ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
21 сентября 2017 года Дело А65-6062/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан - представителя ФИО1 (доверенность от 18.07.2017 № 2.2-0-28),
от общества с ограниченной ответственностью «Эр Ликид Алабуга» - представителя ФИО2 (доверенность от 04.10.2016 № 222),
от третьего лица - представителя ФИО1 (доверенность от 11.07.2017 № 2.1-0-39/46),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года по делу № А65-6062/2017 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эр Ликид Алабуга» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Елабуга,
к Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Елабуга,
с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и недействительным решения № 2-14-0-18/034763@ от 29.12.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Эр Ликид Алабуга», г. Елабуга, (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и недействительным решения № 2-14-0-18/034763@ от 29 декабря 2016 года.
Определением суда первой инстанции от 26.05.2017 принято изменение предмета заявленных требований в следующей редакции: «Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Татарстан № 2895 от 12 октября 2016 года».
Этим же определением суда от 26.05.2017 произведена замена ненадлежащего ответчика (Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан) на надлежащего ответчика – Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Республике Татарстан (далее – ответчик, налоговый орган), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Эр Ликид Алабуга» удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2895 от 12.10.2016. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Эр Ликид Алабуга».
В апелляционной жалобе Инспекция просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года по делу № А65-6062/2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Эр Ликид Алабуга", ссылаясь на законность оспариваемого решения Инспекции.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Инспекции, в котором ООО "Эр Ликид Алабуга" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года по делу № А65-6062/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу Инспекции, в котором Управление ФНС России по РТ апелляционную жалобу Инспекции поддержало, и просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года по делу № А65-6062/2017, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Эр Ликид Алабуга".
В судебном заседании апелляционного суда представитель Инспекции и третьего лица апелляционную жалобу налогового органа поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции от 27.06.2017 оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из заявления и материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 2015 год, по окончании которой составлен акт налоговой проверки № 3037 от 30.06.2016.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и представленных обществом письменных возражений в отношении общества заместителем начальника налогового органа вынесено решение № 2895 от 12.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислен налог в сумме 1 085 352,00 руб., пени в связи с несвоевременной уплатой налога в сумме 76 173,62 руб., общество привлечено в налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 217 070,40 рублей.
Обществом на данное решение налогового органа подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Республике Татарстан, которое своим решением от 29.12.2016 № 2.14-0-18/034763@ оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением налогового органа № 2895 от 12.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела судом установлено, что основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужили выводы, что, получив убыток по результатам налогового периода (2015 год) от деятельности, предусмотренной Соглашением «О ведении промышленно-производственной деятельности на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа Елабужского района Республики Татарстан» от 28.11.2008 и прибыль от операций по размещению денежных средств на депозитах, заявитель не уплатил налог на прибыль отдельно по операциям от деятельности, не предусмотренной данным Соглашением - по доходам от размещения денежных средств на депозитах.
Заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что пониженная ставка налога для организаций - резидентов особой экономической зоны, созданной на территории Елабужского района РТ, не является безусловной и однозначной, в рассматриваемой ситуации несоблюдение заявителем условия о ведении раздельного учёта доходов (расходов) отменяет право применения пониженной ставки, такая ставка обществом не заявлялась.
Судом доводы заявителя признаются обоснованными, а позиция ответчика - ошибочной в связи со следующим.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признается, в частности, для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно статье 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п.1). Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (п.2).
В соответствии с п. 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено данной статьей. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Данным пунктом статьи 284 НК РФ также установлено, что для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Частью 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 10.02.2006 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан» (далее - Закон № 5-ЗРТ) установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Республики Татарстан, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, в размере:
0 процентов - в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению;
5 процентов - в период с шестого по десятый календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению;
13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах) - по истечении десяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
В силу части 2 данной статьи указанные налоговые ставки применяются при условии ведения организациями-резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п. 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Освобождение от уплаты налогов и сборов по своей природе является льготой, которая является исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Только законодатель вправе определить круг лиц, на который распространяются налоговые льготы. Данное правоприменительное толкование п. 1 статьи 56 НК РФ содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 3513/09.
