ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 августа 2015 года Дело №А65-8187/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района» - не явился, извещен,
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 года по делу № А65-8187/2015 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района» (ОГРН 1061658047824, ИНН 1658076522) г. Казань, Республика Татарстан,
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района», г. Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан №МО-3117 от 06.03.2015 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п.23 Постановления Правительства РФ от 28.012006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
Соответственно, собственники проживающие в цокольном этаже, в силу прямого указания закона освобождены от уплаты взносов по статье «капитальный ремонт».
Также, по мнению подателя жалобы, данный спор не подлежал рассмотрению в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Податель жалобы ссылается на то, что требования, изложенные в предписании, образуют состав административного правонарушения, посягающего на права и законные интересы граждан при оказании услуг между потребителями и исполнителем, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Податель жалобы считает, что доказательств того, что выданное предписание непосредственно нарушает права ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района», связанные с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, материалы дела не содержат.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
06.03.2015 на основании Распоряжения №МО-3117 от 02.03.2015 Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая документальная проверка.
В ходе проведения проверки Инспекцией было обнаружено, что жителю кв. 28 д. 19 по ул. Рахимова за январь 2015 г. был произведен перерасчет по жилищной услуге «капитальный ремонт» за период с августа по декабрь 2014 г., а именно, в нарушение ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Обществом производились начисления по статье «капитальный ремонт», поскольку Постановлением Главы администрации г. Казани от 13.06.2003 №971 «О признании жилых домов и помещений не пригодными для постоянного проживания (ветхими)» цоколь дома 19 по ул. Рахимова признан не пригодным для постоянного проживания (ветхим).
По результатам проверки был составлен акт проверки №МО-3117 от 06.03.2015, на основании которого заявителю было выдано предписание №МО-3117 от 06.03.2015, согласно которому Обществу предписано устранить указанное выше нарушение в срок до 10.04.2015.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно статье 175 ЖК РФ также установлено, что владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья; 2) осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 171 ЖК РФ при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом верно отмечено в решении, что из анализа указанных положений ЖК РФ следует, что с момента вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ (с 26 декабря 2012 года) сбор и аккумуляцию взносов на капитальный ремонт могла осуществлять только организация, которая в установленном порядке была уполномочена формировать фонд капитального ремонта в отношении соответствующего жилого дома.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 169 ЖК РФ единственным основанием для возникновения у собственников обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт является истечение восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан», многоквартирный дом по ул. Рахимова, 19 включен в региональную программу.
Также согласно приложению №2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2008 №901 «Об утверждении Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год» многоквартирный жилой дом по ул. Рахимова, д. 19 был включен в перечень подлежащих капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта на 2009 год.
Суд правильно исходил из того, что у собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Инспекция в обоснование вынесения оспариваемого предписания ссылается на Постановление главы администрации г. Казани от 13.06.2003 №971 «О признании жилых домов и помещений не пригодными для постоянного проживания (ветхими)», согласно которому цоколь дома 19 по ул. Рахимова признан не пригодным для постоянного проживания (ветхим).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», устанавливающего требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, непригодным для проживания может быть признано только жилое помещение, а многоквартирный жилой дом может быть признан лишь аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Следовательно, понятия «непригодное для проживания» и «аварийное и подлежащее сносу или реконструкции» в действующем законодательстве не являются равнозначными и применяются по различным основаниям.
В силу ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Судом первой инстанции правильно учтено, что ответчиком не представлены доказательства признания многоквартирного дома именно аварийным и подлежащим сносу в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Судом также правильно указано на то, что само по себе признание цоколя дома №19 по ул. Рахимова г. Казани не пригодным для постоянного проживания (ветхим), при отсутствии признания всего дома аварийным и подлежащим сносу, не является по смыслу ч. 2 ст. 169 ЖК РФ основанием для освобождения как собственников жилых помещений цоколя многоквартирного дома, так и остальных собственников жилых помещений указанного дома от внесения платы за капитальный ремонт.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что Инспекцией не доказано, что Обществом произведены начисления по статье «капитальный ремонт» в нарушение действующего законодательства, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Из толкования вышеприведенных норм права следует, что на собственников не может быть возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.
Каких-либо ограничений по начислению взносов на капитальный ремонт для собственников помещений многоквартирного дома, часть которого признана не пригодным для постоянного проживания (ветхим), действующее законодательство не содержит.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2009 г. № 11567 «О признании многоквартирных домов г.Казани аварийными и подлежащими сносу либо аварийными и подлежащими реконструкции или реставрации» утвержден перечень многоквартирных домов г. Казани, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В указанный перечень, многоквартирный дом № 19 по ул.Рахимова г.Казани не включен.
Таким образом, собственникам указанного дома правомерно производятся начисления платы по статье «капитальный ремонт».
Ссылка подателя жалобы на то, что данный спор не подлежал рассмотрению в Арбитражном суде Республики Татарстан, также отклоняется апелляционным судом, поскольку требования, изложенные в предписании, образуют состав административного правонарушения, посягающего на права и законные интересы граждан при оказании услуг между потребителями и исполнителем, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ.
Статья 14.7 КоАП РФ расположена в Главе 14 КоАП РФ, регулирующей правоотношения в области предпринимательской деятельности, что соответствует подведомственности арбитражных судов согласно ст.27 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 года по делу №А65-8187/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи П.В. Бажан
А.Б. Корнилов