ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Харламова А.Ю., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2022 года по делу № А65-539/2022 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества «КАМАЗ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Набережные Челны
к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, г.Нижний Новгород
- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду в отношении части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение,
с участием в судебном заседании:
от Публичного акционерного общества «КАМАЗ» – представителя ФИО1 (доверенность от 02.03.2022 №250/22),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «КАМАЗ» (далее – ПАО «КАМАЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду в отношении части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение; об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2022 по делу № А65-539/2022 заявленные требования удовлетворены.
Бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, выразившееся в не исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду в отношении части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, признано незаконным.
На Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «КАМАЗ» путем исключения в десятидневный срок после вступления решения в законную силу из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.
Не согласившись с выводами суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, полагает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение.
Подробно позиция Министерства изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
ПАО «КАМАЗ» апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Представитель ПАО «КАМАЗ» в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Министерство и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства и третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ПАО «КАМАЗ» на основании договора купли-продажи №143 от 05.04.2013 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 площадью 547 248 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В связи с намерением осуществить на данном земельном участке жилищное строительство, строительство объектов инфраструктуры и объектов социального, культурного и бытового назначения ПАО «КАМАЗ» обратилось к Главе Тукаевского муниципального района с просьбой рассмотреть возможность включения в границы населенного пункта д.Малая Шильна земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540.
В свою очередь Глава Тукаевского муниципального района направил обращение о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта д. Малая Шильна Президенту Республики Татарстан.
В целях реализации инвестиционных проектов по комплексному освоению и развитию территорий 18.04.2020 ПАО «КАМАЗ» также направило обращение Президенту Республики Татарстан о включении земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 в границы населенного пункта д. Малая Шильна Малошильнинского сельского поселения.
По итогам рассмотрения вышеуказанных обращений, Президентом Республики Татарстан одобрено включение земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 в границы населенного пункта Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Письмом исх. №50030-16-153 от 14.12.2020 Министерство проинформировало общество о наложении земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 на земли лесного фонда Татарстанского участкового лесничества Елабужского лесничества.
ПАО «КАМАЗ» обратилось в Казанский филиал ФГБУ «Рослесинфорг» в целях уточнения границ лесного фонда.
ФГБУ «Рослесинфорг» проведены работы по сопоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 с землями лесного фонда и подготовлено заключение на основе материалов лесоустройства Елабужского лесничества от 2014 года.
ФГБУ «Рослесинфорг» сопоставлены границы спорного земельного участка, установленные по координатам из единого государственного реестра недвижимости, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, по результатам которого подготовлено заключение №092/307 от 16.06.2021.
Из указанного заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540 частично расположен на землях лесного фонда, а именно, в выделах 15, 16, 18, 19, 20, 64, 66 квартала 120 Татарстанского участкового лесничества Елабужского лесничества, площадь наложения составляет 178 534 кв.м.
ПАО «КАМАЗ» письмом исх. №50-10-339 от 02.08.2021 обратилось в Министерство с просьбой привести сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
Министерство письмом исх. №14-7653 от 01.09.2021 сообщило о невозможности применения к земельному участку норм Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о наличии в границах земельных участков объектов недвижимости.
Письмом исх. №50-10-385 от 17.09.2021 ПАО «КАМАЗ» обратилось в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу с просьбой привести сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН и исключить из материалов лесоустройства сведения о земельных участках, принадлежащих ПАО «КАМАЗ».
Указанное письмо было перенаправлено в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, которое в ответ на указанное письмо вновь сообщило о невозможности применения к земельным участкам положений Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о наличии в границах земельных участков объектов недвижимости.
ПАО «КАМАЗ», полагая, что необоснованное отнесение принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 к землям лесного фонда нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.6 Федерального закона №201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона №201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона №201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон №280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра (далее – ГЛР).
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ), в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона №218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Частью 8 статьи 60.2. Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В случае если такой орган не совершил действия, предусмотренные частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», при наличии противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, принадлежность земельного участка к определенной категории земель должна определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Поскольку доказательства обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на спорный земельный участок, доказательств направления в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в орган регистрации прав уведомления об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на указанный земельный участок в материалы дела не представлены, факт обращения Министерства в установленном порядке судом не установлен, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае применению подлежат нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе, в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
С учетом изложенного действующим законодательством закреплен приоритет сведений о земельном участке, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, над сведениями государственного лесного реестра.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что в Определениях от 21.09.2017 № 1793-О и № 1794-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из владения к гражданам, чье право собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 22 июня 2017 года №16-П).
