ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-5080/20 от 30.09.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

06 октября 2020 года Дело № А65-5080/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2020 года по делу № А65-5080/2020,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Директ-Сервис» (ОГРН 1071650030616, ИНН 1650168362), город Набережные Челны Республики Татарстан,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, о признании незаконным бездействие по исправлению технической ошибки, и обязании произвести государственный кадастровый учет изменения здания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Директ-Сервис» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказ Управления Росреестра в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, по заявлению 16-0-1-272/3001/2019-947, признать незаконным бездействие Управления Росреестра по исправлению технической ошибки в записи в отношении этажности нежилого здания кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, и обязать Управление Росреестра произвести государственный кадастровый учет изменения здания кадастровый номер: 16646:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, на основании данных технического плана представленного по заявлению 16-0-1-272/3001/2019-947 (в базе ГКН ОКС изменить наименование здания Бугульминский филиал Казанского кооперативного техникума на наименование Административно-торговый центр; в базе ГКН ОКС изменит площадь здания на 2 233,5 кв.м.; в базе ГКН ОКС изменить технические характеристики здания согласно представленному техническому плану), обязать произвести исправление кадастровой ошибки записи в отношении этажности здания кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, а именно в базе ГКН ОКС указать, что здание состоит из 4 этажей, в том числе подземный.

В последующем 27.07.2020 г. заявитель уточнил требования, а суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточненные требования, в части обязания Управления Росреестра произвести исправление кадастровой ошибки записи в отношении этажности здания кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, а именно в базе ГКН ОКС указать, что здание состоит из 4 этажей, в том числе подземный.

Решением суда от 31.07.2020 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие Управления Росреестра по исправлению технической ошибки в записи в отношении этажности нежилого здания, кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: ул. Ярослава Гашека, д. 10, г. Бугульма, Бугульминский район, Республика Татарстан, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.

Управления Росреестра, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 16:46:030102:483 - нежилое здание с наименованием - Бугульминский филиал Казанского кооперативного техникума общей площадью 2 177,3 кв.м., 1969 г. постройки, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 16:46:030102:76 общей площадью 1 233 кв.м. из состава земель населенных пунктов, адрес: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, с видом разрешенного использования административно-хозяйственного, общественно-делового, коммерческого и финансового назначения.

На здание был оформлен технический паспорт от 27.02.2006 г. ин. № 11946, а право собственности заявителя на указанный объект недвижимости было зарегистрировано в установленном законом порядке 22.08.2017 г. за № 16:46:030102:483-16/012/2017-3.

21.05.2019 г. на основании декларации составленной и заверенной ООО»Директ-Сервис», и приказа «О переименовании» от 01.04.2019 г. кадастровым инженером Купцовой Л.В. был подготовлен технический план на здания с кадастровым номером 16:46:030102:483 из которого установлено, что в результате осуществления кадастровых работ по учету изменений сведений о здании, был образован один контур здания.

В базе данных ГКН ОКС необходимо изменить наименование здания Бугульминский филиал Казанского кооперативного техникума на наименование на Административно-торговый центр согласно приказа от 01.04.2019 г. в базе ГКН ОКС допущена кадастровая ошибка в отношении этажности здания с кадастровым номером 16:46:030102:483 указана этажность здания 3, в том числе подземных 1, в действительности здание состоит из 4 этажей в том числе 1 подземный согласно технического паспорта от 27.02.2006 г. инв. №11946.

Согласно выписки из ЕГРН от 20.04.2019 г. общая площадь здания составляет 2177,3, которая увеличилась на 56.2 кв.м. за счет демонтажа перегородок, более точных обмеров помещений, характер выполняемых строительных работ не имеет признаков, производимых при реконструкции здания (при перепланировке помещения несущие конструктивные элементы здания не затронуты, объект недвижимости свои параметры (высота, количество этажей, площадь застройки, объем) не изменил, предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, установленные градостроительным регламентом не превышены, так как производственные работы - демонтаж перегородок не затрагивают конструктивные характеристики и не влечет изменений объекта капитального строительства), согласно техническому отчету № 002-001-2019, а общая площадь здания после перепланировки составляет 2 233,5 кв.м.

