ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-6096/16 от 03.10.2016 АС Республики Татарстан


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 октября 2016 года                                                                       Дело № А65-6096/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан– Камалутдинов А.Р.(доверенность от 11.08.2016 г.),

от открытого акционерного общества «ТГК-16» – Галимов И.В.(доверенность от 11.01.2016 г. №1-Д), Сагунов М.Ф.(доверенность от 11.01.2016 г. №2-Д),

от общества с ограниченной ответственностью «ТатАИСЭнерго» – извещен, не явился;

от Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2016 года по делу № А65-6096/2016 (судья Насыров А.Р.),

по заявлению открытого акционерного общества «ТГК-16», (ОГРН 1101690011532, ИНН 1655189422), г. Казань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань,

с участием третьих лиц:

общества с ограниченной ответственностью «ТатАИСЭнерго», г. Казань,

Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Казань,

о признании недействительным решения в части и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «ТГК-16»,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «ТГК-16», г. Казань обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием третьих лиц -общество с ограниченной ответственностью «ТатАИСЭнерго», г. Казань, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу № Т04-30/2016 от 21.01.2016 г. в части признания ОАО «ТГК-16» нарушившим требования подпункта 5 пункта 44 Положения о закупках заказчика, части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», об обязании Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «ТГК-16».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 51 АПК РФ, были привлечены Общество с ограниченной ответственностью «ТатАИСЭнерго», г. Казань, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее по тексту - третьи лица).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2016г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

По мнению подателя жалобы, отсутствовали основания для принятия решения закупочной комиссией заявителя о не соответствии заявки ООО «ТатАИСЭнерго» требованиям, изложенным в Техническом задании (пп.12.2 и 13).

В судебном заседании представитель УФАС по РТ доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ОАО «ТГК-16» считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Татарстанским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО «ТатАИСЭнерго» на действия заказчика - ОАО «ТГК-16» при формировании Конкурентного листа на предмет: «Оказание комплекса услуг и работ по обеспечению непрерывной работы составляющих аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и Системы подготовки данных при работе на оптовом рынке электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16» на 3 года».

По мнению ООО «ТатАИСЭнерго», заказчиком была необоснованно отклонена заявка заявителя.

В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом было установлено следующее.

16.12.2015 года на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурентного листа на предмет: «Оказание комплекса услуг и работ по обеспечению непрерывной работы составляющих аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и Системы подготовки данных при работе на оптовом рынке электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16» на 3 года» КЛП 155344), (извещение №31503097364).

Заказчик - ОАО «ТГК-16».

Начальная цена лота - 11 052 697,00 руб.

Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение №Т04-30/2016 от 21.01.2016г.  в соответствии с которым:

- жалоба ООО «ТатАИСЭнерго» на действия заказчика - ОАО «ТГК-16» при формировании Конкурентного листа на предмет: «Оказание комплекса услуг и работ по обеспечению непрерывной работы составляющая аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и Системы подготовки данных при работе на оптовом рынке электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16» на 3 года» (КЛП-155344), (извещение № 31503097364), признана обоснованной.

- заказчик - ОАО «ТГК-16» признан нарушившим требования подпункта 5 пункта 44 Положения о закупках заказчика, части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.200jfl г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее закон) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств,  полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Способ закупки не предполагает обязательное проведение конкурса или аукциона.

Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, при размещении Конкурентного листа «Оказание комплекса услуг и работ по обеспечению непрерывно работы составляющих аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и Системы подготовки данных при работе на оптовом электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16» на 3 года» (КЛП-155344), заказчик руководствовался Положением о закупках для нужд ОАО «ТГК-16», утвержденным Советом директоров ОАО «ТГК-16» протокол № 7/2015 от 07.09.2015 г.

Как следует из материалов дела и было указано судом выше, антимонопольный орган признал жалобу ООО «ТатАИСЭнерго» на действия заказчика - ОАО «ТГК-16» при формировании Конкурентного листа на предмет: «Оказание комплекса услуг и работ по обеспечению непрерывной работы составляющая аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и Системы подготовки данных при работе на оптовом рынке электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16» на 3 года» (КЛП-155344), (извещение № 31503097364), обоснованной.

По мнению антимонопольного органа, заявка ООО «ТатАИСЭнерго» содержала все необходимые и предусмотренные техническим заданием документы, и, следовательно, была отклонена комиссией заказчика неправомерно, что является нарушением подпункта 5 пункта 44 Положения о закупках заказчика, части 2 статьи 2 Закона о закупках, пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции».