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 №1795-О следует, что Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в статью 14 Закона №172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков; федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона №280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540 общей площадью 547 248 кв.м., принадлежащий обществу на праве собственности, поставлен на государственный кадастровый учет 25.08.2009. Ранее он был предоставлен ПАО «КАМАЗ» в безвозмездное бессрочное пользование на основании государственных актов от 1977 – 1984 г.г.
В последующем, постановлением руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района №206 от 04.02.2013 прекращено право постоянного бессрочного пользования ОАО «КАМАЗ» на земельные участки, в том числе, на земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540. Указанный земельный участок предоставлен обществу в собственность с выкупом.
На основании постановления руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района №206 от 04.02.2013 между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района и ОАО «КАМАЗ» 05.04.2013 заключен договор купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности №143, согласно которому общество приобрело в собственность земельные участки, в том числе, спорный земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540; по акту приема передачи от 05.04.2013 приобретенные по договору земельные участки, в том числе спорный, переданы обществу.
На основании указанного договора купли-продажи за ПАО «КАМАЗ» 27.06.2013 зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540 за №16-16-43/022/2013-43.
Судом первой инстанции было установлено, что до настоящего времени право собственности общества никем не оспорено и спор о праве отсутствует.
Доказательств обратного Министерством в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции также установлено, что по сведениям ЕГРН наложение границ смежных участков с земельным участком с кадастровым номером 16:39:000000:540 отсутствует.
Из писем Министерства №14-7653 от 01.09.2021 и №14-9381 от 23.10.2021 следует, что земельные участки ПАО «КАМАЗ» пересекаются с кварталом 120 Татарстанского участкового лесничества Елабужского лесничества, входящим в состав лесного участка с кадастровым номером 16:39:000000:718.
При этом, как установлено судом первой инстанции, в выписке из ЕГРН в отношении земельного участкас кадастровым номером 16:39:000000:718 содержится информация, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; описание местоположения земельного участка – отсутствует; сведения о координатах характерных точек лесного участка отсутствуют.
Таким образом, границы лесного участка, на который по сведениям Министерства накладывается земельный участок ПАО «КАМАЗ», не установлены, что не позволяет установить факт наложения границ лесного участка на границы земельного участка заявителя. Указанное свидетельствует о том, что до настоящего времени сведения о лесном участке в ЕГРН не внесены.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Министерством были представлены дополнения к отзыву с приложением акта натурного осмотра лесного (земельного) участка от 15.04.2022.
Согласно акту при сопоставлении материалов лесоустройства, данных ГЛР и публичной кадастровой карты выявлено пересечение земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 с лесным участком с кадастровым номером 16:39:000000:776, о котором ранее Министерством не указывалось, при этом на пересечение с лесным участком с кадастровым номером 16:39:000000:718, на которое Министерство ссылалось в письмах №14-7653 от 01.09.2021 и №14-9381 от 23.10.2021 в представленном акте не указано, что свидетельствует о противоречивости представляемых Министерством сведений, ссылаясь в обоих случаях на материалы лесоустройства 2014 года.
При этом, в представленной выписке из ЕГРН в отношении земельного участкас кадастровым номером 16:39:000000:776 также содержится информация, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствует, сведения о координатах характерных точек лесного участка отсутствуют. Границы указанного лесного участка не установлены.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, земельный участок общества ранее к лесному фонду не относился, и не предоставлялся в пользование из земель лесного фонда. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что сведения о земельном участке общества с кадастровым номером 16:39:000000:540 внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году, право собственности на него зарегистрировано 27.06.2013, в связи с чем в силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ сведения в ЕГРН имеют приоритет перед сведениями ГЛР.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в силу прямого указания закона указанный земельный участок ПАО «КАМАЗ» не может относиться к землям лесного фонда, следовательно, сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 к лесному фонду подлежат исключению.
Отклоняя довод Министерства об отсутствии оснований для исключения земельного участка общества из государственного лесного реестра со ссылкой на то, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу установленных Федеральным законом №280-ФЗ правил, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переходу земельного участка из одной категории в другую.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил ссылку Министерства на заключение Рослесинфорга №092/307 от 16.06.2021, поскольку указанное заключение подготовлено на основе материалов лесоустройства Елабужского лесничества от 2014 года, тогда как спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2009 году и если в государственном лесном реестре содержится информация о расположении спорного земельного участка в границах лесничеств или лесопарков, то сведения, отраженные в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями из ГЛР.
