ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-32430/2021 от 29.08.2022 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2022 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Некрасовой Е.Н., Харламова А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,

с участием:

от заявителя - Бахтогареева Э.О., доверенность от 17 июня 2022 г.,

от ответчика - не явился, извещен,

от третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» и Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2022 года по делу А65-32430/2021 (судья Кириллов А.Е.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» (ОГРН1131689001641, ИНН 1645028810), город Москва,

к Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), город Казань Республики Татарстан,

с участием третьих лиц:

Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100), город Лениногорск Республики Татарстан,

Ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» Сахаповой Р.З., город Лениногорск Республики Татарстан,

о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100, КПП 164901001),

о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100, КПП 164901001) от 01.10.2021 г. за ГРН 2211601149956,

и обязании Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 01.10.2021 г. за ГРН 2211601149956,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением в качестве третьих лиц ООО «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100), и ликвидатора ООО «ШИФА АРЗАН» Сахаповой Р.З., о признании незаконными действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО «ШИФА АРЗАН», о признании недействительным запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «ШИФА АРЗАН» от 01.10.2021 г. за № ГРН 2211601149956, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 01.10.2021 г. за № ГРН 2211601149956.

Решением суда от 16.06.2022 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО «ШИФА АРЗАН», недействительной запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «ШИФА АРЗАН» от 01.10.2021 г. за № ГРН 2211601149956 и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 01.10.2021 г. за № ГРН 2211601149956, а в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказал.

Ответчик и ликвидатор ООО «ШИФА АРЗАН» не согласившись с указанным судебным актом, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель общества в судебном заседании апелляционные жалобы отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Кроме того, в материалы дела поступили письменные пояснения Хайрутдинова А.Р., которые приобщены судом к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся представителей инспекции и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 18.06.2021 г. ООО «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100, КПП 164901001) приняло решение о добровольной ликвидации, а 24.06.2021 г. запись о вышеуказанном решении (ГРН 2211600724223) была внесена Межрайонной ИФНС России № 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц, и 01.10.2021 г. инспекцией была внесена запись (ГРН 2211601149956) о ликвидации юридического лица.

Между тем, конкурсный управляющий ООО «УралСтройНефть», как кредитор ООО «ШИФА АРЗАН» не успел заявить свои требования в течение 2 месяцев с момента публикации сообщения от 16.09.2021 г. (то есть до 16.11.2021 г.), поскольку 01.10.2021 г. ООО «ШИФА АРЗАН» уже было исключено из реестра.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с вышеуказанным заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), основание для их принятия, возложено на орган или лицо, их принявший (ее).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, налоговый орган указал на соблюдение инспекцией требований законодательства при внесении соответствующих записей в отношении ликвидируемого лица.

Третье лицо, возражая против удовлетворения заявленных требований, в свою очередь, указало на отсутствие задолженности у ликвидируемого лица перед кредиторами на момент совершения оспариваемых регистрационных действий, а также соблюдение процедуры ликвидации должника.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 7, 11, 20, 21, 21.1, 22, 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 10 ГК РФ, пришел к выводу о недобросовестном поведении ликвидатора при проведении процедуры ликвидации ООО «ШИФА АРЗАН», выразившегося в намеренном не указании в промежуточном ликвидационном и ликвидационном балансах ликвидируемого общества задолженности перед кредитором ООО «УралСтройНефть» в размере 3 783 206,43 руб., а также задолженности перед кредитором Хайрутдиновым А.Р. по договору займа, о чём по мнению суда, свидетельствует выдержка из судебного решения по делу № 2-1085/2021-М-923/2021 (Лениногорский городской суд РТ).

Указанное, по мнению суда первой инстанции, привело к тому, что регистрирующий орган, исключая ООО «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100, КПП 164901001) из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не учел наличия соответствующих обязательств имущественного характера перед кредиторами.

Кроме того, по мнению суда первой инстанции, ответчиком по настоящему делу в нарушение ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в п.п. «а» - «и» п. 7 настоящей статьи, а также иные сведения, предусмотренные законодательством РФ, не была исполнена обязанность по доведению сведений о ликвидации до третьих лиц путём опубликования сообщения на ЕФРСФДЮЛ.

В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу, что кредитор не мог своевременно узнать о начале ликвидации общества и представить свои возражения в уполномоченный орган. При этом, внесение ООО ««ШИФА АРЗАН» соответствующего сообщения в «Вестник государственной регистрации», по мнению суда, не отменяет обязанности уполномоченного органа и самого общества на размещение данного сообщения на ЕФРСФДЮЛ.

