ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
05 июня 2018 года Дело №А65-38253/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бросовой Н.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью «Основание» – ФИО1 (доверенность от 04.09.2017),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан – ФИО2 (доверенность от 30.10.2017),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан – не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани – не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июня 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года по делу №А65-38253/2017 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Основание» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани, г.Казань,
о признании незаконным решение, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Основание» (далее – заявитель, общество, ООО «Основание») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (далее – регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России №18 по Республике Татарстан) о признании незаконным решение об отказе в государственной регистрации от 08.08.2017 №42095А, об обязании внести изменения в учредительные документы юридического лица в отношении ООО «Основание» по форме Р13001 (т.1 л.д.3-8).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2018 по делу №А65-38253/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан №42095А от 08.08.2017.
Обязал Межрайонную ИФНС России №18 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскал с Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан, зарегистрированного по адресу: 420054, г.Казань, РТ, ул.Кулагина, д.1, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации - 25.12.2006 в пользу ООО «Основание», РТ, г.Казань, зарегистрированного по адресу: 420006, РТ, <...>, строен.19, офис 2-13, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 28.08.2006, расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп. (т.1 л.д.177-181).
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что иностранное юридическое лицо, находящееся за пределами РФ, вправе осуществлять коммерческую деятельность в РФ через филиал, представительство, аккредитованные в установленном законодательством порядке.
Согласно разъясняющего письма ФНС России от 24.08.2015 № ГД-5-14/1390дсп@, нарушение положений пункта 3 статьи 4 Закона № 160-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ) может являться основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренным подпунктами «а» и (или) «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
По состоянию на дату принятия решения об отказе в государственной, регистрации, в сети интернет на сайте ФНС России отсутствовала информация, о том, что иностранная организация ГИНСДОР ЛИМИТЕД имеет на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ иностранное юридическое лицо ГИНСДОР ЛИМИТЕД является участником в 6 юридических лицах, которые располагаются на территории различных регионов Российской Федерации, при этом у ООО «ТЕМП» (ОГРН <***>), ООО «ОМЕГА» (ОГРН <***>), ООО «ПРОМТЕКС» (ОГРН <***>), ООО «РОЯЛ ТРЕЙД» (ОГРН <***>) единственным участником является иностранная компания ГИНСДОР ЛИМИТЕД.
Таким образом, иностранная организация ГИНСДОР ЛИМИТЕД входит в юридические лица при увеличении уставного капитала Общества за счет дополнительного вклада, после чего происходит выход участника физического лица, и единственным участником остается иностранное юридическое лицо, сведения о правовом статусе которого, в регистрирующем органе отсутствует.
По состоянию на дату вынесения оспариваемого решения, определением суда от 13.02.2018 в отношении ООО «ОСНОВАНИЕ» (ИНН <***> ОГРН <***>) введена процедура банкротства - наблюдение сроком до 07.08.2018 (дело №А65-34,002/2017) (т.3 л.д.3-10).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление апелляционную жалобу поддержало по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 судебное заседание отложено на 04.06.2018.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани и Управления, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 02.08.2017 в регистрирующий орган от генерального директора ООО «Основание» ФИО3 поступили документы, направленные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя, для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ:
- заявление о внесении изменений в учредительные документы по форме Р13001 (вх.№42095А);
- Учредительные документы ГИНСДОР ЛИМИТЕД, удостоверенные нотариусом Сэмми Фреминот (с переводом);
- Решение №3 единственного участника ООО «ОСНОВАНИЕ» от 01.08.2017;
- Изменения и дополнения к уставу ООО «ОСНОВАНИЕ» от 01.08.2017;
- Документ об оплате государственной пошлины.
Согласно представленным документам, происходит увеличение уставного капитала юридического лица до 12 000 руб. - (иностранного юридического лица) за счет вклада ГИНСДОР ЛИМИТЕД (страна происхождения 690 - Сейшельские Острова (доля 1000 рублей - 8%).
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 08.08.2017 вынесено решение 42095А об отказе в государственной регистрации, по основанию, предусмотренному в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: пункт «а» - непредставление заявителем определенных Федеральных законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов (т.1 л.д.10-11).
Из решения регистрирующего органа 42095А об отказе в государственной регистрации следует, что среди представленных документов отсутствует: заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с действующим законодательством.
Регистрирующий орган указал, что заявление представлено в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об иностранном юридическом лице, сведения о котором отсутствуют в реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, через которые иностранное юридическое лицо имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно представленным документам ГИНСДОР ЛИМИТЕД становится участником - ООО «Основание».
В реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, содержащимся в сети интернет на сайте ФНС России, по состоянию на 08.09.2017, информация о том, что ГИНСДОР ЛИМИТЕД имеет на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство отсутствует.
