ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-35743/19 от 31.08.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 сентября 2020 года Дело № А65-35743/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2020 года

В полном объеме постановление изготовлено 07 сентября 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "СварТехСтрой" - представитель не явился, извещено,

от Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,

от Управления Министерства внутренних дел по городу Казани - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2020 по делу № А65-35743/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СварТехСтрой", (ОГРН <***>, ИНН <***>), Республика Татарстан, г.Казань

к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, г. Казань

третье лицо: Управление Министерства внутренних дел РФ по городу Казани, г. Казань,

о признании незаконным решения от 07.11.2019, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "СварТехСтрой" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятых уточнений) к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее - Министерство) о признании незаконным решения Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 07.11.2019 об аннулировании государственной регистрации транспортного средства 65116 с государственным регистрационным знаком y922AP/116rus, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления государственной регистрации транспортного средства 65116 с государственным регистрационным знаком y922AP/116rus.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел РФ по городу Казани.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2020 заявление удовлетворено.

Не согласившись с выводами суда, Министерство внутренних дел по Республике Татарстанподало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований к Управлению ГИБДД МВД по Республике Татарстан и МВД по Республике Татарстан отказать.

В апелляционной жалобе указывает, что основанием для аннулирования государственной регистрации автотранспорта 65116 с государственным регистрационным номером <***> послужил факт предоставления недостоверной информации, факты были установлены в рамках уголовного дела № 11901920041000041 возбужденного 15.03.2019 по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, по результатам запросов и официальных ответов о дате выпуска транспортных средств на базе шасси КамАЗ, изготовленных ООО « КАМСПЕЦМАШ - НЧ», сведения которого не соответствуют данным, содержащимся во внутренних информационных базах ПАО «КамАЗ».

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу до вынесения приговора по уголовному делу правомерно отклонено судом первой инстанции ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 143 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Общество на основании договора купли -продажи транспортного средства от 06.09.2017 №10 приобрело транспортное средство - Грузовой тягач седельный 65116, 2013 года выпуска, с государственным регистрационным знаком <***>, что подтверждается паспортом транспортного средства и свидетельством о регистрации транспортного средства 9908 №986438 (л.д. 9 -11).

Транспортное средство поставлено на учет в органах ГИБДД в установленном законом порядке.

Письмом исх. от 12.11.2019 № 16107 отдел ГИБДД уведомил заявителя об аннулировании регистрации транспортного средства 65116 с государственным номером У922АР/116rus на основании решения Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Татарстан в связи с нарушением требований п. 3 приказа МВД РФ от 26.06.2018 №399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» при проведении регистрационных действий с указанным транспортным средством (л.д. 8).

Полагая, что действия ответчика по аннулированию регистрации транспортного средства 65116, с государственным регистрационным знаком <***> rus, являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) определяются правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. К задачам настоящего Федерального закона относятся: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 15 Закона № 196-ФЗ определяются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 196-ФЗ транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан письмом исх. от 01.10.2019 № 28/СГ-4085 (л.д. 52 - 58), сообщив УГИБДД МВД по Республике Татарстан о расследовании следственной частью ГСУ МВД по РТ уголовного дела №11901920041000041, возбужденного 15.03.2019 в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, а также о том, что предварительным следствием установлено, что в период с 01.01.2013 по 24.04.2019 ФИО1, действуя по предварительному сговору с ФИО2, ФИО3 и неустановленными лицами, путем обмана и злоупотребления доверием неопределенного круга лиц, относительно экологического класса имеющихся у них транспортных средств и их технических характеристик, реализовали на территории Республики Татарстан, а также других регионов Российской Федерации транспортные средства под торговой маркой «КамАЗ» различной модификации, совершив хищение денежных средств неопределенного круга лиц, в том числе ООО «СтройТехЛидер» и ФИО4, в размере не менее 5 298 333 руб., просило аннулировать регистрацию грузовых автотранспортных средств, указанных в приложении, в том числе, транспортного средства, принадлежащего заявителю.

ОГИБДД УМВД России по г. Казани, рассмотрев материалы проверки, поступившие из ГСУ МВД по Республике Татарстан, установил следующее: «65116, VIN:X89651160D0DM6020 (ШАССИ 651160Е1297699), государственный регистрационный знак <***> rus, владелец: ООО «СварТехСтрой». По сведениям АО «Ремдизель» (исх. 67-040-1626 от 13.09.2019) указанный автомобиль изготовлен на базе ремонтного комплекта деталей (РКД - шасси, изготовлен в 2014 году) производства АО «Ремдизель», оборудован ремонтным двигателем АО «Ремдизель», модели 740.30 (экологический класс не выше Евро- 3). РКД шасси не является сертифицированным транспортным средством, не имеет действующего ОТТС и на них не выдается ПШТС. В ПТС, оформленном автопроизводителем ООО «Камспецмаш» - НЧ», внесены подложные сведения о дате изготовления транспортного средства (2013 год), ОТТС, принятии обязательств об утилизации (не уплачен утилизационный сбор), двигатель и выхлопная система не соответствуют стандартам Евро - 4, действующим с 01.01.2014», о чем составил Заключение проверки об аннулировании регистрации транспортных средств от 07.11.2019.