Таким образом, посчитав, что ответчиком и третьим лицом допущено неисполнение вышеприведенных норм закона, что в свою очередь, является основанием для признания ликвидации несостоявшейся, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в части признания незаконными действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО «ШИФА АРЗАН», а также в части признания недействительной записи в ЕГРЮЛ от 01.10.2021 г. за № ГРН 2211601149956 о прекращении деятельности ООО «ШИФА АРЗАН».

В части требования заявителя об исключении из реестра записи, на том основании, что согласно п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, судом отказано по следующим основаниям.

Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п. 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В силу п. 3 ст. 5 Закон № 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей и сведений реестра.

При указанных обстоятельствах, в рамках устранения нарушенных прав заявителя, суд возложил на регистрирующий орган обязанность совершить действия по восстановлению статуса ООО «ШИФА АРЗАН» в качестве действующего юридического лица путем внесения соответствующей записи в реестр.

Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и применении норм материального права, неподлежащих применению, исходя при этом из следующего.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в мотивировочной части обжалуемого решения суда приведены нормы закона, устанавливающие порядок исключения из реестра юридических лиц, в том числе недействующих, на основании решения регистрирующего органа.

Приводимые в решении ссылки заключаются в цитировании различных пунктов ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Однако, указанная норма не регулирует порядок добровольной ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. ст. 61 - 65 ГК РФ и главой VII Закон № 129-ФЗ, а касается исключения фактически недействующих юридических лиц в административном порядке.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона №129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о нахождении юридического лица в процессе ликвидации.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в инспекцию 18.06.2021 г. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России в отношении ООО «ШИФА АРЗАН» ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100 были направлены документы, предусмотренные п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ, а именно:

- Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме Р15016, удостоверенное электронно-цифровой подписью заявителя - ликвидатором ООО «ШИФА АРЗАН» Сахаповой Р.З.;

- Решение единственного участника общества № 5 от 15.06.2021 г. представленным на государственную регистрацию документам был присвоен вх. № 38187А.

На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, 24.06.2021 г. в ЕГРЮЛ за ГРН 2211600724223 была внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Сообщение о ликвидации ООО «ШИФА АРЗАН» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 26 (845) от 07.07.2021 г., запись № 105 с указанием следующего: «Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 423280, РТ, Лениногорский район, с. Тимяилево, ул. Тукая, д. 3, тел. 79600635577, e-mail: fifat67@mail.ru.».

В инспекцию 16.09.2021 г. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России были направлены документы, предусмотренные п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ, а именно:

- Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме Р15016, удостоверенное электронно-цифровой подписью заявителя - ликвидатором ООО «ШИФА АРЗАН» Сахаповой Р.З.;

- Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса № 8 от 16.09.2021 г.;

- Промежуточный ликвидационный баланс от 16.09.2021 г.

Представленным на регистрацию документам был присвоен вх. № 55895А.

На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, 23.09.2021 г. в ЕГРЮЛ за ГРН 2211601116241 была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

В инспекцию 24.09.2021 г. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России были направлены документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ, а именно:

- Заявление (уведомление) о государственной регистрации юридического лица по форме Р15016, удостоверенное электронно-цифровой подписью заявителя - ликвидатором ООО «ШИФА АРЗАН» Сахаповой Р.З.;

- Решение об утверждении ликвидационного баланса № 8 от 24.09.2021 г.;

- Ликвидационный баланс от 24.09.2021 г.

Представленным на регистрацию документам был присвоен вх. № 57529А.

На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, в том числе сведений о наличии судебных актов, о запрете совершения регистрационных действий, а также возражений относительно предстоящей ликвидации ООО «ШИФА АРЗАН», 01.10.2021 г. в ЕГРЮЛ за ГРН 2211601149945 была внесена запись о ликвидации юридического лица.

Порядок ликвидации общества предусмотрен ГК РФ, в частности ст. 53, в соответствии с которой ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

На основании п. 7 ст. 7.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими Федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит, в том числе уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом, п. 7 ст. 7.1. Закона № 129-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Согласно п.п. «в» п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не позднее чем в течение 5 дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Соответствующая публикация в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц была осуществлена 16.09.2021 г. (Сообщение № 09671354 от 16.09.2021 г.).

В п. 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 г. № CA3-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Таким образом, 2 месячный срок для предъявления требований кредиторов установлен ГК РФ и подлежит исчислению с момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».

Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Так, из материалов дела усматривается, что сообщение о ликвидации ООО «ШИФА АРЗАН» было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» 07.07.2021 г., соответственно установленный ГК РФ 2 месячный срок для обращения кредиторов истекал 07.09.2021 г. Документы на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица ООО «ШИФА АРЗАН» были представлены 24.09.2021 г., то есть по истечении 2 месячного срока для предъявлений требований кредиторов, установленного ГК РФ.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п.п. «т» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и со ст. 7.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его ликвидации в соответствии с п.п. «т» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ является невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

На момент представления документов на государственную регистрацию в связи с ликвидацией юридического лица ООО «ШИФА АРЗАН» уведомление о ликвидации было размещено в ЕФРСЮЛ.

