ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
августа 2016 года Дело №А65-6212/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.08.2016 в помещении суда апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2016 по делу №А65-6212/2016 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, г.Казань, к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Москва, о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России», предприятие) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.05.2016 по делу №А65-6212/2016 Арбитражный суд Республики Татарстан привлек ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
ФГУП «Почта России» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в ходе анализа документов по систематическому наблюдению в отношении ФГУП «Почта России» административный орган выявил нарушения требований абз.1 п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон №126-ФЗ), абз.2 ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон №176-ФЗ), абз.1 и 2 пп.«а» и пп.«б» п.1 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (утв.Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 №160; далее - Нормативы №160), п.4 и 5 раздела ХХ Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий (утв.Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87; далее - Перечень №87), п.6-8 Правил оказания услуг почтовой связи (утв.Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234; далее - Правила №234), п.4 и 5 лицензионных требований к лицензии №108074: 1) выемка писем из почтовых ящиков осуществлялась с нарушением контрольных сроков: в г.Казани на 1 и 3 дня; в п.г.т.Уруссу – 1 день; в г.Бугульме – 2 и 3 дня, в г.Лениногорске – 1 день; 2) в объектах почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствует: а) книга заявлений и предложений: ОПС 420133, расположенный по ул.Адоратского, д.12 в г.Казани; ОПС 423239, расположенный по ул.Клубная, д.7 в г.Бугульме; б) необходимый материал, а именно: наименование оператора почтовой связи и место его нахождения (юридический адрес) (Казань 420104, Бавлы 423931); адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс (Казань 420104, Бавлы 423931); сведения о месте приема и рассмотрения претензий (Казань 420104, Бавлы 423931); перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них (Казань 420104, Бавлы 423931); порядок адресования и выплаты почтовых переводов (Казань 420104, Бавлы 423931); порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса (Казань 420104, Бавлы 423931); срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов - перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке (Казань 420104, Бавлы 423931); перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством РФ (Казань 420104, Бавлы 423931); копия лицензии на оказание услуг почтовой связи (Казань 420104, Бавлы 423931); правила оказания услуг почтовой связи (Казань 420021, Казань 420044, Казань 420139, Казань 420100, Казань 420104, Бавлы 423930, Бавлы 423931, Бугульма 423239, Бугульма 423237, Лениногорск 423253, Лениногорск 423258, Лениногорск 423259); информация об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи (Казань 420104, Бавлы 423931); о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки (Казань 420104, Бавлы 423931); о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции (Казань 420104, Бавлы 423931); о порядке оказания универсальных услуг (Казань 420104, Бавлы 423931); 3) выявлены неоформленные почтовые ящики: ул.Сайдашева, д.19 в <...> г.Бавлы (отсутствуют наименование оператора почтовой связи, присвоенные почтовым ящикам номера, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции).
По данному факту административный орган составил протокол от 18.03.2016 №23-16-ПС об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности.
Согласно п.1 ст.29 Закона №126-ФЗ деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с Перечнем №87 к услугам связи, вносимым в лицензию, относятся, в том числе услуги почтовой связи.
ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2013 №108074 (срок действия - до 11.04.2018).
П.1 ст.46 Закона №126-ФЗ установлена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В п.4 и 5 лицензионных требований к лицензии №108074 указано, что лицензиат в соответствии с лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтовых отправлений, почтового перевода денежных средств. Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи включает в себя, в том числе обеспечение предоставления пользователю приема почтовых отправлений; обработки почтовых отправлений; перевозки почтовых отправлений; доставки (вручения) почтовых отправлений; почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи). Оказание услуг осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.4 и 5 раздела ХХ Перечня №87).
Согласно абз.2 ст.16 Закона №176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день (п.1 Нормативов №160).
В соответствии с п.6-8 Правила №234 внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения; б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий; г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них; д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов; е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса; ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов; з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке; и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; л) данные Правила; м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.
Внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация: а) о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; б) о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции; в) о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи.
На почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт совершения ФГУП «Почта России» вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ФГУП «Почта России» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение условий лицензии, предприятие не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и наличии вины ФГУП «Почта России» в его совершении.
Предприятие ссылается на нарушение срока составления протокола об административном нарушении.
Как видно из материалов дела, протокол от 18.03.2016 №23-16-ПС об административном правонарушении составлен через несколько дней после выявления правонарушения - 14.03.2016.
Между тем нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст.28.7 КоАП РФ.
Поскольку КоАП РФ не предусмотрено правовых последствий несоблюдения срока составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушение срока составления протокола в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности.
Довод ФГУП «Почта России» о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежит отклонению, поскольку действие этого закона на производство по делам об административных правонарушениях не распространяется.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 мая 2016 года по делу №А65-6212/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.С. Семушкин
Судьи А.А. Юдкин
Е.Г. Филиппова