный месяц, осуществляющим перевозку граждан, относящихся к льготным категориям, о количестве совершенных транзакций операторы автоматизированной системы оплаты проезда в течение одного рабочего дня после перечисления направляют в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан.

Кроме того, Постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан от 17.09.2012 № 772 утвержден Порядок оплаты проезда с использованием электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением.

АО «Социальная карта» было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г. Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.

Обосновывая требование о взыскании убытков, истец ссылается на то, что в период действия договора с Министерством транспорта истец понес убытки, связанные с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету. Истец, указывая на то, что между ним и АО «Социальная карта» договор заключен не был, в договор № 51 от 01.01.2013 изменения по порядку осуществления перевозки льготных категорий граждан и возмещения перевозчику расходов не внесены, средства, поступившие от продажи и пополнения единых социальных проездных билетов АО «Социальная карта» как оператору автоматизированной системы оплаты проезда в период с января по июнь 2013 года должны были быть перечислены перевозчику.

Расчет суммы убытков истцом производится пропорционально доли транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы по Методике расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной постановлением № 161.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

При этом лицо, требующее возмещения причинённых ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Как установлено судом, в 2013 году во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан», истец осуществлял перевозки граждан, в том числе и относящихся к льготной категории. Данный факт при рассмотрении дела сторонами не оспаривался.

До 31.08.2012 перевозка пассажиров на территории г. Набережные Челны осуществлялся по бумажным проездным билетам, а начиная с 01.09.2012 в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 574 от 02.07.2012 в городах Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск, Набережные Челны Республики Татарстан были введены электронные транспортные карты.

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 574 от 02.07.2012 с целью выбора оператора автоматизированной системы оплаты проезда, был проведен аукцион, по результатам которого победителем было определено - АО «Социальная карта». В результате проведенного исследования компаний-производителей оборудования АО «Социальная карта» было предложено перевозчикам оборудование производства ЗАО «Электронные системы», г. Санкт Петербург.

Между АО «Социальная карта» и транспортными организациями договоры по организации автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП) в городском пассажирском транспорте заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме АО «Социальная карта») хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у АО «Социальная карта».

До 01.09.2012 договор на внедрение оборудования с перевозчиком индивидуальный предприниматель ФИО1, а также рядом иных перевозчиков, заключен не был.

Истцом было выдвинуто предложение об использовании оборудования иной организации, однако оборудование данного предприятия не было интегрировано в автоматизированной системе оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.

Согласно пункту 2 приложения № 2 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.

В спорный период перевозка граждан осуществлялась не персонифицировано, так как оборудование не было закуплено и установлено, в связи с этим для расчета подлежащих возмещению сумм от пополнения льготных карт истцом были взяты за основу решения и справки расчеты, предоставленные Исполнительным  комитетом Муниципального образования г. Набережные Челны. Данные справки - расчеты представлены истцом в приложении к исковому заявлению.

Вместе с тем, как следует из решений и справок расчетов Исполнительного комитета Муниципального образования г. Набережные Челны за январь - июнь 2013 года, они составлялись в целях распределения денежных средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на компенсацию расходов транспортным организациям по оказанным в соответствующие периоды услугам по перевозке пассажиров с использованием транспортных карт в г. Набережные Челны в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной Постановлением № 161 (приложение № 1).

Судом установлено, что денежные средства, выделенные из бюджета Республики Татарстан на компенсацию расходов истца по оказанным в январе - июне 2013 года услугам по перевозке пассажиров и рассчитанные по указанным справкам-расчетам и Методике, были перечислены Министерством транспорта истцу в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями (№ 656913, № 657408, № 657411 от 18.11.2013, № 729455, № 729463, № 729469 от 11.12.2013).

Данные обстоятельства истцом не оспариваются, платежные поручения представлены в приложении к отзыву ответчика.

При этом сама Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан (приложение № 1 к Постановлению №161) не регулирует вопросы и не определяет размера денежных средств, подлежащих выплате транспортным организациям, от реализации и пополнения льготных транспортных карт.