Управлением ФНС России по Республике Татарстан по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 27.10.2017 №2.14-0-18/032571@ об отсутствии оснований для отмены обжалуемого акта регистрирующего органа и об оставлении жалобы заявителя без удовлетворения (т.1 л.д.12-15).
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России №18 по РТ, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения 42095А об отказе в государственной регистрации от 08.08.2017.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон №129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона №129-ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (общества с ограниченной ответственностью), в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
г) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.
В силу статьи 23 Закона №129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона; и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Как видно из материалов дела, 01.08.2017 решением №3 единственного участника ООО «Основание» принято решение ввести в состав участников Общества иностранную Компанию ГИНСДОР ЛИМИТЕД в лице директора ФИО4, на основании заявления о принятии; увеличить уставный капитал Общества до 12 000 руб. за счет внесения дополнительного вклада ГИНСДОР ЛИМИТЕД в размере 1 000 руб. в виде денежных средств, передаваемых в кассу Общества; утвердить итоги увеличения УК; перераспределить доли следующим образом: - ФИО5 - 11 000 руб., что составляет 92%УК; - ГИНСДОР ЛИМИТЕД - 1 000 руб., что составляет 8% УК; внести изменения в Устав. Утвердить изменения и дополнения в Устав; зарегистрировать изменения в установленном российским законодательством порядке.
02.08.2017 в регистрирующий орган от генерального директора ООО «Основание» ФИО3 поступили документы, направленные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя, для государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ:
- заявление о внесении изменений в учредительные документы по форме Р13001 (вх.№42095А);
- Учредительные документы ГИНСДОР ЛИМИТЕД, удостоверенные нотариусом Сэмми Фреминот (с переводом);
- Решение №3 единственного участника ООО «ОСНОВАНИЕ» от 01.08.2017;
- Изменения и дополнения к уставу ООО «ОСНОВАНИЕ» от 01.08.2017;
- Документ об оплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 08.08.2017 вынесено решение 42095А об отказе в государственной регистрации, по основанию, предусмотренному в пункте 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ, а именно, пункт «а» - непредставление заявителем определенных Федеральных законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.
Суд первой инстанции указывает, что как следует из материалов дела, ООО «Основание» представило регистрирующему органу все необходимые для государственной регистрации документы.
Ссылка регистрирующего органа на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в данном случае является необоснованной, поскольку не имеет отношения, к процедуре внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Суд первой инстанции указывает, что в рассматриваемом случае заявителем заявление было представлено в связи с увеличением уставного капитала и в связи с принятием в состав участников участника российского юридического лица.
При обращении, с заявлением о государственной регистрации включения нового участника, у заявителя в силу положений пункта 1 статьи 17 Закона №129-ФЗ (а также норм Закона 129-ФЗ в целом) отсутствует обязанность по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице, на соответствие его требованиям Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Истребуемая у заявителя выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя, в силу положений с пункта «г» статьи 12 Закона №129-ФЗ, предоставляется в случае регистрации вновь создаваемого юридического лица, при регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, необходимость представления таких сведений отсутствует.
При этом, указанная выписка (доказательство юридического статуса) не имеет отношения к указанной в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» аккредитации иностранного юридического лица.
Доводы регистрирующего органа, что иностранное юридическое лицо, находящееся за пределами РФ, вправе осуществлять коммерческую деятельность в РФ через филиал, представительство, аккредитованные в установленном законодательством порядке, тогда как в регистрирующем органе отсутствует информация о статусе иностранных организаций ГИНСДОР ЛИМИТЕД, отклонены судом первой инстанции.
Действующим законодательством (Законом № 129-ФЗ и другими актами законодательства) не предусмотрена обязанность лица, обратившегося за государственной регистрацией изменений в ЕГРЮЛ, по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице на предмет соответствия Федеральному закону № 160-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом № 29-ФЗ.
Суд первой инстанции указывает, что в оспоренном решении регистрирующего органа указано, что заявление представлено в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об иностранном юридическом лице, сведения о котором отсутствуют в реестре аккредитованных на территории РФ филиалов и представительств иностранных юридических лиц, через которые иностранное юридическое лицо имеет право осуществлять деятельность на территории РФ.
Между тем данные положения, содержащиеся в решении регистрирующего органа, противоречат фактическим обстоятельствам, поскольку в действительности заявителем на регистрацию было подано заявление в связи с увеличением уставного капитала общества и принятием в состав участников общества.
На момент вынесения оспоренного решения, регистрирующий орган располагал сведениями о том, что иностранное юридическое лицо является участником ООО «Основание», а не управляющей компанией.
