ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-33111/19 от 09.07.2020 АС Республики Татарстан

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Нугаевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу  муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 года по делу  № А65-33111/2019 (судья Хамидуллина Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма Автогаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г. Казань, к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, Республика Татарстан, г.Казань, о признании действий незаконными, об обязании,

с участием в судебном заседании:

от муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – не явился, извещен надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью «Фирма Автогаз» - представителя ФИО1  (доверенность от 11.11.2019 г.),

от исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - не явился, извещен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма Автогаз» (далее - ООО «Фирма Автогаз», общество), с учетом уточнения предмета заявленных требований принятых судом, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выразившихся в отказе ООО «Фирма Автогаз» пересчета размера платы за увеличение площади земельного участка, образованного в результате перераспределения земельных участков, в соответствии с Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 22 апреля 2015 года № 1851, изложенных в письме от 24.10.2019 № 16152/КЗИО-ИСХ;

В порядке устранения нарушений прав и законных интересов общество просило возложить обязанность на Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» заключить с ООО «Фирма Автогаз» соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с условием о плате за увеличение площади земельного участка на 821 кв.м., согласно Порядку определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, утвержденному Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 22 апреля 2015 года № 1851, в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г.Казани, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.

К участию в деле в соответствии со ст.51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее - Исполнительный комитет г.Казани, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан Самарской области от 19 февраля 2020 года признаны незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», выразившиеся в отказе ООО «Фирма Автогаз» пересчета размера платы за увеличение площади земельного участка, образованного в результате перераспределения земельных участков, в соответствии с Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 22 апреля 2015 года № 1851, изложенные в письме от 24.10.2019 № 16152/КЗИО-ИСХ.

На Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани»), а также третье лицо, не согласившись с указанным судебным актом, обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указывают, что общество обратилось с заявлением о перераспределении земельных участков в мае 2019 года, поэтому подлежит применению нормативный документ, действующий на день подачи заявления о перераспределении.

В связи с нахождением судьи Филипповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 18.06.2020, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 произведена замена судьи Филипповой Е.Г. на судью Корнилова А.Б.

Рассмотрение дела отложено с 18.06.2020 на 09.07.2020.

В связи с нахождением судьи Бажана П.В. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 09.07.2020, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Филиппову Е.Г.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.

ООО «Фирма Автогаз» доводы апелляционной жалобы отклонило по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель общества поддержал правовую позицию по делу, изложенную в отзыве на жалобу.

На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» и третьего лица, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Фирма Автогаз» 06.12.2016 обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани» с заявлением о том, что с целью перераспределения земельного участка по ул. Бондаренко в г.Казани с кадастровым № 16:50:110406:13 общество готово выступить заказчиком проекта межевания территории и обеспечить его разработку за свой счет, в связи с чем просило подготовить проект постановления Исполнительного комитета г.Казани о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Бондаренко – Чуйкова г. Казани, и выдать техническое задание.

Рассмотрев обращение общества, Исполнительный комитет г.Казани вынес постановление № 1435 от 25.04.2017 «О подготовке проекта межевания территории по ул. Бондаренко», в соответствии с которым необходимо в срок до 13.02.2018 подготовить проект межевания территории по ул. Бондаренко.

В дальнейшем, постановлением Исполнительного комитета г.Казани № 5235 от 15.12.2017 «Об утверждении проекта межевания территории по ул. Бондаренко» утвержден проект межевания территории по ул. Бондаренко, предусматривающий образование земельного участка путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым №16:50:110406:13, находящегося в частной собственности общества, площадью 3142 кв.м. согласно приложениям № 1, 2 и 3 к данному постановлению.

Образуемому земельному участку присвоен адрес: г.Казань, Ново-Савиновский район, ул.Маршала Чуйкова, д.6в.

Во исполнение п.2 постановления Исполнительного комитета г.Казани № 5235 от 15.12.2017 общество обратилось к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана.

В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено пересечение (полное наложение) образуемого земельного участка на земельные участки с кадастровыми №№ 16:50:110406:70, 16:50:110406:72, имеющими статус «временные». В связи с данным фактом кадастровым инженером рекомендовано предварительно снять временные земельные участки с кадастрового учета (л.д.29).

В дальнейшем 23.08.2018 право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми №№16:50:110406:70, 16:50:110406:72 было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.

ООО «Фирма Автогаз» обратилось в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани» с заявлением №35 от 08.06.2018 о внесении изменений в постановление № 5235 от 15.12.2017.

По результатам рассмотрения указанного обращения, учитывая уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан №№16-0-1-219/3001/2018-117, Исполнительным комитетом г.Казани было вынесено постановление № 754 от 05.03.2019 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 15.12.2017 № 5235», которым внесены изменения в пункты 1 и 2 постановления Исполнительного комитета г.Казани от 15.12.2017 № 5235 и указано об утверждении проекта межевания территории ул. Бондаренко, предусматривающий образование земельных участков площадью 2 741 кв.м. (ЗУ1) и площадью 214 кв.м. (ЗУ2) путем перераспределения земельных участков с кадастровыми №№16:50:110406:70, 16:50:110406:72, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым №16:50:110406:13, находящегося в частной собственности.