Судом первой инстанции правомерно указано на следующее.

ОАО «ТГК-16» проводилась закупочная процедура на предмет обслуживания аппаратно-программного комплекса АИИС КУЭ и системы подготовки данных при работе на оптовом рынке электроэнергии центрального офиса и филиалов ОАО «ТГК-16».

В качестве участника закупочной процедуры подало свое предложение ООО «ТатАИСЭнерго», предъявив в качестве доказательства возможности осуществлять планово-предупредительные и аварийно-восстановительные работы оборудования на электростанциях (в том числе работы по восстановлению неисправностей, проверке и замене оборудования и др. работы на высоковольтном оборудовании) протокола проверки знаний правил работы в электроустановках.

Согласно протоколам проверки знаний правил работы в электроустановках, у сотрудников ООО «ТатАИСЭнекро» проводилась проверка знаний правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, проверку знаний Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003г. № 229 сотрудники ООО «ТатАИСЭнерго» не проходили.

По мнению, ООО «ТатАИСЭнерго», заказчик предъявил к участникам излишнее требование о прохождении специалистами организаций проверки знаний Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003г. № 229.

Согласно приложению №5 к закупочной документации «Критерии оценки предложений участников формирования конкурентного листа по КЛП-155344», к участнику закупочных процедур предъявляются следующие требования: соответствие требованиям, изложенным в Техническом задании и в требованиях к участнику закупочных процедур.

В случае, если участник не предоставил полный пакет документов до срока, указанного в извещении о закупке, либо предоставленные документы не соответствуют требованиям, изложенным в Техническом задании и в требованиях к участнику закупочных процедур, предложение Участника не рассматривается.

В силу п. 14 Приложения № 6 к закупочной документации «Требования к Участникам закупочных процедур», участник должен предоставить справку о кадровых ресурсах с приложением копий документов о присвоении группы по электробезопасности: удостоверениями, протоколами проверки знаний, приказами об экзаменационной комиссии, подтверждением, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора, заверенным печатью организации и подписью руководителя, согласно п. 12.2 Технического задания.

Пунктом 12.2 Технического задания предусмотрено, что Исполнитель услуги должен иметь квалифицированный электротехнический персонал с группой по электробезопасности не ниже IV у производителя работ, согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок (подтверждается справкой о кадровых ресурсах с приложением копий документов о присвоении группы по электробезопасности: удостоверениями, протоколами проверки знаний, приказами об экзаменационной комиссии, подтверждением, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора заверенными печатью организации и подписью руководителя).

Согласно п. 13 Технического задания Исполнитель обязан соблюдать Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (введены в действие с 30.06.03 г., утверждены в Минюсте РФ №4799 от 20.06.2003г.).

Как следует из Приказа ООО «ТатАИСЭнерго» №57 от 05.06.2014г., ООО «ТатАИСЭнерго» назначена постоянно действующая комиссия по проверке знаний ПТБ, ПТЭ, ППБ и промбезопасности работников ООО «ТатАИСЭнерго». При этом председатель комиссии Кабиров P.M., а также члены комиссии Тараканов А.Б., Галиуллин Э.З., Попков Р.Э. проверку знаний ПТЭ электростанций не проходили, член комиссии Кокарев А.А. в нарушение п. 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, аттестацию проходил не в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а в аттестационной комиссии поднадзорной организации (членом которой сам же и является). Соответственно, и все сотрудники проверку знаний ПТЭ электростанций также не проходили.

Согласно п. 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек.

Таким образом, Участником закупки не были представлены:

- документы, подтверждающие соответствие требованиям Технического задания (протокола проверки знаний сотрудников, содержащие сведения о прохождении проверки знаний Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ);

- подтверждение, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора (не представлено подтверждение в отношении члена комиссии Кокарева А.А.).

С учетом вышеуказанного, судом правильно указано на то, что ООО «ТатАИСЭнерго» не были представлены все необходимые документы для рассмотрения его заявки, в связи с чем содержащийся в оспариваемом решении вывод антимонопольного органа о предоставлении участником всех необходимых документов является необоснованным.

Судом также верно учтено, что заявитель, имея на праве собственности и эксплуатируя опасные производственные объекты - две теплоэлетроцентрали - Казанская ТЭЦ-3 (установленная электрическая мощность 420 МВт) и Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1) (установленная электрическая мощность 880 МВт), которые помимо электрической энергии вырабатывают также и тепловую энергию, обязан соблюдать требования норм действующего законодательства в области промышленной безопасности.

