ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-6949/2023 от 16.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11949/2023

г. Казань Дело № А65-6949/2023

16 января 2024 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Хлебникова А.Д., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобуГосударственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023

по делу № А65-6949/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803), гор. Казань к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), гор. Казань об отмене постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Общество, ООО "УК "ПЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее – административный орган, Госкомитет) об отмене постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023, заявление Общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 031/23.

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, не согласившись с судебными актами по делу, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

ООО "УК "ПЖКХ" представлен отзыв, которым Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Кассационные жалобы на судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц ста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - пяти тысяч рублей, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, в силу части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. и в том случае, если дело, относящееся к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (пункты 3, 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не рассматривалось в порядке упрощенного производства в связи с применением положений части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.03.2023 Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в отношении заявителя вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 031/23, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования.

Не согласившись с постановлением № 031/23 от 02.03.2023, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что административным органом не представлено надлежащих доказательств взимания ООО "УК "ПЖКХ" платы за услуги по обращению с ТКО с нарушением установленного порядка ценообразрования.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный порядок ценообразования.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является занижение регулируемых государством тарифов, установленных к ним надбавок, нарушение установленного порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как установлено судами, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет на территории Республики Татарстан регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 01.01.2019 заявитель обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО в Западной зоне деятельности в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 № 149 и нормативными актами Российской Федерации.

В границах зоны деятельности регионального оператора находится, в числе прочих и Лаишевский муниципальный район.

Как следует из материалов дела, в адрес органов исполнительной власти Республики Татарстан в августе 2022 года поступило коллективное обращение жителей д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан по вопросу начисления платежей за фактически не оказанную услугу по обращению с ТКО (зарегистрировано Госкомитетом 15.08.2022 за номером № Кол-1221).

Исходя из содержания обращения следует, что в августе 2022 года порядка 106 домовладений д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» произведены начисления, выставлены квитанции за июль 2022 года от АО «Татэнергосбыт», в которых дополнительной строкой указана задолженность за услугу по обращению ТКО с 01.01.2019 в размере от 1 тыс.руб. до 20 тыс.руб.

Вместе с тем, по информации заявителей, в д. Зимняя горка фактически вывоз ТКО за указанный период не производился, договоры с региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» по обращению с ТКО не заключались, что подтверждается отсутствием на территории д. Зимняя горка контейнерной площадки для накопления ТКО, обращениями жителей в систему «Народный контроль».

ООО «УК «ПЖКХ» письмом от 31.08.2022 № 8281 представлена информация, что сумма начислений за услугу «Обращение с ТКО», оказанную потребителям д. Зимняя горка Лаишевского муниципального района в июле 2022 года составляет 230 133 руб. 20 коп. Сумма перерасчета начислений за период до июля 2022 года - 7 434 078 руб. 65 коп. Общая сумма выставленных требований оплаты, с учетом перерасчетов, корректировок в августе 2022 года за июль 2022 года составляет 7 664 211 руб. 85 коп.

При этом ООО «УК «ПЖКХ» не представлено сведений и документов, подтверждающих установление контейнеров (контейнерных площадок) на территории д. Зимняя горка, а также вывоз твердых коммунальных отходов с территории д. Зимняя горка. Исходя из представленного Обществом письма от 31.08.2022 № 8281 отчетов по фактически вывезенным объемам за период 2020 - 2022 гг. на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района вывоз ТКО с территории д. Зимняя горка производился только 6 и 12 июля 2021 года.

06.09.2022 Госкомитетом по факту извлечения региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» необоснованной выгоды в связи с ненадлежащим оказанием услуг по обращению с ТКО путем начисления в отношении жителей д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан платы за не оказанные услуги, в отношении ООО «УК «ПЖКХ» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 158/22.

09.02.2023 в Госкомитет вновь поступило обращение жителя д. Зимняя горка (вх. № Б-292) по факту начисления платежей за фактически не оказанную услугу по обращению с ТКО.