Доводы о том, что ООО «Основание» имеет задолженность, а также о том, что согласно результатам проверки, ООО «Основание» не находится и не осуществляет деятельность, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, судом первой инстанции не принимаются, поскольку данные обстоятельства не были указаны в качестве основания для отказа в осуществлении государственной регистрации в оспоренном решении инспекции.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела, сделал вывод, что регистрирующий орган не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него указанных в законе оснований для принятия им решения об отказе заявителю в совершении регистрационных действий.
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации по указанным мотивам и предъявленным заявителю требованиям о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных при данном виде регистрации, не соответствует указанным выше положениям Закона №129-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции указывает, что при таких обстоятельствах оспариваемые решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи, с чем заявление общества обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя обществу заявленные требования, не учел следующие обстоятельства.
Суд первой инстанции не дал оценку доводам регистрирующего органа о том, что заявитель просит провести государственную регистрацию не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве, а для реализации целей иного, противоправного характера. Принятие нового участника ООО «ОСНОВАНИЕ» является мнимой сделкой, совершенной лишь для вида, не влекущей соответствующих ей правовых последствий, имеющей целью освобождение действительного участника юридического лица от последствий его деятельности
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит перечень документов, представляемых для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации согласно части 3 статьи 1 Закона о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон № 160-ФЗ), иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.
На основании пункта 2 статьи 20 Закона №160-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 11 статьи 21 Закона №160-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.
В статьи 21 Закона №160-ФЗ закреплены основные положения о порядке создания филиалов и открытия представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также их аккредитации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона № 106-ФЗ, в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно информации об аккредитации филиалов и представительств юридических лиц, размещенной на сайте ФНС России, у иностранного юридического лица - ГИНСДОР ЛИМИТЕД, который просит зарегистрировать его как участника юридического лица - ООО «ОСНОВАНИЕ», отсутствует аккредитованное представительство или филиал на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации.
Одним из оснований отказа в государственной регистрации согласно подпункту «а» пункта 1 указанной статьи является непредставление определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает о наличии предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не указал, какие конкретно нормы Закона о государственной регистрации либо иных нормативных правовых актов были нарушены регистрирующим органом при принятии оспариваемого решения.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статьи 4, 12, 14, 17, 25 Закона о государственной регистрации, статьи 3, 13, 14 Закона № 149-ФЗ.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Регистрирующим органом по состоянию на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации установлено, что в сети интернет на сайте ФНС России отсутствовала информация, о том, что иностранная организация ГИНСДОР ЛИМИТЕД имеет на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство.
ГИНСДОР ЛИМИТЕД (страна происхождения: ГЛОБАЛ ГЕЙТВЕЙ 8, РУ ДЕ ЛА ПЕРЛЕ, ПРОВИДЕНС, О. МАЭ, СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА) обладает признаками «массового участника».
Согласно сведениям ЕГРЮЛ иностранное юридическое лицо ГИНСДОР ЛИМИТЕД является участником в 6 юридических лицах, которые располагаются на территории различных регионов Российской Федерации, при этом у ООО «ТЕМП» (ОГРН <***>), ООО «ОМЕГА» (ОГРН <***>), ООО «ПРОМТЕКС» (ОГРН <***>), ООО «РОЯЛ ТРЕЙД» (ОГРН <***>) единственным участником является иностранная компания ГИНСДОР ЛИМИТЕД.
Таким образом, иностранная организация ГИНСДОР ЛИМИТЕД входит в юридические лица при увеличении уставного капитала Общества за счет дополнительного вклада, после чего происходит выход участника физического лица, и единственным участником остается иностранное юридическое лицо, сведения о правовом статусе которого в регистрирующем органе отсутствует.
При этом, у юридических лиц, где единственным участником является иностранная организация ГИНСДОР ЛИМИТЕД согласно сведениям журнала «Вестник государственной регистрации» имеются исполнительные производства:
- ООО «ТЕМП» (ОГРН<***>) задолженность: иной вид налога и сбора - 118 036,70 руб., страховые взносы 1 630, 98 руб.,
- ООО «ОМЕГА» (ОГРН<***>) задолженность: иной вид налога и сбора - 178 990,74 руб., страховые взносы - 47,73 руб.,
- ООО «РОЯЛ ТРЕЙД» (ОГРН<***>) задолженность: иной вид налога и сбора -75 9662,78 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По состоянию на дату вынесения оспариваемого решения, Определением суда от 13.02.2018 в отношении ООО «ОСНОВАНИЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) введена процедура банкротства - наблюдение сроком до 07.08.2018 (дело №А65-34002/2017).