Материалами дела установлено, что согласно Уставу ОАО «ТГК-16» основными видами деятельности являются: производство электроэнергии; производство пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по получению (покупке) электроэнергии с оптового и розничного рынка электроэнергии (мощности); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций; деятельность по эксплуатации тепловых сетей; обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к собственным электрическим и тепловым сетям, в соответствии с заключенными договорами; сдача в аренду собственного движимого и недвижимого имущества; эксплуатация энергетических объектов, не находящихся на балансе общества, по договорам с собственниками данных энергетических объектов; выполнение работ, определяющих условия параллельной работы в соответствии с режимами Единой энергетической системы России в рамках договорных отношений; организация энергосберегающих режимов работы оборудования электростанций, соблюдение режимов поставки энергии в соответствии с договорами; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов.

Деятельность ОАО «ТГК-16» регулируется, в том числе и Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии со ст. 9 названного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В развитие данного закона Минэнерго России приказом №229 от 19.06.2003г. утвердило Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (далее -ПТЭ электростанций, правила).

Согласно пункту 1.1.1 ПТЭ электростанций настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Таким образом, как филиалы ОАО «ТГК-16» (Казанская ТЭЦ-3, Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1), так и другие организации, осуществляющие работы на действующих энергообъектах ОАО «ТГК-16», обязаны выполнять требования ПТЭ электростанций.

Согласно п. 1.1.3 ПТЭ электростанций безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно- технических документов.

Данным пунктом установлено требование о выполнении нормативно-технических документов (в том числе самих ПТЭ) для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования.

Согласно п. 1.3.1 ПТЭ к работе на энергообъектах электроэнергетики допускаются лица с профессиональным образованием.

В соответствии с п. 1.3.2 ПТЭ лица, не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.

При этом согласно п. 1.3.4 ПТЭ на энергообъектах должна проводиться постоянная работа с персоналом, направленная на обеспечение его готовности к выполнению профессиональных функций и поддержание его квалификации.

Работа с персоналом, осуществляющим обслуживание оборудования на электрических станциях, проводится на основании «Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 № 49 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.03.2000 № 2150) (далее - Правила).

Правила являются руководящим документом для персонала предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта.

В соответствии с п. 4.1 Правил работа с персоналом является одним из основных направлений в деятельности организации и ее структурных подразделений.

Согласно п. 8.1 Правил к работам по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний соответствующих отраслевых норм и правил, органов государственного надзора и других ведомств, правила и нормы которых распространяются на электроэнергетику.

В соответствии с п. 8.3 Правил проверке знаний подлежат:

- руководящие работники организаций и руководители структурных подразделений, управленческий персонал и специалисты;

- рабочие, к профессиям и работам, на которых они заняты, предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности.

Пунктом 10.5. Правил предусмотрено, что работники, обслуживающие оборудование и объекты, подконтрольные органам Госгортехнадзора России (в настоящее время - Ростехнадзора России), допускаются к самостоятельной работе после обучения, аттестации и проверки знаний в соответствии с требованиями правил этих органов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора.

В соответствии с п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610, государственный надзор осуществляется, в том числе при эксплуатации объектов электроэнергетики.

В силу ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике», объекты электроэнергетики -имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Судом верно отмечено в решении, что поскольку филиалы ОАО «ТГК-16» являются объектами по производству электроэнергии (электростанциями), то они являются подконтрольными Ростехнадзору объектами.

Согласно п. 4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 № 38, при осуществлении государственного энергетического надзора применяется приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации».

Таким образом, ПТЭ электростанций подлежит применению как в отношении ОАО «ТГК-16», так и в отношении организаций, осуществляющих работы применительно к электростанциям.

Пунктом 1.1.4 ПТЭ электростанций установлено, что каждый работник отрасли в пределах своих функций должен обеспечивать соответствие устройства и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

В силу п. 1.1.7 ПТЭ электростанций работники энергообъектов обязаны:

- обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства;

- соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

- выполнять правила охраны труда.

ПТЭ установлены требования к эксплуатации электрических станций, выполнению работ на них, которые в силу п. 1.1.1 подлежат применению, в том числе организациями, выполняющими какие-либо работы на электростанциях.

Выполнение работ лицами, которые не владеют ПТЭ электростанций не обеспечивает безопасную эксплуатацию электростанции.