Из обращения следует, что в адрес гражданина региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» произведены начисления, выставлена квитанция за декабрь 2022 года от АО «Татэнергосбыт», в которой указаны начисления за услугу по обращению с ТКО по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32, в размере 21 518 руб. 94 коп. (в том числе задолженность в размере 20 955 руб. 29 коп.), пени 657 руб. 95 коп. Вместе с тем, в д. Зимняя горка фактически вывоз ТКО не производится, договор с региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» по обращению с ТКО не заключался, в деревне нет ни одного мусорного контейнера.

Согласно представленной ООО «УК «ПЖКХ» информации письмом от 02.03.2023 № 2026 по лицевому счету № 5628631838 (Республика Татарстан, Лаишевский район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32) начислено с марта 2019 года по декабрь 2022 года - 22 084 руб. 35 коп., сумма платежей за период – 565 руб. 41 коп., сумма задолженности - 21 518 руб. 94 коп., пени – 657 руб. 95 коп.

По информации регионального оператора вывоз ТКО на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района осуществляется с мест (площадок) накопления ТКО д. Кзыл-Иль, д. Каипы, с. Егорьево, с. Бима, с. Новая Бима, п. Пальцовка, что подтверждается представленными отчетами по фактически вывезенным объемам.

При этом ООО «УК «ПЖКХ» не представлено сведений и документов, подтверждающих вывоз твердых коммунальных отходов с территории д. Зимняя горка.

Административным органом установлено, что ООО «УК «ПЖКХ» в счете за декабрь 2022 года по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, д. Зимняя горка, ул. Цветочная, д. 32, выставило плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включающую, в том числе, перерасчет за предшествующие периоды.

В связи с изложенным, административный орган пришел к выводу об извлечении региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» необоснованной выгоды в связи с ненадлежащим оказанием услуг по обращению с ТКО путем начисления в отношении гражданина, проживающего в д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан, платы за не оказанные услуги является нарушением действующего порядка ценообразования, поскольку в отсутствие фактически вывезенных ТКО с территории населенного пункта, ООО «УК «ПЖКХ» не несло затрат на перевозку отходов.

Формулируя приведенный вывод, административный орган исходил из того, что региональным оператором не осуществлялось фактической деятельности по обращению с ТКО в д. Зимняя горка (Общество не предоставляет услугу по сбору, транспортировке и размещению ТКО, поскольку отсутствует площадка для сбора ТКО, а также доказательства сбора (накопления) ТКО в указанном населенном пункте), следовательно, начисления в отношении гражданина, проживающего в д. Зимняя горка Лаишевского района Республики Татарстан, платы за не оказанные услуги является нарушением действующего порядка ценообразования, поскольку в отсутствие фактически вывезенных ТКО с территории населенного пункта, ООО «УК «ПЖКХ» не несло затрат на перевозку отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1 - 4.3, ч. 2 ст. 14.6, ст. 23.51, ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, п. 4.8.21 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам», Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 031/23 от 02.03.2023, согласно которого ООО «УК «ПЖКХ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за нарушение порядка ценообразования, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Суды, признавая незаконным постановление о привлечении Общества к административной ответственности, исходили из следующего:

Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в том числе в сфере в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует исходить из того, что ценообразование – это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу пункта 1 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Согласно пункту 2 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Судами отмечено, что вмененное Обществу нарушение, выразившееся в ином нарушении порядка ценообразования, фактически сведено административным органом к взиманию платы при ненадлежащем, по его мнению, оказании Обществом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.

Однако, как верно указано судами, ненадлежащее оказание услуг не входит в объективную сторону части 2 ст. 14.6 КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении порядка ценообразования.

Кроме того, оказание Обществом услуг по вывозу ТКО и выставление платы по установленным нормативам презюмируется в силу закрепленного за ним статуса регионального оператора.

Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу положений статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Такой договор является публичным для регионального оператора.

Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, разделом I (1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании пункта 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.

При этом положениями Правил № 1156 установлено, что потребитель – это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В силу пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил № 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.