Из технического отчета № 002-001-2019 составленного ООО «РР-Проект» по заданию заявителя следует, что общее техническое состояние несущих конструкций здания Бугульминского кооперативного техникума оценивается на момент обследования как работоспособное. Данное строение соответствует строительным нормам и в процессе эксплуатации не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При проведении капремонта в здании конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания затронуты не были, объект недвижимости свои границы не изменил.

В связи с ранее произведенной перепланировкой указанного нежилого помещения и связанной с этим необходимостью приведения данных кадастрового учета в соответствии с фактическими параметрами объекта недвижимости, заявитель 22.10.2019 г. обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении указанного выше объекта недвижимости, а именно изменить сведения о здании (образован один контур здания); изменить наименование здания в соответствии с приказом от 01.04.2019 г. на «Административно-торговый центр»; в связи с допущенной кадастровой ошибки изменить этажность спорного здания указав, что здание состоит из 4 этажей, в том числе подземный, согласно техническому паспорту от 27.02.2006 г. за инв. № 11946; изменить площадь указанного здания с 2 177,3 кв.м. на 2 233,5 кв.м., поскольку проведен капремонт, а не реконструкция здания, а к заявлению был приложены технический план здания от 21.05.2019 г. и приказ «О переименовании» от 01.04.2019 г.

Уведомлением Управления Росреестра от 28.10.2019 г. № 16-0-1-272/3001/2019-947 заявитель извещен о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений спорного здания, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утв. приказом Минэкономразвития РФ № 953 от 18.12.2015:1, отсутствует документ основание для государственного кадастрового учета изменений, и в связи с изменением целевого назначения объекта, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ был направлен Межведомственный запрос в исполнительный комитет МО г. Бугульма о предоставлении разрешения на ввод реконструированного объекта.

31.01.2020 г. на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ Управлением Росреестра вынесено решение № 16-0-1-272/3001/2019-947 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, и отказывая в государственной регистрации прав, исходило из того, что согласно полученному ответу исполнительного комитета МО г. Бугульма запрашиваемый документ не представлен, дополнительные документы к ранее представленным документам не поступали.

Заявитель, считая отказ в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, кадастровый номер 16:46:030102:483, и бездействие Управления Росреестра по исправлению технической ошибки в записи в отношении этажности нежилого здания кадастровый номер 16:46:030102:483, незаконными и нарушающими его права, обратился в суд с уточненным требованием по состоянию на 27.07.2020 г.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 198 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.

В силу ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с ч. 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

На основании ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Закона.

К их числу относятся: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ); несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства РФ (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

Частью 6 ст. 40 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что внесение изменений в записи ЕГРН возможно в случае изменения параметров объекта недвижимого имущества (помещения), в том числе в связи с его реконструкцией.

Реконструкция представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (п. 14 ст. 1 ГрК РФ.

Пунктом 7 «Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества» (утв. приказом Росрегистрации от 08.06.2007 г. № 113), предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).

Исходя из определения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, его выдаче предшествует получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены ст. 24 Закона № 218-ФЗ.

Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования № 953).

Согласно п. 2 Требований № 953 технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Судом установлено и как следует из п. Б.1 приложения Б Межгосударственного стандарта ГОСТ 27751 -2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», здание Бугульминского филиала Казанского кооперативного техникума (в том числе при наличии его переименовании на Административно - торговый центр) относится к зданию с массовым пребыванием людей и является категорийным объектом.

Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 340-03 «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» был введен п. 2.2 ст. 49 ГрК РФ, в соответствии с которым в случае, если объекты капитального строительства, указанные в п. 4 и 5 ч. 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в п. 4 и 5 ч. 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п. 4 и 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; и отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Из материалов дела следует, что спорное здание состоит из 4 этажей, в том числе 1 подземный, согласно технического паспорта от 27.02.2006 г. инв. № 11946.; площадь здания составляет 2 177,3 кв.м. которая увеличилась на 56.2 кв.м.

Частью 1 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Согласно п. 3.1.4 ГОСТ Р 58033-2017, конструктивная система (structure) - объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций.