Денежные средства, полученные от реализации бумажных льготных транспортных карт до 01.09.2012, распределялись ответчиками в соответствии с п. 12 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета с использованием специального казначейского счета, открытого Министерству транспорта, на котором до 01.09.2012 аккумулировалась вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт. С переходом с 01.09.2012 на электронные транспортные карты реализация бумажных проездных билетов не осуществлялась.

Вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт, поступившая на специальный счет Министерства транспорта до 01.09.2012, была распределена последним между транспортными организациями, после 01.09.2012 поступлений на указанный счет не было. Судом установлено, что с переходом на электронные транспортные карты с 01.09.2012 денежные средства от реализации и пополнения электронных карт поступали АО «Социальная карта», которые подлежали распределению последним в соответствии с Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным  приложением,   между  транспортными  организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан (приложение № 2 к постановлению № 161) на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации.

Судом верно установлено, что ответчики Министерство транспорта и Министерство финансов в спорный период в полном объеме в соответствии с условиями договора от 01.01.2013 № 51 и положениями постановления № 161 выполнили обязательства перед истцом по перечислению компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету. При этом иных обязательств, связанных с перечислением истцу денежных средств при оказании последним транспортных услуг гражданам по льготным проездным билетам в спорный период ни договором, ни законом установлено не было.

Судом правильно указано на то, что представленный истцом расчет убытков не отражает его фактических затрат на транспортное обслуживание льготных категорий граждан, так как не основан на фактических данных о количестве перевезенных пассажиров, и не позволяет получить сведения о размере образовавшихся у него расходов, количестве перевезенных пассажиров.

Также истцом в материалы дела не представлено доказательств ни о количестве перевезенных пассажиров льготной категории, ни об отнесении их к категории региональных льготников, включенных в региональный регистр, и перевозка указанных граждан произведена истцом в интересах Республики Татарстан как публично-правового образования.

Судом верно отмечено в решении, что представленные   в   материалы   дела справки-расчеты за период с января по июнь 2013 года не отражают информации, необходимой для произведения расчета. В данных справках произведен расчет размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортной организации в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по проездному билету и детскому проездному), которые возмещены истцу из бюджета.

Суд обоснованно отклонил довод истца о том, что он осуществлял перевозку льготной категории граждан при предъявлении электронной карты и чека об оплате, поскольку согласно пункту 6 постановления Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.09.2012 № 772 проезд при предъявлении электронной карты с льготным транспортным приложением и квитанции (чека), печатаемой терминалом пополнения и подтверждающей проведение операции по пополнению транспортного ресурса электронной карты с льготным транспортным приложением на текущий период осуществляется только в случае отказа в работе автоматизированной системы оплаты проезда, произошедшего не по вине держателя карты, либо порчи электронной карты с льготным транспортным приложением, либо в случае неисправности валидатора или считывающего устройства турникета.

Согласно положениям ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 названного Кодекса.

Универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (бездействия), в том числе за ненадлежащее исполнение или неисполнение принятого на себя обязательства, является возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.04.2010 № 453-О-О, п. 4 ст. 393 ГК РФ, находящийся во взаимосвязи с нормами ст. 15 ГК РФ, направлен на объективное определение размера упущенной кредитором выгоды и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права и свободы. Поскольку требования истца по своей правовой природе являются требованиями о возмещении убытков, истец должен доказать факт причинения убытков и размер, а также то обстоятельство, что причинителем является ответчик, противопровность поведения ответчика, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными для истца последствиями.

Обязанность доказывания возложена на каждое лицо, участвующее в деле (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), при этом в соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Судом правильно указано на то, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.

Требований к АО «Социальная карта» при рассмотрении данного спора не заявлено, указанное юридическое лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Суд правильно посчитал, что указанное истцом ненадлежащее исполнение ответчиками обязательств, в результате чего возникли предполагаемые убытки истца, материалами дела не подтверждается.

С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требования истца о взыскании с ответчиков 4 885 046, 55 руб. убытков удовлетворению не подлежат.

Аналогичный подход по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016г. по делу №А65-18446/2015.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.  

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года по делу № А65-30882/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               С.Т. Холодная

А.Б. Корнилов