В рассматриваемом случае установленные законодателем ограничения применения пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет субъектов РФ, обусловлены целями создания особых экономических зон.
Налоговым кодексом Российской Федерации не раскрывается понятие производственно-промышленной деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.
Согласно п. 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Пунктом 1 статьи 9 данного Федерального закона определено, что резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Для целей данного Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
Судом установлено, что согласно свидетельству, удостоверяющему регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, общество зарегистрировано в качестве резидента особой экономической зоны промышленно-производственного типа 02.03.2011 за №2011160127324, действует на основании соглашения от 28.11.2008 о ведении промышленно-производственной деятельности на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа Елабужского района Республики Татарстан (далее – ОЭЗ). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Исходя из комплексного толкования статьи 56, п. 2 статьи 274, п. 1 статьи 284 НК РФ, статьи 1 Закона № 5-ЗРТ, применение пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, применяется налогоплательщиком - резидентом ОЭЗ применительно к рассматриваемому делу, во-первых, по заявлению самого налогоплательщика, во-вторых, в определенный период начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению, в-третьих, при условии ведения организацией-резидентом раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
К резидентам ОЭЗ применяются общие положения НК РФ, регламентирующие порядок исчисления налога на прибыль, как следует из статьи 5.1 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», при этом субъекты РФ не могут устанавливать какой-либо особый порядок формирования налоговой базы.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.03.2005 № 33-Г05-2, 07.06.2006 № 59-Г06-9, от 28.062006 № 16-Г06-15, от 17.05.2006 № 44-Г06-7.
Судом установлено, что в представленной в налоговый орган уточненной декларации по налогу на прибыль за 2015 год обществом заявлен убыток от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны в размере 100 935 508,00 руб., по деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (с признаком налогоплателыцика «3»). Также с признаком налогоплателыцика «3» отражены следующие операции, а именно: проценты к получению, отраженные в составе внереализационных доходов на сумму 5 426 760,57 рублей. Обществом льгота по по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет Республики Татарстан, не заявлена.
При этом, доказательств того, что за время ведения в ОЭЗ деятельности обществом была получена прибыль в каком-либо периоде, в материалы дела не представлено.
Раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ, обществом не вёлся. Данное обстоятельство подтверждается самим заявителем и, собственно, оспариваемым решением.
При таких обстоятельствах, поскольку иного не установлено налоговым законодательством, ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ, не является обязательным для резидентов ОЭЗ, если ими не заявлется налоговая льгота по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 статьи 284 НК РФ и статьтей 1 Закона № 5-ЗРТ. При этом указание в налоговой декларации признаком налогоплателыцика «3» такую обязанность порождать не может.
В данной связи обязание общества налоговым органом в оспариваемом решении вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ, безотносительно того, заявлена обществом льгота по налогу на прибыль в соответствии с Законом № 5-ЗРТ, лишь только потому, что общество является резидентом ОЭЗ, а также доначисление в связи с этим обществу налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Республики Татарстан, по деятельности за пределами территории ОЭЗ, соответствующих пени и привлечение общества к налоговой ответственности, не основан на нормах действующего законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям Налогового кодекса РФ и нарушении им прав и законных интересов заявителя, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы налогового органа повторяют доводы оспариваемого решения № 2-14-0-18/034763@ от 29 декабря 2016 года, являлись предметом исследования арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Законодательство не содержит требований по ведению раздельного учета доходов и расходов при осуществлении деятельности за пределами ОЭЗ до момента, с которого применяется пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. Доказательств того, что за время ведения в ОЭЗ деятельности обществом была получена прибыль в каком-либо периоде, в материалах дела не имеется. Обществом пониженная ставка по налогу на прибыль не применялась.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2017 года по делу № А65-6062/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи И.С. Драгоценнова
А.А. Юдкин