Указанным заключением ОГИБДД УМВД России по г. Казани предположил, что регистрационные действия в отношении, в частности, транспортного средства заявителя подлежат признанию недействительными и аннулированию, исполнение принятого решения поручил отделению №2 (Тэцевская, д.5) ОТН и РАС ГИБДД УМВД России по г. Казани и обязал уведомить ООО «СВАРТЕХСТРОЙ» об аннулировании регистрационных действий с разъяснениями последствий принятого решения, а также порядка восстановления регистрации, предусмотренного Правилами.

На основании указанного заключения проверки об аннулировании регистрации транспортных средств Управлением ГИБДД МВД по Республике Татарстан 07.11.2019 принято оспариваемое решение об аннулировании регистрации, в частности, принадлежащего заявителю транспортного средства.

В силу п. 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений № 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 № 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).

В соответствии с действующим законодательством одобрение транспортного средства относится к документам, подтверждающим технические данные транспортного средства для целей безопасности дорожного движения.

При принятии оспариваемого решения ответчик руководствовался Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», утвержденными приказом Министерства внутренних дел России от 26.06.2018 №399, действовавшими с 07.10.2018 по 31.12.2019, то есть в период принятия оспариваемого решения (далее - Правила № 399).

Согласно п. 3 Правил №399 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

В соответствии с п. 50 Правил № 399 при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

При аннулировании регистрации транспортного средства недействительным признается конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий).

Владельцу транспортного средства в течение 3 рабочих дней после аннулирования регистрации направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований аннулирования регистрации транспортного средства.

Регистрационные документы (при наличии), паспорта транспортных средств (при наличии), государственные регистрационные знаки (при наличии) сдаются владельцем транспортного средства в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.

Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также государственные регистрационные знаки, не сданные владельцем транспортного средства в регистрационное подразделение Госавтоинспекции, вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.

Судом первой инстанции верно отмечено, что из толкования указанных норм следует, что аннулирование регистрации может иметь место в случае установления умышленных противоправных действий заинтересованных лиц (скрытия, подделки, изменения номера узлов и агрегатов или государственных регистрационных знаков).

Пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС) установлено, что выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Между тем доказательства признания недействительными документов, на основании которых внесены сведения в паспорт транспортного средства, в материалы дела не представлены. Доказательства отмены одобрения типа транспортного средства в отношении транспортного средства заявителя, доказательства аннулирования сертификата соответствия транспортного средства конкретному экологическому классу в материалы дела также не представлены. Сведения о том, что сертификат соответствия на момент его оформления и в период его действия был недействительным и (или) содержал недостоверные данные ввиду подложности или поддельности, в материалах дела отсутствуют.

Прекращение действия сертификата соответствия по причинам, которые не свидетельствуют о незаконности выдачи данного документа и не указывают на его недействительность (с момента выдачи), не может быть положено в основу признания недействительным паспорта транспортного средства, а, значит, и не может служить основанием для аннулирования государственной регистрации.

Из представленных в дело документов не следует, что компетентными органами выявлены факты совершения заявителем противоправных действий в отношении спорного транспортного средства.

Согласно п.п. 68-70 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Технический регламент), сертификат соответствия выдается на автомашины, вводимые в эксплуатацию.

Оценка соответствия введенных в эксплуатацию транспортных средств осуществляется иным образом, а именно: в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения - п.п. 72-74 Технического регламента.

Доказательства выявления каких-либо несоответствий, указывающих на небезопасность эксплуатации транспортного средства, в материалы дела не представлены.

Судом первой инстанции установлено, что результат рассмотрения возбужденного уголовного дела на сегодняшний день отсутствует.

Регистрация транспортного средства, а, значит, и возможность его эксплуатации, не могут быть поставлены в зависимость исключительно от волеизъявления лица в отсутствие соответствующего документального обоснования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.04.2011 № 5-П, не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Поскольку доказательства несоответствия спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, а также доказательства небезопасности эксплуатации данного транспортного средства, административным органом не представлены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение, выразившееся в аннулировании регистрации транспортных средств от 07.11.2019, подлежит признанию недействительным в части транспортного средства марки КАМАЗ с государственным номером У922АР/116rus.

Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2016 № 309-КГ16-3846, от 18.07.2016 № 309-КГ16-5709.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Суд первой инстанции с учетом требований п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно возложил на Министерство внутренних дел России по Республике Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения путем восстановления государственной регистрации транспортного средства КАМАЗ с государственным номером <***> в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2020 по делу № А65-35743/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.С. Засыпкина

Судьи А.Б. Корнилов

С.Ю. Николаева