При этом, сведения указанные в уведомлении о ликвидации, размещенном в ЕФРСЮЛ соответствовали сведениям, опубликованным в журнале «Вестник государственной регистрации», в которым было указано, что «Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 423280, РТ, Лениногорский район, с. Тимяшево, ул. Тукая, д. 3, тел. 79600635577, e-mail: fifat67@mail.ru.».

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у регистрирующего органа в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица ООО «ШИФА АРЗАН» в соответствии с п.п. «т» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Аналогичная позиция отражена в постановлениях Одиннадцатого ААС от 13.12.2021 г. по делу № А65-5139/2021 и АС Поволжского округа от 16.03.2022 г. № Ф06-15026/2022, оставленных определением ВС РФ от 08.06.2022 г. № 306-ЭС22-7766 без изменения.

В рассматриваемом случае, по мнению апелляционного суда, учитывая открытость информации о ликвидации юридических лиц и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель имел возможность отслеживать информацию об ООО «ШИФА АРЗАН» и принимаемых регистрирующим органом решениях о государственной регистрации в отношении общества, а также представить возражение относительно ликвидации юридического лица.

Так, согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражение относительно предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Вместе с тем, нормами действующего законодательства, а именно п. 1 ст. 64.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае если ликвидатор уклоняется от расчетов, кредитор вправе обратится в суд с требованием о включении данной задолженности в ликвидационный баланс.

Однако, как установлено апелляционным судом, заявитель, не получив в разумные сроки ответа на досудебную претензию, не воспользовался предусмотренными законом правами и не принял мер к обращению в суд с иском к ликвидатору ООО «ШИФА АРЗАН» о взыскании долга и (или) с требованием о включении данной задолженности в ликвидационный баланс, а также не известил регистрирующий орган о наличии у него требований имущественного характера к ООО «ШИФА АРЗАН». Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этом, если кредитор не реализует свое право, согласно положениям действующего законодательства, а именно ч. 2 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ, то несет риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.

Аналогичная позиция изложена по делам в постановлениях Девятнадцатого ААС от 26.01.2018 г. № A48-4083/2017, Девятого ААС от 29.02.2016 г. № A40-130678/15, АС Московского округа от 11.04.2016 г. № А41-72679/2015, АС Поволжского округа от 24.01.2020 г. № А49-9975/2018.

Вывод суда первой инстанции о необходимости исчисления 2 месячного срока на предъявление требований кредиторов с момента размещения сообщения на ЕФРСФДЮЛ, по мнению апелляционного суда, является ошибочным и противоречит нормам материального права, а также сложившейся по данному вопросу правоприменительной практике.

Так, ЕФРСЮЛ не является периодическим изданием, более того, представляет собой сводный информационный ресурс. Соответственно, дата публикации уведомления о принятом решении о ликвидации юридического лица не влияет на порядок исчисления сроков, предусмотренных п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 2 ст. 22 Закона о регистрации.

Вывод суда о том, что внесение сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «ШИФА АРЗАН» нарушает права не только ООО «УралСтройНефть», но иных кредиторов, у которых имеются требования к ООО «ШИФА АРЗАН» является несостоятельным.

Доводы ликвидатора о необоснованном указании судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте на то, что в момент ликвидации общества задолженность имелась не только перед истцом, но и перед Хайрутдиновым А.Р., суд апелляционной инстанции считает обоснованными и подлежащими принятию по следующим основаниям.

Из материалов дела и пояснений ликвидатора следует, что Хайрутдинов А.Р. обратился в суд иском к ООО «ШИФА АРЗАН» 28.07.2021 г., то есть до ликвидации общества.

При этом, требования Хайрутдинова А.Р. были полностью погашены до завершения процедуры ликвидации, в связи с чем, у ООО «ШИФА АРЗАН» на дату внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о ликвидации не было признанных им кредиторов, установленная судом задолженность также не имелась.

Согласно письменных пояснений Хайрутдинова А.Р., представленных суду апелляционной инстанции и приобщенных к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ, требования кредитора были удовлетворены и долг перед ним погашен, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют действительности.

Выводы суда первой инстанции о наличии у ООО «ШИФА АРЗАН» непогашенной задолженности перед ООО «УралСтройНефть», по мнению апелляционного суда, также преждевременны и материалами дела не подтверждаются.

При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что факт направления претензии в адрес ООО «ШИФА АРЗАН» не является безусловным доказательством наличия задолженности в заявленном размере и не свидетельствует о признании должником долга.