Согласно п. 2.4 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, (далее - ПОТЭЭ) работники, относящиеся к электротехническому персоналу, а также электротехнологический персонал должны пройти проверку знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по устройству электроустановок, по технической эксплуатации электроустановок, а также применения защитных средств) в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением № 1 к Правилам.

Согласно п. 1.1 ПОТЭЭ распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные,  монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

Согласно п. 5.9 ПОТЭЭ производитель работ, выполняемых по наряду в электроустановках напряжением выше 1000В, должен иметь группу IV, а в электроустановках напряжением до 1000 В - группу III.

Согласно п. 3 Приложения № 1 к ПОТЭЭ к персоналу с группой по электробезопасности IV предъявляется требование о знании правил технической эксплуатации электрооборудования (в данном случае - ПТЭ электростанций).

К персоналу с группой по электробезопасности III такого требования не предъявляется.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено требование о необходимости наличия IV группы электробезопасности и соответственно знание ПТЭ электростанций для выполнения работ на электрооборудовании свыше 1000 В.

Как следует из абзаца 3 п. 7 Технического задания (приложение № 3 к закупочной документации) в состав работ входит выполнение планово-предупредительных и аварийно-восстановительных работ. В пунктах 8-9 Технического задания подробно описан перечень работ, который подлежит выполнению на объектах Заказчика (в перечень включены в том числе работы по восстановлению неисправностей, проверке и замене оборудования и др.). В пункте 5 технического задания перечислено оборудование, на котором будет осуществляться данные работы, включая счетчики электрической энергии, контроллеры, маршрутизаторы, устройства синхронизации, повторители и преобразователи интерфейсов и др. Данные устройства являются неотъемлемыми частями технически сложных объектов по выработке тепловой и электрической энергии (турбоагрегатов), которые входят в состав электрических станций.

Согласно п. 5.1 Технического задания (по перечню оборудования филиала ОАО «ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ-1») часть контроллеров размещена в распредустройствах 6 кВ.

Пунктом 12 Технического задания установлены требования к исполнителю услуги:

- Исполнитель должен иметь квалифицированный, специально обученный персонал, имеющий сертификаты и/или аттестаты и/или свидетельства о прохождении обучения, подтверждающие квалификацию на обслуживание и эксплуатацию оборудования согласно п. 5 Технического задания ( п.12.1 Технического задания).

- Исполнитель должен иметь квалифицированный электротехнический персонал с группой по электробезопасности не ниже IV у производителя работ, согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок ( п.12.2 Технического задания).

Согласно п. 13 Технического задания исполнитель обязан соблюдать ПТЭ электростанций (введены в действие с 30.06.03г., утверждены в Минюсте РФ №4799 от 20.06.2003г.).

Между тем, в рассматриваемом случае, согласно справке о кадровых ресурсах с приложением копий документов о присвоении группы по электробезопасности у персонала ООО «ТатАИСЭнерго» включая членов постоянно действующей экзаменационной комиссии, отсутствует подтверждение проверки знаний в объеме Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ.

Члены постоянно действующей экзаменационной комиссии и работники ООО «ТатАИСЭнерго» прошли проверку знаний в объеме Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее - ПТЭЭП), действие которых не распространяется на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей (п. 1.1.2 ПТЭЭП), проверку знаний ПТЭ электростанций члены комиссии и работники заявителя не проходили, в связи с чем не вправе выполнять работы на электростанциях.

Данное обстоятельство было подтверждено представителем Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в ходе судебного заседания суда первой инстанции. Представитель Ростехнадзора пояснил, что в рамках проведения внеплановой документарной проверки в период с 14.03.2016г. по 08.04.2016г. в отношении ООО «ТатАИСЭнерго» было выявлено ряд нарушений и установлено, что сотрудники ООО «ТатАИСЭнерго», прошедшие проверку знаний ПТЭ электростанций в данной организации отсутствуют, однако работы на электростанциях ООО «ТатАИСЭнерго» выполняются.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что ОАО «ТГК-16» в адрес участников направлялись запросы с просьбой предоставить документы, подтверждающие прохождение специалистами организации проверку знаний ПТЭ электростанций.

Однако, ООО «ТатАИСЭнерго» письмом №102/1230 от 28.12.2015г. сообщило, что требование о прохождении проверки знаний ПТЭ электростанций в закупочной документации отсутствовало и указало, что обязуется в случае заключения договора, пройти необходимую проверку знаний и представить подтверждающие документы в течение одного календарного месяца с момента заключения договора, тем самым подтвердив отсутствие в своем штате специалистов, обладающих необходимой квалификацией для выполнения работ.