Согласно сведениям, содержащимся в журнале «Вестник государственной регистрации» у ООО «ОСНОВАНИЕ» имеются следующие исполнительные производства:
- Исполнительное производство №127135/17/16006-ИП от 04.12.2017, задолженность: 9899951,64 руб.;
- Исполнительное производство №100608/17/16006-ИП от 20.11.2017, задолженность: 1620097 руб.;
- Исполнительное производство №99828/17/16006-ИП от 16.11.2017, госпошлина: 546,33 руб.;
- Исполнительное производство №93368/17/16006-ИП от 26.10.2017, иной вид налога и сбора: 21 606 675,72 руб.;
- Исполнительное производство №78235/17/16006-ИП от 09.10.2017, наложение ареста;
- Исполнительное производство №72793/17/16006-ИП от 14.008.2017, госпошлина: 37410,62 руб.;
- Исполнительное производство №32958/17/16004-ИП от 14.06.2017, госпошлина: 37410,62 руб.;
- Исполнительное производство №30115/17/16005-ИП от 14.06.2017, госпошлина: 37410,62 руб.
У ООО «ОСНОВАНИЕ» транспортные средства, земельные участки, зарегистрированные в установленном законом порядке, отсутствуют, адресом (местом нахождения) ООО «ОСНОВАНИЕ» является адрес: 420006, <...>.
03.10.2017 должностным лицом ИФНС России по Московскому району г. Казани проведены контрольные мероприятия по установлению факта нахождения юридического лица по адресу указанному в ЕГРЮЛ, в ходе которых установлено, что ООО «ОСНОВАНИЕ» по указанному адресу не находится, деятельность не осуществляет. На момент осмотра вывеска, представители или иная информация об Обществе отсутствовали.
03.10.2017 в ИФНС России по Московскому району г. Казани ООО «ОСНОВАНИЕ» представлено письмо №370/17, которым сообщается о расторжении договора аренды помещения, расположенного по адресу: 420006, <...>, фактическое местоположение ООО «Основание»: 420015, РТ, <...>.
Регистрирующим органом получена информация о проведенных Межрайонной ИФНС России №14 по РТ мероприятиях с целью установления фактического места нахождения ООО «ОСНОВАНИЕ» по адресу: 420015, РТ, <...>.
Согласно протоколу осмотра объекта недвижимости № 17-10БГГ от 17.10.2017 установлено, что по адресу: 420015, <...> располагается 5-ти этажный жилой дом с административными помещениями на первом этаже. Первый этаж здания занимает кафе, принадлежащее ООО «Юнионтрейд», сотрудница которого устно пояснила, что ООО «ОСНОВАНИЕ» в помещении кафе не располагается. Второй вход ведёт в жилой подъезд 5-ти этажного дома. В ходе осмотра обследованы все двери, расположенные в подъезде, однако вывеска с указанием наименования организации, режимом работы, а также сотрудники ООО «ОСНОВАНИЕ» отсутствуют. По причине отсутствия детальных элементов, как то: номер комнаты, помещения, квартиры, офиса, этажа, опросить собственников помещения ,не представилось возможным.
Учитывая положения пункта 2 статьи 54 ГК РФ, в силу которых место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, с учетом обстоятельств установленных ИФНС России по Московскому району г. Казани, а также Межрайонной ИФНС России №14 по Республике Татарстан свидетельствуют о недостоверности адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО «ОСНОВАНИЕ», по которому осуществляется связь с Обществом.
В соответствии с Законом № 129-ФЗ регистрации подлежат только достоверные сведения. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца Государственного реестра юридических лиц, являющего федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономический интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с Обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и их соответствие принципам законности, а также достоверность представленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, исполнительным органом ООО «ОСНОВАНИЕ» является ФИО3, адрес места жительства: г.Сургут, который является руководителем в 4 организациях, учредителем в 5.
О недобросовестных действиях ООО «Основание» свидетельствует тот факт, что 26.04.2018 в ИФНС России по г.Сургуту Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра поступило заявление ФИО3 о том, что он не является руководителем ряда организаций, среди которых и ООО «Основание» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО «ОСНОВАНИЕ» осуществляется для реализации целей противоправного характера, в виде уклонения от надлежащего исполнения обязательств и публичных обязанностей (уплата долгов налогов и т.д.), и свидетельствуют о том, что принятие нового участника ООО «ОСНОВАНИЕ» является мнимой сделкой, совершенной лишь для вида, не влекущей соответствующих ей правовых последствий, имеющей целью освобождение действительного участника юридического лица от последствий его деятельности (статья 170 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует требованиям Закона о государственной регистрации, прав и законных интересов заявителя не нарушает, отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения регистрирующего органа.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 22 февраля 2018 года по делу №А65-38253/2017 следует отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО «Основание» отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года по делу №А65-38253/2017 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Основание» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.Е. Кувшинов
Судьи Н.В. Бросова
Е.Г. Филиппова