ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-7822/18 от 11.09.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства и не вступившего в законную силу

11 сентября 2018 года Дело №А65-7822/2018

город Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной О.Е.,

рассмотрев дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «О2» на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018, принятое в порядке упрощенного производства по делу №А65-7822/2018 судьей Хафизовым И.А.,

по иску Министерства транспорта Красноярского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «О2» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо: краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» о взыскании в доход бюджета Красноярского края 372 855,53 руб., в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной(ым) дороге(ам) общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта Красноярского края, город Красноярск, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «02», город Набережные Челны, о возмещении вреда, причиненного автодороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза в сумме 372 855 руб. 53 коп. в доход бюджета Красноярского края.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2018 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, в удовлетворении ходатайства ООО «О2» о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано.

В удовлетворении ходатайства ООО «О2», г.Набережные Челны, о привлечении к участию в деле в качестве ответчика - ООО «Велесстрой» отказано.

Исковые требования Министерства транспорта Красноярского края удовлетворены.

С общества с ограниченной ответственностью «О2» взыскано в пользу Министерства транспорта Красноярского края 372 855 руб. 53 коп. в возмещение вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.

Платёжные реквизиты для перечисления суммы возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге общего пользования Красноярского края тяжеловесным транспортным средством:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (Министерство транспорта Красноярского края л/с 04 192051 660) ИНН/КПП <***>/246601001 Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю БИК 040407001, р/счет <***> КБК 711 1 16 37 020 02 0000 140 ОКТМО 047 01 000.

С ООО «О2» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 10 457 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «О2», ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права, просит отменить решение суда, принятое в порядке упрощенного производства и привлечь к участию в деле ООО «Велесстрой» (л.д. 8).

В соответствии со статьей 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 (т.3 л.д. 2) принята к производству апелляционная жалоба ООО «О2» на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018, разрешенное в порядке упрощенного производства, для единоличного рассмотрения судьей без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам, которым установлены сроки представления сторонами доказательств и отзыва, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 04.05.2016 ООО «Велесстрой (клиент) и ООО «02» (экспедитор) заключили договор транспортно-экспедиционных услуг № ДКС/00/002016-295, в соответствии с которым экспедитор согласно утвержденным сторонами тарифам на услуги экспедитора, выполняет или организует выполнение комплекса услуг, связанных с перевозкой груза.

На основании заявки № 66 клиента экспедитор организовал перевозку груза автомобилем тент 20/92 тягач «Mercedes-Benz» <***>, зарегистрированного за ООО «О2», что подтвержден6о справкой о регистрации транспортного средства от 09.04.2018 и свидетельством о регистрации транспортного средства <...>.

20.04.2017 водитель ФИО1, управляя автомобилем «Mercedes-Benz», государственный регистрационный знак <***>, с полуприцепом КОШМА №/S, государственный регистрационный знак АЕ 3208 82, следовал с грузом по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края «Подъезд к станции Карабула», «Канск - Абан - Богучаны» (включая а/д «Обход Абана»), «Глубокий обход города Красноярска» по маршруту: «Таежный -Набережные Челны» протяженностью 323 км.

В ходе проведения совместных мероприятий на основании Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы и (или) тяжеловесные грузы по автодорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края от 15.01.2011 (т.1 л.д. 68), заключенного Министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен Акт № 41, из которого следует превышение предельно допустимых значений веса, а именно: нагрузки на ось; ось №1 - 6.88 (предельно допустимая - 6.00), ось №2 - 8.54 (предельно допустимая - 6.00), ось №3- 4.98 (предельно допустимая - 4.00), ось №4 - 5.20 (предельно допустимая - 4.00), ось №5 - 5.04 (предельно допустимая - 4.00), что свидетельствует об осуществлении перевозки тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации: допущено превышение полной массы и осевых нагрузок автотранспортного средства, что подтверждено расчетом размера вреда и отсутствием специального разрешения на перевозку такого груза.

В отношении водителя ФИО1 составлен протокол от 20.04.2017 № 596344 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ (перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения), составленным инспектором Госавтоинспекции.

26.12.2017 и 07.02.2018 Министерством по фактическому и юридическому адресам ответчика направлены претензии (т.2 л.д. 14, 20) с требованием о возмещении вреда, причиненного перевозкой тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края в сумме 372 855 руб. 53 коп.

Невозмещение ответчиком предъявленного к взысканию ущерба явилось основанием для обращения Министерства с иском в суд.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 № 205-п спорная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Обязанность владельцев транспортных средств при получении специального разрешения согласовать маршрут движения транспортного средства и возместить вред, причиняемый при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, установлена частями 1 и 3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ.

Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 (соответственно) к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272.

В соответствии с пунктом 2.2.2 «Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 № 125 весовой контроль на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения: взвешивание транспортных средств. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов и введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.

При этом, в соответствии с пунктом 2 Правил возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (пункт 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».

Расчет размера вреда, причинённого транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования края произведен в соответствии с порядком, установленным в пункте 6 Правил возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс транспортных средств, указанных в Приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и составляет 372 855 руб.53 коп.

Таким образом, владелец транспортного средства обязан возместить вред, причинённый транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильной дороге, в размере, утвержденном Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 № 178-п.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов...), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (часть 1 статьи 1079 Кодекса).

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо ином законном основании.

Принимая во внимание содержание приведенных постановлений и правил, учитывая обстоятельства спора, документально подтвержденное превышение осевой нагрузки автотранспортного средства в отсутствии специального разрешения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края в сумме 372 855 руб. 53 коп.

Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление и распоряжение государственной собственностью края в области дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п и в соответствии с пунктом 3.18. Положения к его компетенции отнесено осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

Согласно Закону Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2877 «О краевом бюджете 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов» Министерство транспорта Красноярского края входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (строка № 569 Приложения 2 к Закону).

В соответствии с частью 2 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, которым является Министерство транспорта Красноярского края - надлежащий истец по рассматриваемому делу.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Арбитражный апелляционный суд не находит оснований к отмене судебного акта, принятого в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части решения.

Суд первой инстанции, принимая во внимание представленные истцом документы, доказанность заявленных исковых требований, сформировавшуюся судебную практику, безусловную ответственность ответчика-владельца транспортного средства, обязанного возместить ущерб надлежащему истцу, правомерно принял исковое заявление Министерства транспорта Красноярского края для рассмотрения в порядке упрощенного производства, отказав в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле ООО «Велесстрой» и удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Исследуя доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 101, 110, статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018, принятое в порядке упрощенного производства по делу №А65-7822/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «О2» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья О.Е. Шадрина