С учетом вышеизложенного, суд сделал правильный вывод о том, что ОАО «ТГК-16» обоснованно признало ООО «ТатАИСЭнерго» не соответствующим требованиям закупочной документации.

Судом также обоснованно учтено, что закупочная комиссия в случае признания ООО «ТатАИСЭнерго» победителем в закупочной процедуре по условиям КЛ-155344 и заключив с ним договор, допустило бы неквалифицированный персонал к работе на опасном объекте, что в свою очередь могло повлечь ряд неблагоприятных последствий как в причинении вреда жизни, здоровья граждан и окружающей среде в целом, так и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Довод заявителя жалобы о том, что ОАО «ТГК-16» необоснованно отклонило заявку ООО «ТатАИСЭнерго» в связи с несоответствием требованиям, изложенным в Техническом задании отклоняется апелляционным судом.

Согласно приложению №5 к закупочной документации «Критерии оценки предложений участников формирования конкурентного листа по КЛП-155344», к участнику закупочных процедур предъявляются следующие требования:

соответствие требованиям, изложенным в Техническом задании и в требованиях к участнику закупочных процедур.

В случае если участник не предоставил полный пакет документов до срока, указанного в извещении о закупке, либо предоставленные документы не соответствуют требованиям, изложенным в Техническом задании и требованиях к участнику закупочных процедур, предложение участника не рассматривается.

В силу п. 14 Приложения №6 к закупочной документации «Требования к Участникам закупочных процедур», участник должен предоставить справку о кадровых ресурсах с приложением копий документов о присвоении группы по элсктробезопасности: удостоверениями, протоколами проверки знаний, приказами об экзаменационной комиссии, подтверждением, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора, заверенным печатью организации и подписью руководителя, согласно п. 12.2 Технического задания.

Как установлено п. 12.2 Технического задания - Исполнитель услуги должен иметь квалифицированный электротехнический персонал с группой по электробезопасности не ниже IV у производителя работ, согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок (подтверждается справкой о кадровых ресурсах с приложением копий документов о присвоении группы по электробезопасности: удостоверениями, протоколами проверки знаний, приказами об экзаменационной комиссии, подтверждением, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора заверенными печатью организации и подписью руководителя).

Согласно н. 13 Технического задания - исполнитель обязан соблюдать Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (введены в действие с 30.06.03 г., утверждены в Минюсте РФ №4799 от 20.06.2003г.).

Согласно протоколам проверки знаний правил работы в электроустановках, у сотрудников ООО «ТатАИСЭнекго» проводилась проверка знаний правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, проверку знаний Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003г. № 229 сотрудники ООО «ТатАИСЭнерго» не проходили.

Как следует из Приказа ООО «ТатАИСЭнерго» №57 от 05.06.2014г., ООО «ТатАИСЭнерго» назначена постоянно действующая комиссия по проверке знаний ПТБ, ПТЭ, ППБ и промбезопасности работников ООО «ТатАИСЭнерго». При этом председатель комиссии Кабиров P.M., а также члены комиссии Тараканов А.Б., Галиуллин Э.З., Попков Р.Э. проверку знаний ПТЭ электростанций не проходили, член комиссии Кокарев A.A. в нарушение п. 20 Положения об организации работы но подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, аттестацию проходил не в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора, а в аттестационной комиссии поднадзорной организации (членом которой сам же и является). Соответственно и все сотрудники проверку знаний ПТЭ электростанций также не проходили.

Согласно п. 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек.

Таким образом, участником закупки не были представлены:

• Документы, подтверждающие соответствие требованиям Технического задания (протокола проверки знаний сотрудников, содержащие сведения о прохождении проверки знаний Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ);

• Подтверждение, что все члены комиссии прошли проверку знаний в комиссии Ростехнадзора (не представлено подтверждение в отношении члена комиссии Кокарева А.А.).

Таким образом, участником не были представлены все необходимые документы для рассмотрения его заявки, о чем совершенно справедливо и обоснованно указано судом первой инстанции.

В связи с чем, довод, изложенный УФАС по РТ в апелляционной жалобе о предоставлении участником всех документов, является несостоятельным.

Также апелляционная жалоба не содержит в себе доводы, опровергающие установленный судом факт об отсутствии ООО «ТатАИСЭнерго» право выполнять работы на электростанциях.

Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2016 года по делу №А65-6096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                               П.В. Бажан

                                                                                                                          А.Б. Корнилов