Как установлено судом апелляционной инстанции в обоснование факта наличия задолженности заявитель ссылается на проведенную в рамках процедуры банкротства ООО «УралСтройНефть» инвентаризацию имущества должника и выгрузку платежей истца из базы данных 1-С.

Заявитель утверждает, что долг ООО «ШИФА АРЗАН» перед ООО «УралСтройНефть» образовался в результате следующего:

11.01.2018 г. ООО «УралСтройНефть» перечислило в адрес ООО «Шифа-8» 5 000 000 руб. В назначении платежа указано: «Оплата аванса по договору за ТМЦ».

ООО «Шифа-8» свою обязанность по поставке ТМЦ исполнило лишь частично, в результате указанного у ООО «Шифа-8» образовалась задолженность перед ООО «УралСтройНефть».

03.04.2018 г. ООО «ШИФА АРЗАН» (должник) и ООО «Шифа-8» (Первоначальный должник) заключили Соглашение о переводе долга по договору купли-продажи № 12/1 от 10.01.2018 г.

Таким образом, задолженность ООО «ШИФА АРЗАН» перед ООО «УралСтройНефть» образовалась в результате соглашения о переводе долга, которое было заключено между ООО «Шифа-8» и ООО «ШИФА АРЗАН».

Согласно ч. 1 ст. 391 ГК РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 ГК РФ к форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в ст. 389 настоящего Кодекса.

Следовательно, лицо, требующее исполнения на основании договора уступки права требования, обязано представить доказательства, свидетельствующие о наличии задолженности должника перед первоначальным кредитором.

При проверке обоснованности заявленного требования суду следует исследовать и оценить первичные договоры и документы, подтверждающие факт и сумму долга, то есть уступаемое обязательство, установить его действительность.

В соответствии с Приказом Министерства финансов от 29.07.1998 г. «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» и Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли № 1-794/32-5 от 10.07.1996 г. движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами: товарно-транспортной накладной, накладной, счетом-фактурой.

Между тем, выгрузка платежей истца из базы данных 1-С не может являться подтверждением наличия задолженности ООО «ШИФА АРЗАН». Программа 1-С является сервисом внутреннего учета документооборота организации и не может подтверждать наличие задолженности. Выгрузка 1-С по счетам 60 и 76 также не является надлежащим доказательством, которое суд может положить в основу вывода о доказанности наличия долга.

Задолженность устанавливается на основании первичных документов, в соответствии с нормами гражданского и налогового законодательства.

В материалах настоящего дела отсутствуют надлежащие первичные документы (путевые листы, товарно-транспортные накладные, иные документы), подтверждающие перемещение товара, а также необходимые для складского и бухгалтерского учета, свидетельствующие о реальности взаимоотношений сторон.

Таким образом, существование дебиторской задолженности, не являвшейся предметом рассмотрения в рамках настоящего судебного дела, первичными документами не подтверждается.

При этом, процессуальные инструменты предусмотренные нормами действующего законодательства в целях установления обоснованности требований заявителя к третьему лицу, конкурсным управляющим ООО «УралСтройНефть» не реализованы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, в силу п.п. 2 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица, требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.

Принимая во внимание вышеуказанное и установленные обстоятельства дела, выводы суда первой инстанции о составлении и представлении ликвидатором в налоговый орган ликвидационного баланса с содержанием недостоверных сведений, суд апелляционной инстанции считает не основанными на материалах дела.

Ссылки суда первой инстанции на приведенную по тексту обжалуемого решения судебную практику несостоятельны, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, приведенные дела основаны на иных, различных с данным спором, обстоятельствах.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые действия регистрирующего органа, а также внесенные им записи на основании заявлений третьего лица, соответствуют нормам действующего законодательства, являются законными и обоснованными, а следовательно у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение подлежит отмене, на основании п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 270 АПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.

На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает подателю жалобы из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 850 руб. излишне уплаченную по чеку-ордеру от 11.07.2022 г.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2022 года по делу №А65-32430/2021 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» (ОГРН1131689001641, ИНН 1645028810) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение заявления в суде.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» (ОГРН1131689001641, ИНН 1645028810) в пользу ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью «ШИФА АРЗАН» (ОГРН 1171690116729, ИНН 1649037100) Сахаповой Риммы Завидовны (ИНН 164904219010) расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.

Возвратить Сахаповой Римме Завидовне (ИНН 164904219010) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 850 рублей излишне уплаченную по чеку-ордеру от 11 июля 2022 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 П.В. Бажан

Судьи                                                                                                                Е.Н. Некрасова

                                                                                                                           А.Ю. Харламов