Согласно выписке из ЕГРН №16/ИСХ/19-435158 от 24.04.2019 государственный кадастровый учет образованного земельного участка площадью 2741 кв.м. осуществлен 24.04.2019, образованному земельному участку присвоен кадастровый № 16:50:110406:78.

В дальнейшем общество обратилось в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» с заявлением № 5705/УАиГ от 17.05.2019, в соответствии с которым он просит перераспределить земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и земельный участок, находящийся в частной собственности и расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Ново-Савиновский район, ул. Бондаренко.

В ответ на указанное заявление МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» направило обществу письмо № 15/22-ИСХ/7428 от 22.06.2019, в соответствии с которым Исполнительный комитет г.Казани выражает согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми №№ 16:50:110406:70, 16:50:110406:72, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым № 16:50:110406:13, находящегося в собственности общества, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г.Казани № 5235 от 15.12.2017 с учетом изменений, внесенных в него, согласно постановлению Исполнительного комитета г.Казани № 754 от 05.03.2019.

ООО «Фирма Автогаз» обратилось в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» с заявлением от 17.05.2019 о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В ответ на указанное заявление в адрес общества направлен проект соглашения № 2176 о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с условиями проекта соглашения № 2176 площадь, на которую увеличивается земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, составляет 821 кв.м., плата за увеличение площади земельного участка составляет 6534930 руб. 12 коп., которую общество обязуется уплатить МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» в 10-дневный срок с момента подписания соглашения. Подлежащая оплате обществом сумма составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка.

Общество, не согласившись с условием о размере платы за увеличение площади земельного участка (6534930 руб. 12 коп.), направило в адрес МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» письмо № 25 от 10.09.2019, в котором просило пересмотреть в соглашении № 2176 плату за увеличение площади на 15% от кадастровой стоимости.

В ответ на данное обращение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» направило обществу письмо № 16152/КЗИО-ИСХ от 24.10.2019, в котором указало, что поскольку заявление о перераспределении земельных участков датировано 17.05.2019, то есть после вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №638 от 03.08.2018 (вступило в силу 19.08.2018), размер платы за увеличение площади земельного участка произведен в соответствии с действующим законодательством и оснований для пересчета отсутствуют.

Общество, полагая, что отказ в осуществлении пересчета размера платы за увеличение площади земельного участка в результате процедуры перераспределения, изложенный в письме №16152/КЗИО-ИСХ от 24.10.2019, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО «Фирма Автогаз».

В силу положений статей 10-11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений

относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее – образуемые земельные участки) в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

На основании п.1 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Порядок осуществления процедуры перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.4 ЗК РФ.

Так, согласно положениям п.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательными приложениями к указанному в п.2 данной статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в

результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 1, 3, 8, 11, 13 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации

юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 данной статьи.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение 30 дней со дня его получения.

Суд первой инстанции правильно указал, что в рамках осуществления своих полномочий, определенных нормами ЗК РФ, органы государства, муниципальных образований совершают самые различные действия: от формирования норм права и установления условий реализации прав, осуществления обязанностей до собственного участия в конкретных отношениях, в том числе в качестве участников соответствующих соглашений. В последнем случае они выступают одной из сторон соответствующего соглашения. Публично-правовые образования в лице своих органов являются участниками специфических организационных земельных отношений, в их числе отношения по перераспределению земель и земельных участков (глава V.4 ЗК РФ).

Гипотеза п.1 ст.39.29 ЗК РФ исходит  из того, что инициаторами процедур перераспределения выступают именно собственники земельных участков, а не соответствующие органы публичных образований. Уполномоченные органы публичных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) осуществляют значительный объем действий по организации процесса перераспределения земельных участков. В актах, направленных на перераспределение земель, имеется властный характер органов, принимающих соответствующие решения.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.

Наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков.

Учитывая, что в результате процедуры перераспределения должен быть образован новый земельный участок, образование такого земельного участка осуществляется по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ, то есть на основании утвержденного проекта межевания территории либо на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если такой проект отсутствует.

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности публично-правовых образований устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами того или иного публично-правового образования.

Так, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 168 от 19.03.2015 «Об утверждении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» утвержден «Порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Порядок).

В соответствии с п.3 Порядка в редакции от 19.03.2015 (действовавшей до 03.08.2018) размер платы определяется как 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного п.4 данного Порядка.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право муниципальной собственности г. Казани в отношении земельных участков с кадастровыми №№ 16:50:110406:70, 16:50:110406:72, участвовавших в процедуре перераспределения земельных участков, было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 23.08.2018. При этом как на момент первого обращения ООО «Фирма Автогаз» (06.12.2016) в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани» с заявлением о том, что с целью перераспределения земельного участка по ул. Бондаренко с кадастровым № 16:50:110406:13 общество готово выступить заказчиком проекта межевания территории и обеспечить его разработку за свой счет, так и на момент утверждения проекта межевания территории по ул. Бондаренко (15.12.2017) государственная собственность на земельные участки с кадастровыми №№ 16:50:110406:70, 16:50:110406:72 не была разграничена, следовательно, при определении размера платы за увеличение площади земельного участка заявителя следует руководствоваться Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 168 от 19.03.2015.