В силу пункта 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами № 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил № 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 4 данной статьи органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Тем самым, данные о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов должны быть внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органом, уполномоченным на осуществление этих действий.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан урегулированы Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2018 № 1202 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан».

В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

С учетом изложенного, судами верно отмечено, что создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.

Согласно разделу 3 Территориальной схемы № 149 места накопления ТКО нанесены на карту Республики Татарстан, включенную в состав электронной модели Территориальной схемы, которая размещена в сети Интернет, при этом соответствующее место накопления ТКО в д. Зимняя Горка Территориальной схемой № 149 не определено.

При этом, Общество осуществляет оказание услуг как региональный оператор на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, куда входит и д. Зимняя Горка.

Как установлено в рамках административного дела, в 2021 году органами местного самоуправления Егорьевского сельского поселения в д. Зимняя горка была обустроена контейнерная площадка для накопления ТКО, откуда Общество осуществляло вывоз ТКО, однако она была самовольно демонтирована.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении СК ВС РФ от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978, процесс образования отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека. Соответственно, обязанность населения по внесению платы за обращение с отходами является императивно установленной в силу действующего законодательства.

В соответствии с нормами действующего законодательства, право на взимание такой платы предоставлено только региональному оператору, определенному в установленном законом порядке.

Поскольку ООО «УК «ПЖКХ» на территории Лаишевского муниципального района осуществляет регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, следовательно, только ему предоставлено право на выставление счетов за вывоз ТКО проживающим, в том числе в населенном пункте – д. Зимняя Горка.

Оснований полагать, что у жителей д. Зимняя Горка не образуются ТКО, не имеется, при этом законодательно установлено отсутствие возможности утилизации ТКО жителями самостоятельно.

Доказательств того, что имеет место уклонение регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых абонентом, вынужденного в такой ситуации заключить договор на вывоз ТКО с иным лицом, административным органом в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности факта ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО со стороны ООО «УК «ПЖКХ».

Судами отклонен довод административного органа о необоснованном получении Обществом прибыли при отсутствии затрат в связи со следующим.

Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации. Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль. Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Госкомитетом приведены расчеты, свидетельствующие, по его мнению, о том, что затраты по вывозу ТКО с территории д. Зимняя Горка не учитывались при установлении тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Однако, согласно п. 18 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 2.1 Экспертного заключения по установке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «УК «ПЖКХ» на 2023 год, при установлении расходов на транспортирование на 2023 год Госкомитетом по тарифам РТ утверждена сумма расходов на транспортирование без расшифровки стоимости за 1 куб.м и объема на транспортирование ТКО. При этом общий объем ТКО на 2023 год принят в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами Республики Татарстан, и, в частности, учтен объем ТКО в целом по Лаишевскому району без разделения на отдельные населенные пункты. Расчет тарифа осуществлен с учетом объема ТКО согласно данным Территориальной схемы на основании данных о расстоянии от центра муниципального района, а не конкретного места сбора ТКО, до объектов размещения отходов (полигон).

Соответственно, при расчете тарифа регионального оператора для заявителя учтены расходы на транспортирование ТКО, в т.ч. все расходы по Лаишевскому муниципальному району в соответствии с Территориальной схемой.

Принимая во внимание, что объемы ТКО определены на основании расчетных и прогнозируемых данных, и не учитывают количество жителей, проживающих в конкретном населенном пункте, не имеется оснований полагать, что Общество в этой ситуации получает какую-либо необоснованную прибыль.

Тарифы в отношении регулируемого вида деятельности устанавливаются именно Госкомитетом, и Общество не может нести ответственность за правильность установления тарифа регулятором.

Доказательств взимания платы за услуги с нарушением установленного тарифа административным органом не представлено.

Суды, установив, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества нарушения порядка ценообразования, правомерно удовлетворили требования заявителя и признали незаконным постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 031/23.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

Доводы заявителя жалобы не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны ранее заявлявшимся в судах доводам, которым дана соответствующая правовая оценка. Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.

Арбитражные суды двух инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.

Руководствуясь 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 по делу №А65-6949/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Хлебников А.Д.