В соответствии п. 3.3, 3.5 раздела 3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 21.501-2011 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений», строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

В силу п. 2.1.14 раздела 2 ГОСТ 27751-2014 строительная конструкция - часть сооружения, выполняющая определенные функции несущих или ограждающих конструкций или являющаяся декоративным элементом.

Пунктом 24 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

В соответствии с ГОСТ Р 58033-2017 конструкция (structure) - организованная совокупность конструктивных элементов, обладающая определенной жесткостью.

Элемент строительной конструкции - составная часть сборной или монолитной конструкции (ГОСТ 21.501-2011).

Конструктивный элемент (structural member) - составная часть сборной или монолитной конструкции, воспринимающей действующие усилия (ГОСТ Р 58033-2017).

Конструктивная система - совокупность взаимосвязанных строительных конструкций и основания (п. 2.2.2 раздела 2.2. ГОСТ 27751-2014).

Несущая способность - максимальный эффект воздействия, реализуемый в строительном объекте без превышения предельных состояний (п. 2.2.4 раздела 2.2 ГОСТ 27751-2014).

Согласно п. 2.2.3 раздела 2.2 ГОСТ 27751-2014 нагрузки - внешние механические силы (вес конструкций, оборудования, людей, снегоотложения и др.), действующие на строительные объекты.

В силу п. 10 ст. 2 Закона № 384-ФЗ нагрузка - механическая сила, прилагаемая к строительным конструкциям и (или) основанию здания или сооружения и определяющая их напряженно-деформированное состояние.

Основание здания или сооружения (далее - основание) - массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта (п. 13 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Характеристики безопасности здания или сооружения - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности (п. 28 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Статьей 30 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что в проектной документации должны быть предусмотрены все меры по предотвращению наступления несчастных случаев и требования безопасности.

Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ самостоятельным признаком произведенной реконструкции объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

Раздел 4 (общие требования) пункта 4.4* СП 118.13330.2012* предусматривает правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и количества этажей общественного здания.

Пункт Г.1.1* СП 118.13330.2012* разъясняет, что общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный).

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что в результате работ, произведенных заявителем, изменились параметры объекта капитального строительства.

Изменение площади нежилого помещения в результате произведенных обществом работ повлекло изменение и общей площади здания в целом (п. 14 ст. 1 ГрК РФ, п. Г.1.1* СП 118.13330.2012*).

В соответствии с п. 5.2.46 ГОСТ Р 58033-2017, стена (wall) - вертикальная конструкция, которая ограничивает или делит на части помещение и обычно является несущей.

Перегородка (partition) - внутренняя, не несущая нагрузку вертикальная конструкция, которая разделяет помещение (п. 5.2.47 ГОСТР 58033-2017).

Стена продольная несущая внутри здания (spine wall) - внутренняя несущая стена, параллельная главной продольной оси здания (п. 5.1.62 ГОСТР 58033-2017).

Судом установлено, что здание состоит нежилых помещений, здание согласно приказу руководителя общества от 01.04.2019 г. переименовано на Административно-торговый центр - категорийный объект с повышенной проходимостью и массовым пребываем людей.

Сравнительный анализ извлечения из технического плана здания от 21.05.2019 г. (т. 1 л.д. 40) и технического отчета на здание № 002-001-2019 (т. 1 л.д. 53 - 54) позволил суду установить, что при проведении работ по изменению объекта были затронуты несущие конструкции здания 1 этажа, а именно по внешней несущей стене закрыт дверной проем склада «20» и образованы путем пристроя к зданию две котельни (первая - площадью 11,8, кв.м., вторая -12,4 кв.м.); также путем пристроя к внешней несущей стене образован тамбур «11» площадью 9,1 кв.м., ранее до реконструкции здания 1 этажа данное место было коридором с дверным проемом без каких - либо пристроев; также путем пристроя к внешней несущей стене образован тамбур «12» площадью 6,1 кв.м., ранее до реконструкции здания 1 этажа данное место было коридором с дверным проемом без каких - либо пристроев; также по внешней несущей стене устроены два дверных проема «13» и «14» с образованием двух тамбуров площадью 12,7 кв.м. и 8,3 кв.м., также внешняя несущая стена закрыта путем образования тамбура «4» площадью 5,6 кв.м., ранее до реконструкции здания 1 этажа данное место было коридором с дверным проемом.