Таким образом, из установленных арбитражным судом первой инстанции обстоятельств следует, что обществом были предприняты и совершены предусмотренные законом действия для осуществления процедуры перераспределения земельных участков, однако вследствие выявленного в ходе проведения кадастровых работ пересечения (полного наложения) образуемого земельного участка на земельные участки с кадастровыми №№ 16:50:110406:70, 16:50:110406:72, имевших на тот момент статус «временные», необходимостью снятия с кадастрового учета этих земельных участков, а также ошибочностью действий ответчика при подаче заявления о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков и длительностью процедуры регистрации права муниципальной собственности на упомянутые земельные участки, постановка вновь образованного земельного участка площадью 2741 кв.м. на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового № 16:50:110406:78 была осуществлена лишь 24.04.2019.

Доводы МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» и Исполнительного комитета г.Казани о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению п.3 Порядка в редакции от 03.08.2018 (действовавшей до 12.08.2019), в соответствии с которым размер платы определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка, подлежащего передаче в частную собственность, после увеличения площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности на день подачи заявления о перераспределении, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка, судом апелляционной инстанции отклоняются.

Согласно норме п.11 ст.39.29 ЗК РФ именно на общество возложена обязанность по обеспечению выполнения кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, который образуется в результате перераспределения, и обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

Однако в связи с вышеописанными обстоятельствами, не зависящими от воли и действий общества и, напротив, зависящими от воли и правильности действий Исполнительного комитета г.Казани и его структурных подразделений в целом, процедура перераспределения земельных участков по обращению общества была продлена по 2019 год.

В отсутствие обстоятельств, повлекших продление процедуры перераспределения земельных участков по обращению общества, после утверждения Исполнительным комитетом г. Казани проекта межевания территории по ул. Бондаренко (15.12.2017), общество могло обратиться с обоснованным заявлением о перераспределении земельных участков в порядке ст.39.29 ЗК РФ, ответ на который от уполномоченного органа должен был последовать в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления, при этом указанные действия, совершенные с достаточной степенью разумности, очевидно, могли быть совершены в срок до вступления в силу изменений в п.3 Порядка в редакции от 03.08.2018.

Судом первой инстанции при постановке решения правильно учтено, что общество, обращаясь в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» 06.12.2016, прямо указало, что готово выступить заказчиком проекта межевания территории и обеспечить его разработку за свой счет именно с целью перераспределения земельного участка по ул. Бондаренко с кадастровым № 16:50:110406:13.

Обращаясь с указанным заявлением в 2016 году, общество справедливо рассчитывал на разумность сроков рассмотрения его обращения и процедуры перераспределения в

целом, а также установление размера платы за увеличение земельного участка в результате перераспределения в соответствии с установленным п.3 Порядка (в редакции от 19.03.2015, действовавшей до 03.08.2018), то есть платы в размере 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности. В противном случае указанные действия для общества были бы бессмысленными.

При этом арбитражный суд первой инстанции правильно указал, что утверждение проекта межевания территории, направление согласия на заключение соглашения о перераспределении в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в данном случае являются элементами процедуры перераспределения земельного участка заявителя, поскольку в отсутствие утвержденного проекта межевания территории подача непосредственного заявления о перераспределении, направление согласия на заключение соответствующего соглашения было невозможным.

Доводы МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» и Исполнительного комитета г.Казани о том, что общество обратилось с заявлением о перераспределении земельных участков только в мае 2019 года, судом апелляционной инстанции отклоняются по изложенным выше мотивам.

Кроме того, судом апелляционной инстанции также отмечается, что сам Исполнительный комитет г.Казани расценивал заявление от 06.12.2016 именно как заявление о перераспределении земельных участков, о чем прямо указано в преамбуле постановления от 15.12.2017 № 5235 «Об утверждении проекта межевания территории по ул.Бондаренко».

В частности, на строке 3 постановления прямо указано, что проект межевания утверждается в целях обеспечения территории градостроительной документацией на основании заявления ООО «Фирма Автогаз» о перераспределении земель.

Довод МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани» о том, что первоначальное заявление подавалось в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» не имеет правового значения, поскольку все распорядительные документы об утверждении проекта межевания территории, о перераспределении земельных участков фактически выносились непосредственно Исполнительным комитетом г.Казани. Как МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани», так и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» являются уполномоченными органами самого Исполнительного комитета г.Казани.

Тем самым, судом апелляционной инстанции также отклоняется довод подателя жалобы о нарушении прав МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани», как лица не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не содержит вывода о правах и не возлагает на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» каких-либо обязанностей по отношению как к обществу, так и по отношению к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани». Таким образом, отсутствует совокупность условий, указанных в ст.51 АПК РФ, для привлечения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани» к участию в деле в качестве третьего лица.

Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, как основанный на неправильном толковании норм права.

 Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст.71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2020 года по делу № А65-33111/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

А.Б. Корнилов

Е.Г. Филиппова