Довод Министерства, со ссылкой на положения части 6 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ, о том, что у ПАО «КАМАЗ» возникает право на обращение только после 01 января 2023 года, также правомерно отклонен судом в силу следующего.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Таким образом, законодателем установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, до 01.01.2023 привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
В соответствии с ч.7 ст.10 Федерального закона №280-ФЗ, ч.6 и ч.7 ст.4.6 Федерального закона №201-ФЗ именно на Министерстве лежит соответствующая обязанность по приведению сведений ГЛР в соответствии со сведениями в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица, в том числе, по заявлению Общества об исключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 в течение 30 дней.
Между тем, материалы по настоящему делу свидетельствуют о том, что какие-либо действия по указанному вопросу Министерством произведены не были, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540.
Повторно проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности бездействия Министерства.
В качестве правовосстановительной меры, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать Министерство в десятидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу в установленные действующим законодательством порядке и сроки предпринять необходимые действия по исключению из государственного лесного реестра сведений об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540, местоположение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы, суд апелляционной инстанции отклоняет как основанный на неверном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что вывод суда о невозможности установить факт наложения границ земельных участков ПАО «КАМАЗ» с землями лесного фонда не основан на правильном толковании закона, суд апелляционной инстанции отклоняет в виду следующего.
Земельным кодексом РФ установлено деление земель по определенным категориям. В соответствии со статьей 8 ЗК РФ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории можно получить из определенных документов, в том числе государственного кадастра недвижимости; документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Министерство утверждает, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации.
Вместе с тем, статьей 92 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Аналогичные нормы содержались в Лесном кодексе РФ и в редакции, действующей в 2009 году (ст. ст. 92, 93): государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кадастровый учет по единым правилам всех, в том числе и лесных земельных участков, позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ).
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ. Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Согласно Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений Федеральных законов в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ»: ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения Государственного лесного реестра, исходя из положений статей 7 и 8 ЗК РФ и Федерального закона № 172-ФЗ не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Министерство также указывает, что Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.02.2019 № 245 установлены границы Елабужского лесничества в РТ и в обоснование своей позиции также ссылается на заключения Рослесинфорга от 16.06.2021 и акт натурного осмотра от 15.04.2022.
Земельный участок с кадастровым номером 16:39:000000:540 был поставлен на государственный кадастровый учет в 2009 году. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН за ПАО «КАМАЗ» на земельный участок 16:39:000000:540 на основании договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности № 143 от 05.04.2013.
Ранее земельный участок был предоставлен ПАО «КАМАЗ» на основании государственных актов на право пользования землей от 1977-1984гг.
Рослесинфорг провёл работы по сопоставлению земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:540 с землями лесного фонда и подготовил заключение на основе материалов лесоустройства Елабужского лесничества от 2014 года. Тогда как указано: земельный участок ПАО «КАМАЗ» поставлен на государственный кадастровый учет в 2009 году.
Представленный Министерством от 15.04.2022 акт натурного осмотра земельных участков, в ходе которого выявлено пересечение земельного участка ПАО «КАМАЗ» с землями лесного фонда путем сопоставления материалов лесоустройства, данных
государственного лесного реестра и данных публичной кадастровой
карты лишь подтверждает факт того, что при составлении и подготовке
лесного реестра такая работа не проводилась: лесной реестр разработан
без учета данных ЕГРН, что противоречит правовым нормам, в том числе норме, содержащейся в ст. 4.6 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» - информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Относительно сведений Генерального плана Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района.
Генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения.
При этом следует иметь в виду, что положения ч. 8 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно Федерального закона № 218-ФЗ, кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на недвижимые объекты объединены в единую систему учета и регистрации. Кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
Пунктом 3 статьи 5 Закона № 172-ФЗ, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
В связи с этим надлежащим доказательством принадлежности земельных участков к конкретной категории земель являются данные ЕГРН.
К тому же утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Более того: границы лесного участка, на который по сведениям Министерства накладывается земельный участок ПАО «КАМАЗ», не установлены.
Указанное свидетельствует, о невозможности установления наложения в отсутствие установленных в едином порядке границ.
Только кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное местоположение, границы, площадь, исключить наложение.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, был исследован судом первой инстанции и получил надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Министерства с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2022 года по делу № А65-539/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий | О.А. Лихоманенко |
Судьи | А.Ю. Харламов Е.Г. Попова |