При поступлении документов на государственный кадастровый учет, государственный регистратор проводит правовую экспертизу на основании тех документов, которые поступили в регистрирующий орган и которые имеются в распоряжении управления и именно на то помещение, на которые заявитель подал заявление, и здание в котором находится данное помещение.

Суд правильно посчитал, что данные технические паспорта подтверждают позицию Управления Росреестра, что спорная стена является капитальной и имеет толщину, намного превышающую толщину обычных перегородок.

Более того, из схемы здания видно, что спорная стена проходит по всему зданию и к ней крепятся перегородки и является продольной стеной.

С учетом этого суд пришел к правильному выводу о том, что устройство двух дверных проходов в продольной капитальной стене влияет на элементы безопасности всего здания, а не только спорного помещения и является несущей стеной.

При этом, суд правильно указал, что ГрК РФ не закрепляет понятие «перепланировка» и характеристики, поскольку никаких иных понятий, кроме реконструкции для нежилых зданий, действующее законодательство не устанавливает.

Понятия «перепланировка», связанные с ним процедуры отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства (глава 4 ЖК РФ) и не применяются по отношению к нежилым зданиям.

Поскольку объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся (ст. 15 ЖК РФ) жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ст. 16 ЖК РФ), то нормы жилищного законодательства (в частности, ст. 25 ЖК РФ, определяющая понятие «перепланировка») по аналогии могут быть применены лишь к нежилым помещениям, расположенным в многоквартирном жилом доме, но не могут быть применены к категорийному зданию - кооперативному технику или административно - торговому центру.

Любые действия по перестройке нежилого помещения - здания регулируются правовыми нормами ГрК РФ и попадают под понятие «реконструкция», определенное п. 14 ст. 1 ГрК РФ.

При этом, п. 14 ст. 1 ГрК РФ не подлежит расширительному толкованию, является императивной нормой и прямо указывает понятие реконструкции с ее характеристиками.

Судом установлено, несмотря на то, что заявитель обращался в адрес исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, который письмом от 20.05.2019 г. за № 1935/19-АГ сообщил об отсутствии необходимости в получении разрешения на реконструкцию и ввод в эксплуатацию спорного нежилого здания, только в том случае когда реконструкция не затрагивает несущие конструкции здания, не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности объекта, не влекущее за собой существенные изменения объекта (изменение внешней границы такого объекта).

Кроме того, суд правильно указал, что письмо исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ от 20.05.2019 г. за № 1935/19-АГ само по себе не является разрешительной документацией и не подменяет документ, свидетельствующий о том, что выдача разрешения на реконструкцию не требуется, письмо лишь разъясняет некоторые нормы действующего законодательства, а также основано на выводах содержащихся в экспертном заключении, представленном заявителем.

Факт того, что изменения были осуществлены, подтверждается техническим планом здания от 21.05.2019 г. (т. 1 л.д. 40) и техническим отчетом на здание № 002-001-2019 (т. 1 л.д. 53 - 54).

Площадь здания согласно техническому плану до произведения реконструкции составляло 2 177,3 кв.м., после произведения реконструкции путем добавления пристроев вокруг внешней несущей стены увеличилась на 56.2 кв.м.

Изменение площади помещения относится к реконструкции, и, если не доказано обратного, требовало выдачи соответствующего разрешения до начала работ, а при государственном кадастровом учете изменений заявленного объекта недвижимости - разрешения на ввод в эксплуатацию.

Заявитель с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания не обращался, и в материалах дела данные доказательства отсутствуют.

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 утверждены формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений (далее - Приказ № 953).

Согласно п. 34 утвержденных Приказом № 953 Требований в случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеют наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы, контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.

Пунктом 34 Требований определено, что проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на чертеже расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, схеме контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости) специальными условными знаками. Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, Схеме специальными условными знаками.

Таким образом, в целях реализации положений названных требований в техническом плане отображаются проекции всех наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.).

При этом проекции контуров как одного, так и разных типов могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, что в силу анализа положений Приказа № 953 не является нарушением установленных им требований.

В силу изложенного, контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, имеющего наземные, надземные (в том числе на разных высотах) и (или) подземные конструктивные элементы, будет представлять собой совокупность контуров разного типа, которые могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться.

Как установлено судом, согласно приложенному к техническому плану на здание чертежу контура (т. 1 л.д. 39) и согласно техническому отчета на здание (т. 1 л.д. 53) вновь образованные котельни (первая - площадью 11,8, кв.м., вторая - 12,4 кв.м.) расположены на том же месте, что и ранее образованного склада вдоль стен указанного здания, то есть усматривается совокупность контуров разного типа, которые частично совпадают и пересекаться.

Между тем, в части здания по чертежу контура установлено образование новых, ранее не существовавших тамбуров: тамбур «11» площадью 9,1 кв.м., тамбур «12» площадью 6,1 кв.м., два тамбура площадью 12,7 кв.м. и 8,3 кв.м.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что при наличии сопоставления изначальных точек контура здания с новым техническим планом образованы новые проекции внешних границ расположенные на горизонтальной плоскости, которые проходят на уровне примыкания такого здания к поверхности земли.

Принимая во внимание содержащиеся сведения в экспликации технического паспорта на здание сведения о площади застройки земельного участка под зданием - 2 177,3 кв.м., с учетом площади расположения тамбуров - 56.2 кв.м., из содержащихся в ЕГРН сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 16:46:030102:483, в том числе о его составе и площади, очевидно следует увеличение площади здания на площадь рассматриваемых тамбуров.

Как указано ранее, наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования (п. 11 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ).

Согласно письма Управления Росреестра от 08.06.2015 г. № 14-06249/15@ изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения.

В связи с этим документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения, являются: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания или сооружения в связи с их реконструкцией, а также изменения назначения здания или сооружения в связи с их реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции); акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания или сооружения либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией); решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, когда не требуется их реконструкция и оно не связано с изменением назначения здания или сооружения).

Из положений Свода правил СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения» утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. №635/10 содержащего перечень основных функционально-типологических групп зданий, сооружений и помещений общественного назначения «организации профессионального образования» и «торгово-развлекательные комплексы» относятся к разным группам зданий, соответственно, к каждой группе зданий применяются разные по объему требования.

В связи с этим, изменение назначения здания предполагает изменение его функционального использования, а поскольку назначение объектов с наименованиями «Бугульминский филиал Казанского кооперативного техникума» и «Административно-торговый центр» является различным, то для изменения таких сведений в ЕГРН необходимо представление разрешения на ввод в эксплуатацию здания.

Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к правильному выводу о том, что решение Управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, по заявлению 16-0-1-272/3001/2019-947 соответствует ГрК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а поэтому правильно отказал в удовлетворении уточненного требования по состоянию на 27.07.2020 г. в части признания незаконным отказа Управления Росреестра в государственном кадастровом учете изменений нежилого здания, кадастровый номер 16:46:030102:483 и в части обязания произвести государственный кадастровый учет изменения здания кадастровый номер: 16646:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, на основании данных технического плана представленного по заявлению 16-0-1-272/3001/2019-947 (в базе ГКН ОКС изменить наименование здания Бугульминский филиал Казанского кооперативного техникума на наименование Административно-торговый центр; в базе ГКН ОКС изменит площадь здания на 2 233,5 кв.м.; в базе ГКН ОКС изменить технические характеристики здания согласно представленному техническому плану).

Доводы заявителя о том, что работы, выполненные на спорном объекте недвижимости, являются перепланировкой, а не реконструкцией, поскольку в их результате увеличилась общая площадь нежилого помещения, а не площадь застройки, которая осталась без изменений; все работы проведены внутри здания и не могли привести к изменению объема здания и площади застройки; увеличение общей площади нежилого помещения не привело к созданию нового объекта недвижимости; не были затронуты конструктивные характеристики здания, что подтверждается техническим планом 2019 г. и техническим отчетом, правильно отклонены судом, поскольку противоречат характеру проделанных работ.

В части уточненных требований заявителя от 27.07.2020 г. о признании незаконным бездействия Управления Росрееста по исправлению технической ошибки в записи в отношении этажности нежилого здания кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д.10, суд обоснованно пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Закона о регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно техническому паспорту здания по состоянию на 27.02.2006 г., здание было построено в 1969 г.

Как следует из экспликации и поэтажного плана здания, здание имеет всего 4 этажа, в том числе 1 подземный.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровый учет здания был осуществлен 28.03.2011 г.

В выписке из ЕГРН, площадь здания указана, как и в техническом паспорте здания по состоянию на 2019 г. 2 177,3 кв.м., при этом согласно сведениям ЕГРН здание имеет 3 этажа, в том числе 1 подземный.

В соответствии с п. 5 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 г. № 1 (далее - Порядок) источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются технические паспорта зданий, хранящиеся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Разделом II Порядка предусмотрено, что организациями технической инвентаризации передаются в орган кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости.

В состав копии технического паспорта включаются, в том числе поэтажные планы и экспликации (п. 15 Порядка).

На дату государственного кадастрового учета Здания (27.02.2006) в отношении Здания имелся технический паспорт с приложенным поэтажным планом (с учетом проведенного 28.03.2011 технического учета), которыми учтены 4 этажа, в том числе 1 подземный.

Указанные документы имелись у Управления Росреестра, а также были приложены обществом к заявлению об исправлении технической ошибки.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в выписке от 21.05.2019 г. из технического паспорта на здание, представленной заявителем в Управление Росреестра, здание имеет 4 этажа, в том числе 1 подземный.

Таким образом, документом, представленным суду заявителем, подтверждается факт несоответствия сведений, содержащихся в ЕГРН сведениям, содержащимся в технической документации.

В соответствии со Сводом Правил СП 118.13330.2012*, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/10, при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие (Приложение Г, п. 8).

Согласно положениям п. 1, 2 и п.п. 14 п. 4 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости количество этажей, в том числе подземных этажей относится к основным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, входящий в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о регистрации в ЕГРН.

Поскольку было выявлено несоответствие в сведениях об этажности здания, общество обратилось с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН об этажности здания.

При этом суд правильно указал, что общество не просило вносить изменения в сведения о площади здания либо учесть перепланировки и исходит из того, что если на момент осуществления государственного кадастрового учета здание изначально имело то количество этажей, сведения о которых просит внести заявитель, а поэтому Управлению Росреестра следует удовлетворить только требование об исправлении технической ошибки в этажности.

Исходя из смысла ст. 61 Закона о регистрации для исправления технической ошибки достаточно факта ее обнаружения.

В судебном заседании 27.07.2020 г. представитель Управления Росреестра заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях от 27.07.2020 г. № 16/20-48589 из которого следует «внести изменения через документ на исправление технической ошибки в сведения об этажности объекта капитального строительства, расположенного по адресу: РТ, Бугульминский муниципальный район, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д. 10, кадастровый номер 16:46:030102:483: изменить количество этажей «3» на «4», в том числе подземных 1».

При этом судом правильно указано, что то обстоятельство, что предмет спора на момент рассмотрения спора утрачен, в связи с осуществлением Управлением Росреестра действий по исправлению технической ошибки, не является основанием для отказа заявителю в удовлетворении уточненных требований по состоянию на 27.07.2020 г. о признании имевшего места бездействия в течение длительного времени незаконным.

Согласно ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, и в резолютивной части решения по делу должен обязать соответствующий орган принять решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.

При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

Фактически требование заявителя об обязании Управления Росреестра произвести исправление кадастровой ошибки записи в отношении этажности здания кадастровый номер 16:46:030102:483 не является по своей сути самостоятельным, а лишь указывает на способ, которым заявитель полагает возможным устранить нарушение своих прав и интересов.

Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела, Управление Росреестра устранило допущенные нарушение, то у суда отсутствовали правовые основания для обязания его устранить допущенные нарушения повторно.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд обоснованно признал незаконным бездействие Управления Росреестра по не исправлению технической ошибки в записи в отношении этажности нежилого здания кадастровый номер 16:46:030102:483, расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Ярослава Гашека, д.10.

Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 июля 2020 года по делу №А65-5080/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий П.В. Бажан

Судьи А.Б. Корнилов

Н.В. Сергеева